Национализм в отношении природных ресурсов усиливается и может представлять опасность для сырьевых товаров » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Национализм в отношении природных ресурсов усиливается и может представлять опасность для сырьевых товаров

5 марта 2021 finversia.ru
Новое исследование показало, что страны, богатые природными ресурсами, за последний год стали все более протекционистскими, поскольку Covid-19 угрожает развитию их экономики.

В отчете, опубликованном в четверг консалтинговой компанией Verisk Maplecroft, говорится, что в течение 2020 года в 34 странах наблюдался «значительный рост» ресурсного национализма, при этом пандемия коронавируса усугубила существующую тенденцию к государственному вмешательству в эти сектора.

Verisk Maplecroft определила, что 18 из 34 стран зависят от полезных ископаемых или углеводородов, которые они экспортируют, и предсказала, что угроза изоляционизма возрастет в ближайшие годы, поскольку правительства попытаются заткнуть финансовые дыры после пандемии с помощью максимизации национальных выгод от ресурсных отраслей.

Согласно отчету, горнодобывающий сектор будет нести основную тяжесть от принятия новых мер, при этом некоторые из ведущих мировых производителей меди и железной руды, особенно в Африке и Южной Америке, войдут в десятку наиболее подверженных риску стран.

«Совершенно понятно, что правительства ищут дополнительные источники доходов в эти ограниченные в финансовом отношении времена», - заявил CNBC в пятницу глава отдела рисков горнодобывающей промышленности Verisk Хьюго Бреннан (Hugo Brennan).

«К 2021 году цены на сырьевые товары продемонстрировали блестящий старт, и это ставит горнодобывающий сектор в поле зрения национальных правительств».

В первую десятку рейтинга ресурсного национализма Verisk Maplecroft вошли Венесуэла, Демократическая Республика Конго, Россия, Замбия, Зимбабве, Казахстан, Северная Корея, Танзания, Боливия и Папуа-Новая Гвинея.

«Это страны, которые, скорее всего, прибегнут к самым грубым инструментам в арсенале ресурсного национализма, таким как прямая экспроприация без компенсации или недостаточной компенсации», - отмечают аналитики Verisk Americas Мариано Мачадо (Mariano Machado) и Химена Бланко (Jimena Blanco).

В последние годы Северная Корея объявила о новом пятилетнем плане, который, по мнению аналитиков, подтверждает решение о повышении самоокупаемости и дальнейшей централизации контроля над экономикой.

Тем временем Замбия оказалась втянутой в давний юридический спор с Vedanta Resources по поводу ее попытки ликвидировать Konkola Copper Mines.

Согласно данным МВФ, агрегированным Verisk, развивающиеся рынки и развивающиеся страны завершили 2020 год в среднем на 10,9 процентных пункта в годовом исчислении государственных доходов в качестве доли ВВП. Наиболее сильно пострадали регионы Африки к югу от Сахары (12,55 процентных пункта) и Латинская Америка (8,7 процентных пункта).

Согласно индексу, помимо упомянутых выше сильно зависимых стран, во многих более диверсифицированных экономиках за последний год наблюдалось более резкое, но более тонкое подталкивание к национализации своих природных ресурсов.

«В первую очередь следует наблюдать за горнодобывающими юрисдикциями, для которых характерны как болезненный экономический спад, связанный с Covid-19, так и рост этих менее явных форм ресурсного национализма», - сказал Бланко.

«Правительства этих стран становятся все более склонными вмешиваться в экономику, использовать косвенную экспроприацию или увеличивать требования к местному содержанию, открывая дверь для более изощренного, но все же разрушительного пути ресурсного национализма».

Аналитики предположили, что в Южной Америке развертывание этих «менее грубых» механизмов, как правило, обусловлено одним из двух факторов: идеологией, как в Мексике или Аргентине, или общественное давление со стороны горнодобывающих предприятий или общества в целом, как в Чили и Колумбии.

Однако в странах Африки к югу от Сахары скрытые мотивы гораздо сложнее.

«Например, интервенционизм, наблюдаемый в Либерии и Мавритании, вызван недостатками структурного управления, а не националистическими настроениями», - поясняется в отчете.

«В Мали проблема заключается в политических заботах переходного правительства, а в Гвинее - в необходимости максимизировать доходы от бокситов - обе страны стремятся пересмотреть существующие контракты».

Аналитики Verisk утверждали, что националистические меры, вызванные социальным давлением, как правило, более тонкие, но несут такой же риск для горнодобывающих компаний, утверждали аналитики Verisk, используя пример дискуссии о правах на воду в Чили, потенциально увеличивая нормативное бремя и операционные расходы для компаний на следующее десятилетие.

Хотя пандемия коронавируса не была единственным фактором недавнего толчка в сторону ресурсного национализма, она стала катализатором тенденции, отраженной в индексе с 2017 года.

Verisk ожидает, что эта тенденция резко усилится в следующие два года. В отчете подчеркивается, что в «горнодобывающих странах-рантье», которые в основном получают государственные доходы от добычи определенного актива, правительства склонны обращаться к горнодобывающей промышленности для поддержки государственных финансов.

Однако аналитики предположили, что горнодобывающим компаниям необходимо будет внимательно следить за факторами ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) в диверсифицированных странах с развивающейся экономикой, где более скрытые методы государственного вмешательства становятся предпочтительными инструментами.

«Проблемы, связанные с распределением доходов, бедностью, доступом к образованию и здравоохранению - и это лишь некоторые из них - могут вызвать социально-политические процессы, требующие большего от государства», - заявили они.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter