Uber vs Lyft. Кто лучше на рынке такси-агрегаторов в США? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Uber vs Lyft. Кто лучше на рынке такси-агрегаторов в США?

15 февраля 2021 investing.com | Lyft | Uber Шахназарян Геворг
Сегодня мы рассмотрим и сравним 2 компании, одну из которых вы, скорее всего, знаете и пользуетесь ее услугами. Речь пойдет об Uber и Lyft.

Uber Technologies (NYSE:UBER), основанный в 2009 году — это агрегатор такси, занимается грузоперевозками и доставкой еды.

Uber работает в 70 странах и в более 10 000 городах.

Количество активных пользователей приложения увеличивалось каждый квартал до начала 2020 года. В Q1 2020 наблюдалось снижение числа активных пользователей, что вполне логично. Но основной упадок пришелся именно на Q2, так как такой тотальный локдаун был именно во 2 квартале. В третьем квартале виднеются признаки восстановления, но все равно это ниже чем даже в 3 квартале 2018 года.

Uber vs Lyft. Кто лучше на рынке такси-агрегаторов в США?


Количество поездок также до начала 2020 неуклонно росло. Но потом по понятным всем причинам было снижение. Сюда входит как поездка на такси, так и доставка еды. Но есть одна особенность: если была поездка по UberPool — стандартное такси с подбором по маршруту нескольких попутчиков и разделением между ними стоимости («мини-маршрутка») и по ходу маршрута было 3 пассажира, то это считается за 3 поездки. А если просто 3 друга вызвали такси, например из университета до торгового центра, то считается за одну поездку.



Выручка за 9 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилась на 11,55%. Конечно же, тянет вниз сегмент поездок, выручка по которому сократилась почти на 40%. Зато увеличилась почти в два раза выручка по доставке. Это понятно: люди сидели дома, не ходили по ресторанам и в магазины, а просто заказывали через приложение.

Видим, что доля поездок от общей выручки за первые 3 квартала 2019 года составляет почти 76%, а доставок — 17,62%. А за тот же период 2020 года доля поездок составляет чуть больше половины, тогда как сегмент доставки теперь занимает почти 40%.



Uber активно инвестирует в создание беспилотных такси. В 2018 заключили соглашение на 500 миллионов долларов с Toyota (T:7203) на совместное развитие беспилотных транспортных средств. В том же 2018 году прототип беспилотника Uber сбил пешехода в Аризоне. Позже прокуратура США установила, что водитель-испытатель не следил за дорогой, ПО автомобиля оказалось неисправно. Этот инцидент стал первым известным случаем гибели пешехода в результате аварии с участием беспилотника.

В 2019 году беспилотное подразделение Uber привлекло еще $1 млрд от консорциума японских инвесторов: SoftBank, Toyota и Denso.

В общей сложности, за 5 лет исследований (начали они в 2015) Uber потратил 2,5 млрд долларов на беспилотники, но так и не приблизился к запуску надёжного беспилотного такси. Сейчас прототип беспилотника не может даже перевозить сотрудников подразделения между двумя офисами, расстояние между которыми 1,6 км. В общем, проблем много.

И в связи с этим Uber в начале декабря 2020 года сообщил о продаже своего беспилотного подразделения стартапу из Кремниевой долины Aurora Innovation. Стоимость сделки не раскрывается, однако отмечается, что Uber инвестирует $400 млн в Aurora и будет владеть 26% его акций. Сделка должна завершиться в 1 квартале текущего года.

Одновременно с этим появляются новости, что Uber в сотрудничестве с Hyundai (KS:005380) планируют совместно разработать и внедрить электрическое воздушное такси. До 2025 года Hyundai хочет инвестировать в это направление 1,5 млрд долларов. Как мне кажется, компания просто прожигает кэш, лучше уж сначала разобраться с наземным транспортом, а потом уже в воздух переходить.

Также у Uber есть некие проблемки с репутацией. В сентябре 2013 появилось сообщение, что один водитель Uber в Вашингтоне пытался задушить пассажира. В декабре 2014-го приложение Uber заблокировали в Индии после того, как водитель изнасиловал девушку в Дели. В феврале 2016-го водитель из Мичигана был осужден за убийство восьми человек. В октябре 2016 года поработали хакеры. Они украли с серверов Uber личные данные 50 миллионов пассажиров и 7 миллионов водителей. Компания скрыла этот факт, заплатив хакерам 100 млн долларов за молчание. И только в 2017 директор Uber, Даре Хосровшахи, обнародовал факт взлома.
По официальной информации, были похищены только имена, адреса электронной почты, номера мобильных телефонов клиентов и номера водительских удостоверений, но по данным независимых источников, список украденного несколько более широк. В конце сентября 2018 года стало известно о том, что компания Uber согласилась заплатить $148 млн по коллективному иску, инициаторы которого обвиняли компанию в попытках скрыть утечку данных своих клиентов. Также, в некоторых странах Uber вообще запрещено работать.

Lyft пока не был замешан в скандалах, и возможно благодаря этому сейчас Lyft занимает уже около 28% американского рынка такси-агрегаторов, а Uber — 68%.

Итак, плавно переходим к анализу Lyft.

LYFT Inc (NASDAQ:LYFT) — такой же агрегатор такси, как и Uber, но еще предоставляет услуги по шерингу велосипедов и самокатов.

Lyft был основан в 2012 году, в отличие от конкурента, работает только в двух странах: США и Канаде. Это одновременно и преимущество, и недостаток. С одной стороны, меньший масштаб — это большая концентрация, и компания попросту не распыляется на разные страны. С другой стороны, все-таки чтобы улучшать свои показатели, нужно будет расширяться и на другие рынки. А к этому времени Uber уже сможет упрочить свое лидерство, и тягаться с ним будет очень трудно.

Lyft также с помощью Hyundai планирует запустить беспилотное такси в США в 2023 году.

Динамика количества активных пользователей похожа на ситуацию с Uber, почти одинаковая картина

В среднем рост числа активных пользователей до пандемии у Lyft составляет 7,12% в квартал, у Uber чуть-чуть поменьше — 6,84%.



На графике видно, что выручкана одного активного пользователя у Lyft растет быстрее, хотя и сейчас она примерно одинакова у обеих компаний.

У Lyft этот показатель до последствий пандемии рос на 6,27% каждый квартал, а у Uber ежеквартальный рост менее 0,1%. Что интересно, у Uber этот показатель стал расти только с приходом пандемии. Если к концу Q1 2020 выручка была $34,4 до к концу 3 квартала уже стала $40.



Выручка у Uber растет в среднем ежеквартально на 6,78%, если не учитывать кварталы 2020 года, если учитывать, то на 3,78%.



У конкурента, Lyft, дела обстоят лучше, выручка растет большими темпами: на 14,5%, если не брать расчет 2020 год, а если учитывать, то на 7,9%.



По поводу прибыли говорить не приходится, обе компании глубоко убыточны, и не понятно, когда выйдут на прибыльность. В 2018 у Uber, конечно, есть прибыль, но это связано с продажей своих подразделений в Юго-Восточной Азии конкуренту Grab, а в России – Яндексу (MCX:YNDX). Соответственно, из-за того, что нет прибыли, мультипликаторы и показатели нам особо не помогут. Ни рентабельность, ни маржинальность оценить и сравнить мы не можем. С долгом проблем у компаний нет — коэффициент Debt/Equity у Uber и Lyft равны 0,87 и 0,35 соответственно. Да и коэффициенты текущей и срочной ликвидности в порядке, по 1,35 у обеих компаний.

Только лишь по P/S и P/B Lyft кажется менее перекупленным, чем Uber.



Из позитивных моментов для обеих компаний: в начале ноября 2020 года в Калифорнии прошел референдум, в результате которого большинство проголосовало за то, чтобы не квалифицировать водителей и курьеров из партнеров сервисов и подрядчиков в наемных сотрудников. Оформление сотрудников согласно стандартной процедуре повышало затраты в части предоставления оплачиваемого отпуска и расходов на сверхурочные.

Теперь ситуация выглядит куда более благоприятной. Калифорнийский прецедент может послужить примером для других штатов в случае возникновения претензий относительно трудоустройства водителей и курьеров.

Итоги голосования жителей Калифорнии привели к росту акций Uber более чем на 15%, а акции Lyft подскочили на 20%.

В общем, обе компании выглядят довольно неплохо, растут, развиваются. Но лично мне больше приглянулся Lyft. Все-таки темпы роста больше, да и в принципе мне их стратегия в плане "сначала окрепнем в двух странах, а потом перейдем на другие" нравится больше, нежели у Uber, который распыляется. Может показаться, что обе компании перекуплены, но думаю, что долгосрочно являются хорошим вложением.

http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter