25 декабря 2020 БКС Экспресс | АЛРОСА
Bybit запустила премаркет токена Notcoin
Реклама
BCS Global Markets и БКС Мир инвестиций провели онлайн-конференцию с частными инвесторами с участием начальника управления по корпоративным финансам АЛРОСА Сергеем Тахиевым.
Компания является одним из мировых лидеров в отрасли алмазодобычи и крупнейшим в мире производителем алмазов в каратах — на ее долю приходится около 30% мировой и более 90% российской добычи алмазов.
— Как вы оцениваете влияние коронавируса на потребление бриллиантов/алмазов?
— Негативно, несмотря на некоторые позитивные проявления, которые отражались в спросе на драгоценные камни при стремлении потребителей тратить накопления на покупку «физических» активов с инвестиционной ценностью. В целом, позитивные факторы не могут полностью нивелировать общий кризисный, негативный фон, создаваемый вирусом.
Несмотря на снижение спроса на ювелирные украшения с бриллиантами в этом году, справедливо отметить, что за последние 15 лет продажи украшений с бриллиантами выросли на треть. В течение последних нескольких лет они составляют порядка $80 млрд в год, что является исторически максимальным уровнем.
Между тем, я бы хотел отметить, что практически полное отсутствие продаж у компании во II квартале явилось следствием осознанно выбранной стратегии, которая заключалась в предоставлении нашим клиентам гибких условий в форме возможности полностью переносить объемы закупок ранее законтрактованной продукции. Это помогло сохранить баланс запасов во всей алмазно-бриллиантовой цепочке, а также обеспечить финансовую устойчивость ограночного сектора, так называемого мидстрима.
Благодаря такому подходу со стороны крупнейших алмазодобывающих компаний удалось предотвратить развитие затяжного отраслевого кризиса и обеспечить относительно быстрое восстановление активности со стороны наших клиентов.
— Какой размер дивидендных выплат компания планирует в 2021?
— Дивидендная политика компании предполагает выплаты 2 раза в год, их потенциальный размер связан с долговой нагрузкой компании на конец отчетного периода и привязан к свободному денежном потоку. Компания сумела пройти кризисный период, сохранив высокую финансовую устойчивость и обеспечив значительный уровень ликвидных средств на балансе. Поэтому каких-либо оснований отходить от достаточно прозрачной дивидендной политики нет — а это значит, что компания продолжит возвращать денежные средства акционерам в виде дивидендов.
— Интересно ли компании диверсифицировать бизнес путем развития производства драгоценных металлов или создания собственного бренда по продаже ювелирных украшений по примеру бренда Tiffany & Co?
— Менеджмент АЛРОСА больше стремится к максимизации стоимости компании для акционеров, то есть, чтобы возврат на инвестированную денежную единицу был максимальным.
Ввиду наличия высококачественных месторождений и команды высококвалифицированных профессионалов, компания на данном этапе фокусируется на активном развитии уже существующего алмазного бизнеса, который создает 99% денежного потока. В рамках программы развития компания воплощает в жизнь различные проекты: «Цифровой рудник», цифровизация ряда производственных процессов и логистики, онлайн-платформа для продаж, цифровые 3D-образы алмазов, развитие производственной системы и культуры бережливого производства и сотни других.
— Рассматривала ли компания создание финансовой подушки — резерва на случай ослабления продаж и/или рыночной конъюнктуры, по примеру некоторых нефтедобывающих компаний?
— Текущая финансовая политика компании предполагает наличие финансовой подушки в размере 25-30 млрд руб. денежных средств на балансе компании. Данные средства позволят компании, даже в случае полного отсутствия продаж в течение нескольких месяцев, пройти сложные времена, что и было сделано в первой половине 2020 г.
— Представляет ли развитие рынка синтетических (искусственных) бриллиантов риск для компании? Готова ли компания к данному вызову с маркетинговой точки зрения?
— АЛРОСА следит за рынком синтетических бриллиантов, но не считает синтетические камни заменой натуральным алмазам. История сосуществования камней «субститутов» (цирконий, фианиты и др.) и натуральных бриллиантов довольно длительная. Ввиду увеличения производства искусственных камней их цена, соответственно, падает со временем, что делает их непривлекательными с инвестиционной точки зрения — чего нельзя сказать про бриллианты, которые всегда считались способом низкорискованного инвестирования средств.
Также важно отметить, что рынок украшений в мире составляет $320 млрд, из которых довольно существенная доля (около 35%) — это украшения с бриллиантами, несмотря на относительно развитые рынки искусственных камней на текущий момент. Другими словами, рынок ювелирных украшений достаточно емкий, чтобы вместить сегмент искусственных камней, которые используются в производстве недорогих украшений.
— Каковы риски возникновения конкуренции для продукции АЛРОСА со стороны вторичного (б/у) рынка бриллиантов?
— На рынке потребителей бриллиантов, согласно данным компании, за последние 10 лет замечается активный приток новых потребителей. Количество миллионеров выросло почти в два раза, на 23 млн человек, более широкая страта потенциальных покупателей люксовых товаров — на 180 млн человек. Это огромный рост потенциальных покупателей для нашего рынка. Кроме того, укореняется в культуре ряда развивающихся стран, в том числе в Китае, традиция дарить бриллиантовые украшения на помолвку и свадьбы. Мы видим там стремительный рост за последние 10–15 лет, но все еще остается огромный потенциал, так как уровень проникновения таких традиций пока в разы ниже, чем на развитых рынках.
Также важной составляющей спроса на бриллианты является их инвестиционная привлекательность, так как чем «бриллиант» более редкий, тем выше вероятность увеличения его стоимости с течением времени. Ввиду вышесказанного мы ожидаем сохранения спроса на первичном рынке и в дальнейшем.
— Какие ожидания у компании с точки зрения роста рыночного спроса на алмазы/бриллианты, принимая во внимание неопределенность, связанную с текущим развитием ситуации с коронавирусом?
— Компания в своей бизнес-модели рассматривает несколько сценариев и считает, что, как показывает практика, в случае правильного подхода к затратам и инвестициям и при стабильной ценовой политике, можно сохранить стабильный спрос со стороны гранильных предприятий. Также компания отмечает, что развитие онлайн-продаж на конечном рынке, в ритейле, помогает повышать продажи бриллиантовых украшений: доля проникновения онлайн-продаж увеличилась до 20–25%, хотя такой уровень ожидался только к 2025 г.
Здесь также важно понимать, что при относительно стабильном уровне спроса на бриллиантовые украшения предложение алмазов ограничено. Пик алмазодобычи был пройден в 2017 г., и в будущем мы будем наблюдать только сокращение предложения на фоне исчерпания ресурсов.
Дополнительным фактором служит принятие антикризисных мер большинством алмазодобывающих компаний, что, по оценкам ряда аналитиков, приведет к ускорению темпов снижения мирового производства в среднесрочной перспективе.
— В СМИ были новости о том, что государство в лице Гохрана России может поддержать компанию, выкупив часть произведенных алмазов в 2020–2021 г. Насколько велика вероятность реализации данного сценария?
— В случае возникновения очередного кризиса на рынках сбыта, компания может рассчитывать на поддержку со стороны государства. Но в целом во второй половине 2020 г. рынок продемонстрировал сильное восстановление ввиду эффекта отложенного спроса, в частности, высокого спроса в Китае и активного пополнения запасов со стороны гранильных предприятий.
— Насколько вероятен риск попадания АЛРОСА под санкции США с точки зрения сбыта?
— Какое-либо математическое прогнозирование вероятности возникновения данного риска, мягко говоря, затруднительно. Но в целом вероятность возникновения политических санкций по отношению к АЛРОСА такая же, как и у других компаний, функционирующих на территории РФ.
http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter