Прибыль «Транснефти» упала до многолетнего минимума на фоне сделки ОПЕК+

«Транснефть» — мировой лидер по объемам транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. На 30 сентября 2020 года общая протяженность сети нефтепроводов компании составляет 50,8 тысячи километров.

Компания занимает монопольное положение в России на рынке транспортировки нефти. За период с января по сентябрь текущего года она транспортировала около 83% всей добываемой нефти в России и около 30% выпускаемых светлых нефтепродуктов.

В первой половине 2020 года в нефтегазовой отрасли произошел кризис на фоне пандемии. Из-за этого снизился спрос на углеводороды, что привело к резкому падению цен и заставило крупнейших экспортеров экстренно договариваться о дополнительном снижении объемов добычи нефти с 1 мая текущего года в рамках ОПЕК+.

Все это негативно отразилось на бизнесе «Транснефти». Она снизила объемы транспортировки нефти через трубопроводную систему и морские порты на фоне сокращения добычи нефти российскими компаниями.

Как кризис отразился на операционных показателях

За первые 9 месяцев 2020 «Транснефть» транспортировала 334,8 млн тонн нефти внешним покупателям. Это на 8% меньше результатов аналогичного периода прошлого года.

Прибыль «Транснефти» упала до многолетнего минимума на фоне сделки ОПЕК+


При этом поставки на нефтеперерабатывающие заводы в России снизились лишь на 4% — до 176,4 млн тонн, а основное падение пришлось на объемы экспорта, которые сократились на 12%.

Основной объем нефти экспортируется в страны дальнего зарубежья: Китай и Европу. По результатам 9 месяцев 2020 года экспорт туда упал до 148,9 млн тонн, что стало худшим результатов последних лет.

По итогам 9 месяцев объемы транспортировки нефтепродуктов выросли относительно прошлого года и составили 29 млн тонн. Из них 74% ушло на экспорт в дальнее зарубежье. Основную долю экспорта составили поставки дизельного топлива.




Тарифы для компании

«Транснефть» — естественная монополия. Плату за свои услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов компания назначает на основании тарифов, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба в рублях.

При этом с 2021 по 2030 год рост тарифов на транспортировку нефти будет устанавливаться правительством на уровне 99,9% от прогнозируемого уровня инфляции на ближайший год.

С учетом девальвации рубля «Транснефть» имеет один из самых низких тарифов в мире по транспортировке нефти среди компаний-аналогов.



Средний удельный тариф на транспортировку нефти на 1 декабря 2020 года, в долларах за 100 т-км



Финансовые показатели

По итогам 9 месяцев 2020 года выручка «Транснефти» снизилась на 10% год к году — до 716,4 млрд рублей. Падение стало следствием сокращения объемов поставок нефти в связи со сделкой ОПЕК+.



Транспортировка нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешние рынки — основные источники дохода, на долю которых за 9 месяцев текущего года пришлось 77,8% от всей выручки.

«Транснефть» зарабатывает на самостоятельной продаже нефти и нефтепродуктов в рамках договора с Китайской национальной объединенной нефтяной корпорацией. Договор заключен на 20 лет. «Транснефть» обязана поставлять 6 млн тонн сырой нефти в Китай ежегодно. Эта нефть покупается у «Роснефти».

Кроме того, «Транснефть» контролирует крупнейшего портового оператора — НМТП. За 9 месяцев 2020 года экспорт нефти в дальнее зарубежье через морские порты составил 85 млн тонн.

Услугами «Транснефти» пользуются крупнейшие российские государственные и частные нефтяные компании, а также национальная объединенная нефтяная корпорация.




Операционные расходы «Транснефти» за 9 месяцев 2020 года составили 373,8 млрд рублей. Это на 10% меньше относительно аналогичного периода предыдущего года. Основной причиной сокращения затрат стало падение себестоимости реализации нефти и нефтепродуктов.

В итоге операционная прибыль рухнула на 19%: с 221,7 до 179,3 млрд рублей.



Прочие расходы выросли почти в 4 раза — до 24,2 млрд рублей. В отчетный период некоторые участки нефтепродуктопроводов оказались загруженными не полностью. Из-за этого снизился ожидаемый денежный поток от их эксплуатации. В результате компания переоценила эти активы и признала убыток от обесценивания на 21,1 млрд рублей.

«Транснефть» владеет долями в компаниях, которые занимаются транспортировкой нефти и нефтепродуктов, транспортной обработкой грузов, а также оптовой торговлей электрической и тепловой энергией. По итогам 9 месяцев этого года возник убыток в 5,6 млрд рублей вместо прибыли в 2,3 млрд рублей за аналогичный период прошлого года от участия в совместных и зависимых компаниях на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Финансовые расходы «Транснефти» снизились в 3 раза — до 7,1 млрд рублей — из-за переоценки курсов валют на фоне девальвации рубля.

Как итог — чистая прибыль компании за январь — сентябрь 2020 года снизилась до минимума последних лет и составила 109,7 млрд рублей. Это на 30% ниже результатов аналогичного периода прошлого года.



Долги

Общий долг холдинга вырос с начала года на 1% — до 646 млрд рублей. Около 90% долга «Транснефти» в рублях, а 10% — в долларах. Уровень долговой нагрузки компания рассчитывает по мультипликатору «общий долг / EBITDA». На 30 сентября 2020 года он составил всего 1,4, что свидетельствует о стабильном финансовом положении компании.

При этом чистый долг «Транснефти» снизился на 17% — до 459,9 млрд рублей. Это случилось из-за резкого роста объема денег и их эквивалентов на счетах: с 83,6 млрд рублей в начале года до 186 млрд рублей на 30 сентября.




Дивиденды

Все обыкновенные акции «Транснефти» принадлежат государству. На Московской бирже торгуются только привилегированные акции, для которых в уставе компании прописано особое условие: компания должна направлять на них не менее 10% от чистой прибыли по итогам года, при этом размер выплаты на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем на одну обыкновенную акцию.

В дивидендной политике компании написано, что базовый уровень дивидендных выплат составляет 25% от чистой прибыли по МСФО, которая может быть скорректирована с учетом разовых и неденежных статей финансовой отчетности. А по факту компания с 2017 года направляет на дивидендные выплаты не менее 50% от скорректированной чистой прибыли.

В сентябре на годовом собрании акционеров компания утвердила дивиденды по итогам 2019 года в размере 11 612 Р на привилегированную акцию, что составило 53,1% скорректированной чистой прибыли.

В начале декабря состоялась телефонная конференция с инвесторами и аналитиками, на которой первый вице-президент компании заявил, что вопрос о пересмотре дивидендной политики «Транснефти» назрел. Но менеджмент ждет, когда будет готов документ Минфина, регламентирующий выплаты дивидендов госкомпаниями, чтобы корректировать дивидендную политику с учетом полученных рекомендаций.



Что в итоге

Кризис в углеводородной отрасли негативно повлиял на операционные и финансовые результаты «Транснефти» по итогам первых 9 месяцев текущего года. Из-за снижения объемов добычи нефти российскими компаниями с мая этого года по соглашению ОПЕК+ уменьшились и объемы транспортировки нефти, что привело к падению выручки и чистой прибыли.

Договор между странами ОПЕК+ будет оказывать давление на операционные и финансовые показатели компании. До конца 2020 года страны ОПЕК+ обязаны сокращать добычу нефти на 7,7 млн баррелей в сутки, а с января 2021 года, согласно новым договоренностям, ограничения составят 7,2 млн баррелей в сутки.

Государственная тарифная политика тоже ограничивает рост «Транснефти». Компания не может самостоятельно поднимать цену на свои услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов.

При этом в 2019 году «Транснефть» завершила вложения в развитие трубопроводной системы и планирует в 2020—2024 годах основную часть инвестиций направлять на обновление ее технологий и реконструкцию. Есть все основания ожидать, что в 2021 году компания зафиксирует в дивидендной политике норму о дивидендных выплатах в размере не менее 50% от скорректированной чистой прибыли, которая по факту выполняется с 2017 года.
Источник: https://journal.tinkoff.ru

Под давлением
БКС Экспресс | Акции | S&P 500 (GSPC)
Рост доходности гособлигаций США, риски инфляции и падение рынков. Что нужно знать
БКС Экспресс | Облигации
Как поживают мировые отельеры
БКС Экспресс | Обзор рынка
Доходность Treasuries растет
БКС Экспресс | Акции | ТВ
Курс доллара, установленный ЦБ РФ с 27 февраля, составляет 74,44 руб. (+96,26 коп.), курс евро -
УНИВЕР Капитал | Обзор рынка
Рейдеры на STForex приговорены к тюремным срокам
Forex Magnates | Новости
Ставка Disney на стриминг сыграла
Фридом Финанс | Компании | The Walt Disney Company
Экс-сотрудники ФСБ получили 9 и 12 лет колонии за вымогательство взятки в биткоинах
ForkLog | Новости | Bitcoin (BTC|USD)
Очередная попытка коррекции рынков
Обзор рынка | ТВ
Золото падает на фоне оптимизма и роста доходности облигаций США
Золотой Запас | Металлы | Gold (XAU/USD)
Global Blood расширяет продуктовую линейку
Фридом Финанс | Компании
NVIDIA смотрит в будущее с оптимизмом
Фридом Финанс | Компании | NVIDIA
Причины снижения основных индексов
General Invest | Акции

Еще материалы
Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=537595 обязательна Условия использования материалов