IPO Airbnb - оглушительный успех андеррайтеров » Элитный трейдер
Элитный трейдер


IPO Airbnb - оглушительный успех андеррайтеров

14 декабря 2020 ИХ "Финам" | Airbnb Делицын Леонид
Акции сервиса аренды жилья Airbnb в первый день после IPO на бирже NASDAQ росли на 142,6%, до $165 при цене размещения в $68 за бумагу. Компания провела IPO в среду, 9 декабря. В ходе листинга Airbnb привлекла около $3,4 млрд без учета покупки дополнительных акций организаторами. В России акции будут доступны на Санкт-Петербургской бирже. Организаторами IPO Airbnb выступили Morgan Stanley, Goldman Sachs, Barclays, Citigroup и другие банки. В течение 30 дней они смогут купить дополнительные 5 млн акций со скидкой от цены IPO.

IPO Airbnb (ABNB) вошло в историю, и станет кейсом, к которому будут регулярно обращаться, так же как IPO компаний Google, Facebook и Uber. В первую очередь как образец высокого мастерства андеррайтеров, которые начали с осведомления публики о том, что оценка капитализации Airbnb составит около $30 млрд, в ходе размещения подняли её до $42 млрд, а на торгах в максимуме поднялась до $99 млрд. И это за компанию, которую весной фонды Silver Lake и Sixth Street спасали по оценке $17 миллиардов! На закрытии цена немного охладилась до $144, а капитализация – до $86 млрд. Это значительно выше, чем наши прогнозы, мы ожидали $91 за акцию на закрытии и капитализацию в $54 млрд. На мой взгляд, андеррайтеры не просто продемонстрировали высокое искусство. Они показали широкому кругу "единорогов", ждущих своего часа, что у них есть технология создания повышения капитализации в 5 раз в течение одного года.

Цена размещения предварительно определялась на аукционе. Этот механизм в этом году применила также разработчик игрового 3-D движка Unity (U) и оператор доставки еды DoorDash (DASH). Считается, что аукцион является лекарством против эффекта андерпрайсинга. При обычных IPO андеррайтеры занижают цену размещения, чтобы их клиенты наверняка выиграли. В первый день торгов цена часто взвивается вверх, и это считается доказательством того, что компания и продающие акционеры получают в ходе IPO меньше, чем могли бы за свои акции. А при аукционе новые инвесторы не просто подают заявку на количество акций, которое согласятся приобрести – они указывают цены и количество акций, которые купят по такой цене. Потом андеррайтеры подводят итоги и выбирают цену отсечки, такую, чтобы акции достались тем, кто готов был заплатить больше. По этой цене акции и достаются инвесторам. Действительно, в результате аукциона цена размещения Airbnb поднялась до $68 за акцию. Тем не менее, как и в случае Unity и DoorDash, потенциал роста цены аукцион далеко не исчерпал.

Зачем андеррайтерам демонстрировать рынку чудо? Причём дважды, поскольку с DoorDash было проделано то же самое. На мой взгляд, одна из причин – нашествие бланковых компаний или SPAC-ов. Хотя обсуждаем мы в основном IPO хайтека и потребительского сектора, в сумме на них приходится только 22% всех IPO. А вот на бланкчеки – 29%. Бланкчеки привлекают средства в тиши, но много и неустанно. В этом году они проделали это уже 229 раз – больше, чем за все десять предыдущих лет. Самым умным и обаятельным инвестиционным менеджерам планеты в управлении передали $77 млрд. На такие деньги можно совершить 22 таких IPO, как AirBnB, и больше ста таких, как C3.ai или Certara, которые привлекли $650 млн и $670 млн соответственно.

Одновременно на входе у рынка столпилось стадо из 502 перезрелых "единорогов" c суммарной капитализацией $1,6 трлн. Их инвесторы уже хотят возврата на инвестиции. И если владельцы "единорогов" готовы расстаться с 5% акций, то это составит как раз $80 млрд. Короче говоря, SPAC-и привлекли достаточно денег, чтобы провести на рынок всех "единорогов" мимо андеррайтеров. Это, конечно, преувеличение, поскольку среди SPAC-ов много мелких. Но много и достаточно больших!

В этой ситуации андеррайтеры показали эмитентам, что они способны сделать. Да, SPAC-и могут превратить в публичные компании изобретателей батарей, которых нет (как в случае Nikola), космический туризм и онлайн-казино. Однако известно, что компания Airbnb отклонила предложение Билла Акмана выйти на биржу через его SPAC Pershing Square Tontine Holdings Ltd. А в него закачано $5,09 млрд – это даже больше, чем Airbnb привлекла на IPO. В чём дело? Дело в том, что за свои 3,4 миллиарда долларов инвесторы фондового рынка получили 0,5% голосов в совете директоров Airbnb. А вот Билл Акман за свои 5 миллиардов, весьма вероятно, хотел бы получить блокпакет. После чего основатели, дизайнеры Брайан Чески и Джо Геббиа вместе с примкнувшим программистом Нейтом Блейчаржиком, превратились бы в почётных членов совета директоров. У них сейчас по 14-15% голосов. В придачу к миллиардам Акмана, они обрели бы его самого в качестве верховного босса.

Однако 37 старых добрых андеррайтеров во главе с Morgan Stanley, Goldman Sachs и длинным рядом ветеранов, наглядно показали "единорогам": не надо Акмана, не надо SPACов! По крайней мере для таких знаковых компаний, как Airbnb. Достаться SPAC-ам – это удел тех, кто хвастается батареями, которых нет, или тех, о ком никто не знает. А таким, как Airbnb бояться андерпрайсинга не надо. Да, надо немного уступить в цене на размещении, но ведь это – карманные деньги! Основатели продали по чуть-чуть с уступкой, но рынок вздул цену на торгах вдвое, и стоимость оставшихся пакетов удвоится. Компания получила $3,4 млрд и оценку в $86 млрд всего лишь за 0,5% голосов акционерного собрания.

А я было уже начал переживать, что IPO исчезнут, и вместо этого из скорлупы SPAC-ов станут вылупляться готовые публичные компании. Но, похоже, мгновенной революции ждать рано. Андеррайтеры хорошо потрудились, чтобы IPO сохранили привлекательность для эмитентов.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter