Сделать сложный мир проще. История Baidu » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сделать сложный мир проще. История Baidu

5 февраля 2021 БКС Экспресс | Baidu
«Искусственный интеллект может сделать человека бессмертным…», — говорит Робин Ли. В этот момент какой-то человек выскакивает на сцену и выливает на голову гендиректора Baidu бутылку воды. «В чем ваша проблема?», — спокойно интересуется Ли по-английски. Пока охрана выводит нарушителя, Ли невозмутимо шутит: «Как видите, в развитии искусственного интеллекта есть много неожиданностей». Зал взрывается аплодисментами.

Китайские соцсети наводнили мемы с надписью «What’s your problem?», предприимчивые торговцы напечатали ее на футболки. Реклама «точно такой же воды всего за 1,075 юаня» стала вирусной. Пользователи обсудили, насколько он хорош собой и хладнокровен, и как безупречно элегантен даже в мокрой рубашке — Робин Ли, основатель Baidu, миллиардер, один из богатейших людей Китая и всего мира. Его компания — один из трех китайских гигантов BAT (Baidu, Alibaba, Tencent), считающихся мощной силой в мировом интернет-пространстве.

people are really very fast at capitalizing on this Robin Li moment (from Taobao) pic.twitter.com/20KyhYc0EU

— Sarah Zheng ??? (@_szheng) July 4, 2019


Сейчас Робина Ли трудно смутить. А в 1992 г., когда на собеседовании в университет Буффало китайского студента Ли Яньхуна профессор спросил: «А у вас в Китае вообще есть компьютеры?», он даже постеснялся озвучить свою ответную мысль: «Однажды я покажу, насколько мощна компьютерная индустрия в Китае».

The digital economy will be driven by 8 key technologies over the next decade, incl. #autonomousdriving, machine translation & biocomputing, said Baidu CEO Robin Li at WSTDF in Beijing. Believing in the value of innovation, Baidu continues to spend over 15% of its revenue on R&D. pic.twitter.com/owtXMH5aHo

— Baidu Inc. (@Baidu_Inc) November 9, 2020


Будущий программист родился в 1968 г. в рабочей семье. Он был пятым из детей — в Китае еще не ввели политику одного ребенка, и даже жившая очень скромно семья Ли могла воспитывать четырех девочек и мальчика. Родители надеялись, что детям удастся вырваться из бедности благодаря образованию. «У нас нет запасного выхода, — говорила мама. — Если ты хочешь лучшей жизни, лучшей работы в будущем, тебе придется усердно учиться и быть уверенным, что попадешь в лучший университет». В школе было пять компьютеров Apple II на 1800 учеников, поэтому воспользоваться ими давали лишь детям, кто показывал лучшие результаты по математике — Ли вошел в их число.

«Я сразу же полюбил компьютеры. Я думал, что они волшебные».

Ли смог поступить в самое престижное учебное заведение страны, как и хотела мама, — Пекинский университет, а после его окончания отправился на учебу за границу. Несколько американских колледжей отказали ему, но университет Буффало принял. В 1994 г. Ли получил степень магистра и устроился на работу в Dow Jones & Company, где участвовал в разработке программного обеспечения для интернет-версии The Wall Street Journal. В 1995 г. в Нью-Йорке на встрече китайских студентов, обучающихся за границей, Ли познакомился с Донмин Ма (которая позже стала зваться Мелиссой), они поженились через полгода. Казалось, молодая семья останется в Америке и вольется в многочисленную китайскую диаспору.

Сферой интересов Робина был поиск и сортировка информации в интернете. В 1996 г. Ли разработал механизм поиска, который включал ранжирование популярности сайта на основе того, сколько других сайтов ссылается на него. «Когда я создал эту вещь, я был очень взволнован, — говорит он. — Я рассказал своему боссу. Но его это так не взволновало». Ли отправился на компьютерную конференцию в Кремниевой долине, чтобы на собственном стенде представить технологию поиска — и получил приглашение на работу в Infoseek, где занялся разработкой поисковых систем. В 1999 г. долю в компании приобрела Disney, и акцент в разработках сместился с поиска на контент.

Никто не видел, какие перспективы открывают разработки Ли — кроме него самого и его приятеля-биохимика. Эрик Сюй не особенно разбирался в программировании, зато умел налаживать связи и был знаком с половиной Кремниевой долины — однажды даже представил Робина главе группы поисковых систем Yahoo Джону Ву. К сожалению, тот тоже не видел больших перспектив в поисковом бизнесе. В итоге китайские стартаперы получили финансирование от двух американских венчурных компаний, и с $1,2 млн в кармане отправились на родину — основать компанию решено было там. Вскоре еще две компании предоставили стартапу $10 млн. В Америке лопнул пузырь доткомов, а в Китае интернет-бум мог набрать обороты.

Название компании сложено из двух иероглифов и навеяно древним китайским стихотворением: «Сотни и тысячи раз я искал ее в хаосе. Внезапно я случайно повернулся туда, где угасали огни, и там стояла она». Baidu имеет значение «сотни раз» и означает настойчивость в поисках совершенства.

В своей альма-матер, Пекинском университете, Робин нанял первых сотрудников для Baidu — одного профессора и пять выпускников. В сентябре 2001 г. поисковая система baidu.com была запущена. С самого начала Ли увидел возможности рекламы — Google еще не догадался, что рядом с результатами поиска обувных магазинов может появиться рекламный банер продавца, а в Baidu уже внедрили систему ставок за рекламные места. Сайт понравился и рекламодателям, и пользователям, популярность постоянно росла, и в 2004 г. компания стала прибыльной.

Хотя иногда компанию называли «китайским Google», Робин уверяет, что разработал свои алгоритмы поиска гораздо раньше.

«Фактически, я занялся поисковой системой раньше, чем Google. Я изобрел анализ гиперссылок, одно из основных изобретений, которое определило тенденции развития и направление современных поисковых систем».

Google вышла на китайский рынок в 2005 г., получив 30% трафика, у Baidu было более 40%. К 2010 г. на Baidu приходилось 75% внутреннего рынка, а Google ушла из Китая, ссылаясь на вмешательство государства, которое регулярно блокировало американский поисковик.

Когда критики говорят, что одна из причин успеха Baidu — лояльность правительству, некоторые забывают упомянуть, что это необходимое условие бизнеса в Китае. Жесткая цензура идет вразрез с западными установками о доступности информации и свободе слова, но иного выхода, кроме как подчиниться требованиям «Великого Файрвола», у китайских компаний нет. В местном интернете, например, невозможно найти информацию о «бойне на площади Тяньаньмэнь» в 1989 г. — и Робин Ли, ссылаясь на свою аполитичность, никогда не рассказывает, что происходило в Пекине, когда он учился на втором курсе университета.

«Если определенные вещи считаются незаконными — значит, это незаконно, и мы должны это заблокировать. Это наш способ ведения бизнеса здесь».

Генеральный директор Baidu не может не сделать небольшой реверанс западному мышлению: «Как интернет-компания, мы всегда не хотим, чтобы что-либо регулировалось, чтобы мы могли действовать свободно», но добавляет: «Но я также понимаю, что это непрактично и даже плохо для страны».

На ранних этапах развития китайского интернета на стороне Ли был важный аргумент: большинство аудитории — подростки и молодежь, они больше интересуются не новостями общественно-политической жизни, а развлечениями. Например, музыкой — и с этим связаны многочисленные судебные иски, обвинявшие Baidu в том, что поисковик нарушает авторские права. Компания же заявляла, что не несет ответственности за размещение ссылок на другие сайты, даже если те предоставляют для загрузки пиратский контент. «Вы должны понимать, что мы — поисковая система, — говорил Ли. — Мы не размещаем никакого контента. Мы просто указываем людям на информацию, которая является общедоступной. Поэтому мы не нарушаем никаких авторских прав».

«Мы индексируем 1 миллиард страниц. Мы не можем просмотреть каждую и выяснить, пиратская ли она».

Вскоре бизнес компании разросся далеко за рамки поисковых систем. Baidu запустила множество других проектов: облачные хранилища, картографические сервисы, энциклопедию (напоминающую Википедию), социальную сеть, игровые проекты, платформу электронной коммерции, туристический сервис, музыкальные продукты и мобильные приложения. Компания вышла на международный рынок, открыв офисы в Азии, Северной и Латинской Америке.

.@Lagarde: About to kick-start an insightful exchange with Robin Li of Baidu on technology as a driver of global growth. #BloombergGBF @Baidu_Inc pic.twitter.com/iqrtDPpku1

— IMFLive (@IMFLive) September 26, 2018


Робин Ли и Кристин Лагард, председатель Европейского центрального банка

Главные перспективы Робин видит в искусственном интеллекте — как и поиск в интернете, это направление помогает ему следовать выбранной миссии «сделать сложный мир проще». Десятилетие интернет-экономики окончено, говорит Ли, на очереди «интеллектуальная экономика», основанная на ИИ.

«Если Интернет был закуской, то искусственный интеллект — это основное блюдо».

Ключ к доминированию на мировом рынке искусственного интеллекта — масштаб. Чем больше данных, тем лучше обучается ИИ — значит, у интернет-компании, работающей в стране с самым большим населением, есть преимущество. Сотни миллионов китайцев используют различные сервисы и приложения Baidu, что позволяет накапливать огромное количество информации. Например, для создания программы распознавания лиц использовалось около 200 млн изображений, и компания уверяет, что ее точность составляет 99%. В 2017 г. Робин Ли предложил использовать ИИ для поиска пропавших без вести детей, и программа на основе загруженных фотографий помогла найти мужчину, которого похитили еще ребенком в 1990 г., ДНК-тест подтвердил совпадение. С тех пор нашли еще 9000 человек.

Голосовые помощники, умный дом, медицинские устройства, дополненная реальность — лишь некоторые из направлений, которые активно развивает Baidu. Исследованиями занимается подразделение Baidu Research, которое сотрудничает с ведущими китайскими вузами, а также запустило программу поиска талантов в университетах США и приглашает способных выпускников на работу в Китай.

«За последние 100000 лет, какие бы инструменты вы ни изобрели, вы должны научиться ими пользоваться. В будущем вам это не понадобится — инструменты научатся понимать человеческий язык и человеческие намерения».

Уже в ближайшие десять лет, уверяет Робин, человек перестанет зависеть от мобильного телефона. Сейчас мы не расстаемся с гаджетом, ведь он нужен для платежей, заказа еды, покупок и поездок. В будущем все изменится: «Куда бы вы ни пошли, там будет окружающая инфраструктура датчиков, которая может ответить на ваш вопрос и помочь вам».

Но главная личная страсть Ли — беспилотные автомобили. Baidu разрабатывает систему автономного вождения Apollo. В 2017 г. Робин прибыл на конференцию Baidu, сидя на пассажирском сиденье автомобиля, водителя в котором не было — и вызвал массу разговоров на грани скандала. Происшествие пришлось замять и постараться удалить упоминания о нем — так как по китайским законам использование беспилотных авто на обычных дорогах было запрещено.

Baidu's Robin Li on his way to the conference venue, riding inside one of Baidu's driverless cars. #BaiduCreate pic.twitter.com/Gxsllc9aC7

— Eva Xiao (@evawxiao) July 5, 2017


Baidu является публичной компанией с августа 2005 г. В день, когда компания вышла на биржу, торги начались с $27, а закрылись на $122 за акцию. Рост в 354% стал рекордом для IPO иностранной компании на Nasdaq за пять лет. У Ли оказалось акций на сумму более $900 млн, но он уверял, что деньги не имеют значения. Неплохое утешение, ведь потом акции значительно скорректировались.

«Для меня это было мероприятие по брендингу. Все больше людей узнали, что Baidu — самая большая поисковая система в Китае, и что мы лучше понимаем, как искать на китайском языке».

Сейчас капитализация Baidu достигает $89 млрд, а Робин в списке миллиардеров Forbes занимает «скромное» 158-е место с $13,6 млрд состоянием, которое делит с супругой. Мелисса Ма является исполнительным директором Baidu. Они не распространяются о личной жизни, известно лишь, что в семье четверо детей — некоторые появились во время «политики одного ребенка», но многие китайские миллиардеры не следовали этому правилу так строго, как рядовые граждане.

Baidu CEO Robin Li gets Special Assistant: wife Melissa Dongmin Ma to be in charge of PR, investment, HR. #realboss: https://t.co/wwz6dfbeXm pic.twitter.com/xZJsteZUle

— Rui Ma ?? (@ruima) January 21, 2017


Ли говорил, что его не беспокоит рыночная стоимость компании: «Акции каждый год растут и падают, и я привык к этому». Однако в 2020 г. агентство Reuters сообщило, что Baidu изучает возможность делистинга на Nasdaq и перехода на одну из восточноазиатских бирж, так как руководство считает компанию недооцененной.

Возможно, переход отменяется: в январе 2021 г. Baidu объявила о партнерстве с китайским автопроизводителем Geely для совместного выпуска электромобилей, и акции достигли двухлетнего максимума. «Новое партнерство проложит путь для легковых автомобилей будущего», — заявил Робин.

Сделать сложный мир проще. История Baidu


Baidu уже тестировала свои системы на роботакси в Пекине, и получила разрешения на испытания беспилотных автомобилей в США. Самое время вспомнить, что однажды Ли сказал: «Когда китайский рынок перестанет расти быстрее, чем рынок других стран мира, мы будем смотреть вовне».

Мы регулярно рассказываем истории знаменитых компаний — почитайте еще об этих: KFC, Airbnb, Blizzard, Zoom, Pfizer, Alibaba, Beyond Meat, Peloton.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter