Спад экономики России был неглубокий, перспективы роста ограничены » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Спад экономики России был неглубокий, перспективы роста ограничены

2 февраля 2021 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Росстат опубликовал первую оценку ВВП России за 2020 год, в соответствии с которой спад за год составил 3,1%. Это существенно лучше большинства прогнозов, находившихся в диапазоне 3,5-4% – наш прогноз спада составлял -3,9%, прогноз МЭР -3,9%, октябрьский прогноз ЦБ РФ -4-5% (декабрьская оценка менее 4%), январский прогноз МВФ -3,6%, консенсус-прогноз Bloomberg составлял -3,7%. По-видимому, либо экономические итоги 4Q (которые пока не опубликованы) должны оказаться заметно лучше ожиданий, либо будут пересмотрены вверх данные за первые 3 квартала 2020 года. При этом спад экономики России оказался слабее, чем в большинстве других крупных экономик мира, но наиболее сильным с 2009 года.

Рецессия 2020 года оказалась глубже рецессии 2015 года по темпам спада ВВП, но несколько лучше – по динамике потребления домохозяйств и инвестиций. В отличие от 2015 года, когда расходы госуправления сокращались в реальном выражении, а ЦБ был вынужден резко повысить ключевую ставку для стабилизации валютного рынка, что привело к кредитному сжатию, на этот раз положительное влияние на экономику и потребление оказали меры бюджетной поддержки и смягчение денежно-кредитной политики, а также регуляторная поддержка кредитования.

Динамика годового ВВП по расходам (% изменение к предыдущему году):

Спад экономики России был неглубокий, перспективы роста ограничены


В структуре использования ВВП негативный вклад внесли следующие факторы:

Наиболее существенный вклад внесло резкое падение конечного потребления домашних хозяйств (-8,6%), что сопоставимо со спадом 2015 года. Отчасти оно связано со снижением реальных располагаемых доходов населения (-3,5%), но в большей степени, вероятно, – с изменением потребительского поведения. В условиях пандемии резко упало потребление платных услуг (-17,3%), товарный рынок чувствовал себя значительно лучше, однако оборот розничной торговли не восстановился полностью (-4,1%) – при этом возросла склонность населения к сбережениям в наличной форме и к инвестициям в недвижимость и в финансовые активы.
На втором месте по отрицательному вкладу в рост ВВП – экспорт (-5,1%). Здесь основное негативное влияние оказало вынужденное сокращение добычи нефти РФ в рамках соглашения ОПЕК+ для стабилизации нефтяного рынка в условиях резкого падения спроса на энергоресурсы из-за пандемии и ограничений мобильности.
На третьем месте - сокращение валового накопления (-4,2%), при этом инвестиции в основной капитал сократились еще сильнее (-6,2%), т.е. накопление запасов материальных оборотных средств позволило смягчить отрицательный эффект. Если сравнивать с рецессией 2015 года, тогда спад инвестиций был значительно глубже – по валовому накоплению в целом -11,7%, по инвестициям в основной капитал -10,6%. На этот раз поддержку оказали как снижение процентных ставок в экономике и регуляторное смягчение условий кредитования, так и инвестиционные расходы со стороны государства.

Среди факторов, способствовавших смягчению спада (внесли положительный вклад в динамику ВВП), можно отметить следующие:

Увеличение расходов госуправления (+4%) в составе конечного потребления. Доля этой компоненты в структуре ВВП (в номинальном выражении) стабильно составляла 18% с 2011 года, а в 2020 году возросла до 21%.
Резкое сокращение импорта (-13,7%), опередившее по темпам снижение экспорта. В обоих случаях речь идет об изменении экспорта и импорта в реальном выражении, включая как товары, так и услуги. В данном случае основной положительный эффект обеспечило резкое сокращение импорта услуг, прежде всего, вследствие закрытия большинства границ и сжатия международного туризма. Это позволило использовать непотраченные средства как на внутреннее потребление, так и на сбережения. В то же время, как показывает динамика платежного баланса (наш обзор от 20.01.21), импорт товаров в долларовом выражении после резкого падения во 2 квартале стал быстро восстанавливаться, и по итогам 4 квартала сократил отставание от прошлогоднего уровня до 2,5%).
Накопление товарно-материальных запасов в составе валовых накоплений, как уже говорилось выше, смягчило эффект от сокращения инвестиций в основной капитал в прошлом году. В то же время эта поддержка является единовременной и в будущем можно ожидать, что накопленные запасы будут расходоваться, что будет технически приводить к отрицательному вкладу этой компоненты в динамику ВВП.

Вклад в динамику ВВП по компонентам расходов



К концу 2020 года произошло улучшение по ряду показателей – обрабатывающая промышленность вышла в плюс, темпы снижения потребления услуг замедлились, улучшилась динамика грузоперевозок и ситуация с занятостью.

В 2021 году мы ожидаем восстановительный рост экономики в диапазоне 2,8-3%. Поддержу экономике должно оказать постепенное ослабление ограничений в мире для сдерживания пандемии по мере распространения массовой вакцинации. Как ожидается, уже со 2 полугодия 2021 года это может привести к существенному увеличению мобильности населения и восстановлению мирового спроса на нефть, с приближением к "доковидному" уровню. Однако пока вакцинация, в частности, в Европе идет крайне медленно, а новые мутации вируса создают риски, что вакцины могут оказаться не столь эффективны. При этом ожидается "реверс" факторов, положительно и отрицательно влиявших на рост экономики в 2020 году. Так, внутреннее потребление, инвестиции и экспорт, сокращавшиеся в 2020 году, будут восстанавливаться на фоне улучшения внешнего фона и сохранения мягкой ДКП в России и положительно влиять на ВВП. И напротив, увеличение импорта (особенно возобновление международных поездок после открытия границ) и бюджетная консолидация будут оказывать сдерживающее влияние на рост.

В структуре добавленной стоимости ВВП по видам экономической деятельности наиболее сильно упали деятельность гостиниц и общественного питания (-24,1%, 0,7% ВВП), культура, спорт, организация досуга и развлечений (-11,4%, 0,9% ВВП), транспортировка и хранение (-10,3%, 6,5% ВВП), добыча полезных ископаемых (-10,2%, 9,8% ВВП). Выросла добавленная стоимость в финансовой и страховой деятельности (+7,9%, 4,9% ВВП), здравоохранении и социальных услугах (+0,3%, 4% ВВП), информации и связи (+0,2%, 2,8% ВВП). В обрабатывающей промышленности (14,7% ВВП), строительстве (5,7% ВВП), сельском, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве (4,1% ВВП) отмечалась нулевая динамика, валовая добавленная стоимость в торговле (13% ВВП) снизилась умеренно – на 2,9%, деятельность по управлению недвижимым имуществом (10,4% ВВП) показала незначительное снижение (-0,1%). Таким образом, из крупных секторов в структуре российской экономики заметный спад продемонстрировали только добыча полезных ископаемых, а также транспортировка и хранение, а наиболее пострадавшие сектора занимают небольшую долю в структуре экономики. Наиболее крупные сектора показали скорее инерционную динамику. Во многом это объясняет относительную устойчивость российской экономики к последствиям "коронакризиса" и одновременно ограниченный потенциал для восстановительного и дальнейшего роста.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter