NFT: как работает рынок уникальных токенов и чего стоит опасаться » Элитный трейдер
Элитный трейдер


NFT: как работает рынок уникальных токенов и чего стоит опасаться

24 марта 2021 Bloomchain

Невзаимозаменяемые токены — это не только новый и быстро набирающий популярность сегмент блокчейна, но и зона повышенного риска. Этот рынок легко «раздуть», на нем нет справедливой цены и достаточной ликвидности, а обмен токенами не верифицирован. Bloomchain разобрался, что такое NFT, почему вокруг этого рынка столько хайпа, и как с ним связан один из российских стартапов.

В начале марта в Бруклине публично сожгли картину Morons (White) известного уличного художника Бэнкси. Но это не было актом вандализма. Картину сжег представитель блокчейн-компании Injective Protocol, который лично купил ее за $95 тыс. Уничтоженное творение Бэнкси конвертировали в токен, который был тут же выставлен на аукцион и продан в четыре раза дороже — за 228,69 ETH (более $380 тыс.). Для сравнения, в октябре аукцион с очередной картиной художника закрылся на отметке $10 млн.

Акт сожжения картины Бэнкси стал одним из первых известных случаев превращения физически существующего объекта искусства в nonfungible tokens или NFT — то есть уникальный или невзаимозаменяемый токен, который подтверждает право собственности на цифровой актив.

Спустя два дня после этого основатель Twitter Джек Дорси выставил на продажу первый твит, опубликованный им в марте 2006 года. Позднее его купил за $2,9 млн гендиректор компании Bridge Oracle Хаканом Эстави.

Однако этой сумме далеко до $69,3 млн, которые были заплачены за право владения произведением американского художника Beeple под названием Everydays: The First 5000 Days. Коллаж в формате JPEG, собранный из пяти тысяч изображений, стал не только самым дорогим NFT, но и одним из самых ценных произведений современного искусства в истории.

По данным Nonfungible, всего объем рынка NFT превысил $500 млн. При этом большая часть таких токенов была создана в первые месяцы 2021 года.

NFT: как работает рынок уникальных токенов и чего стоит опасаться

Среднесуточный объем торгов NFT—токенами с декабря 2020—го по начало марта 2021 года. Данные Nonfungible

Что такое NFT
Само название этого типа токенов объясняет их специфику — они называются невзаимозаменяемыми из-за своей уникальности. «В отличие от криптовалют или фиатных денег, “NFT—токен А” не может быть свободно конвертирован в “NFT—токен B” по некоему курсу. Такие токены – не идентичные сущности, в отличие, например, от 1 ETH или 1 BTC. В этом и заключается “уникальность” каждого NFT токена», — рассказал Bloomchain сооснователь Defi Agency Николай Аврамов.

Создать свой NFT-токен может любой человек, который владеет интеллектуальными правами на произведение искусства или товар, существующий в цифровом виде. Или, как в случае с картиной Бэнкси, не существующего вовсе. Владелец такого товара может «токенизировать» его, выпустив NFT при помощи специальных сервисов, назначить ему цену и выставить на аукцион. Покупатель такого токена получает право владения и распоряжения товаром, информация об этом записывается в блокчейн.

«Каждый такой токен уникален, он отражает право владения неким цифровым предметом –– объектом цифрового искусства, игровой карточкой, музыкальным треком, игровыми активами, доменами, и так далее. Сейчас появляется большое количество кейсов с использованием NFT в самых разных индустриях», — отмечает в разговоре с Bloomchain глава по связям с общественностью Rarible Маша Вяземская.

Чаще всего NFT-токены работают на блокчейне Ethereum, а для их создания используется стандарт ERC-721. Функционально они практически не отличаются от наиболее распространенных токенов стандарта ERC-20. Самое важное исключение — та самая невзаимозаменяемость, которая позволяет использовать токены ERC-721 для подтверждения уникальности того или иного актива.

Этот стандарт появился в 2017 году. Одним из первых проектов, созданных с его использованием, стал Cryptokitties — онлайн-игра, в которой пользователи могут покупать, продавать и разводить цифровых котят. Каждый из участников игры получает токен, подтверждающий его право собственности на виртуального котенка. Самый дорогой котенок в истории проекта был продан в мае 2018 года за $170 тыс. Всего за четыре с небольшим года существования Cryptokitties были куплены более 280 тыс. виртуальных котят, общий объем сделок превысил $41,5 млн.

При помощи NFT можно токенизировать не только произведения искусства и виртуальные коллекции, но и любые другие нематериальные объекты — билеты на мероприятия, артефакты из видеоигр и виртуальной реальности, или даже права на использование имен криптовалютных кошельков.

«До NFT не существовало эффективной системы владения цифровыми предметами. Блокчейн позволяет создавать и подтверждать аутентичность цифрового искусства, редких игровых и коллекционных предметов. Это, в свою очередь, превращает их в актив, который имеет ценность, а также инвестиционную или коллекционную привлекательность», — отмечает Вяземская.

NFT на рынке финансовых услуг
NFT — это не только инструмент для токенизации предметов цифрового искусства и различных коллекционных предметов. За свою короткую историю эта технология добралась и до финансовых сервисов, прежде всего децентрализованных. В течение нескольких последних месяцев начали появляться проекты, работающие на рынке DeFi и использующие NFT.

Один из них стал yinsure.finance, созданный разработчиком Андре Кронье, основателем популярного DeFi-протокола yearn.finance. Он предлагает пользователям услугу «токенизированного страхования» своих активов — например, токенов, в которых выдаются кредиты в различных DeFi-сервисах.

В yearn.finance в качестве страховщиков выступают поставщики ликвидности — они получают комиссионные выплаты от пользователей, которые хотят застраховать свои активы. В этой схеме роль страхового полиса выполняет NFT, который может быть как передан или продан другому пользователю, так и выкуплен обратно.

Есть и другие примеры «слияния» NFT и DeFi. К примеру, игра Aavegotchi, персонажи которой представляют собой невзаимозаменяемые токены, обеспеченные депозитами в децентрализованном сервисе Aave. Или сервис Tinlake, который позволяет превращать NFT в токены стандарта ERC-20, и в дальнейшем получать с их помощью доступ к кредитованию на рынке DeFi.

«NFT позволяют увеличить пользовательскую базу проектов, при этом не влияя напрямую на рост загруженности сети и размеры комиссии внутри нее — это проблема, которая сейчас крайне актуальна для всех DeFi-проектов на Ethereum. Вероятно, в будущем NFT будет все сильнее выступать как партнерский механизм для привлечения пользователей — таким, по сути, он уже и является», — отмечает Николай Аврамов.

Инфраструктура для создания NFT
Самый простой и распространенный способ как создать, так и продать NFT — децентрализованные маркетплейсы. Например OpenSea, Rarible и SuperRare.

Большая часть таких маркетплейсов работает на блокчейне Ethereum. В отдельных случаях для создания токенов компании создают собственные платформы. К примеру, по такому пути пошла Национальная баскетбольная ассоциация (NBA), которая начала продавать цифровые коллекции самых ярких моментов матчей лиги на сайте Top Shot. Еще реже встречаются кейсы по разработке платформ под NFT не на базе Ethereum, а на других блокчейнах.

Топ-10 NFT-маркетплейсов по общей стоимости проданных токенов



Один из крупнейших NFT-маркетплейсов создан в России — проект Rarible был основан в начале 2020 года москвичами Александром Сальниковым и Алексеем Фалиным. Принцип его работы прост — пользователь приходит на платформу с целью закрепить за собой право на созданный им контент, в качестве подтверждения он получает токен, которым может свободно торговать. «На Rarible свои NFT создают и продают десятки тысяч художников, музыкантов и инфлюэнсеров, включая Марка Кубана, Линдси Лохан, Tyga и других», — рассказывает глава по связям с общественностью компании Маша Вяземская.

По схожему принципу работают и другие сервисы, однако у Rarible есть важное отличие — это единственный NFT-маркетплейс, предлагающий своим пользователям участвовать в майнинге ликвидности, то есть влиять на управление проектом. Сделать это можно при помощи управляющего токена RARI, который раздается самым активным участникам маркетплейса. Еженедельно в обращение поступают 75 тыс. этих токенов — они делятся поровну между продавцами и покупателями, зарегистрированными на платформе.

Майнинг ликвидности, связанный с NFT, стимулирует рост популярности протокола и, как следствие, приводит к повышению интереса спекулянтов к его управляющим токенам, отмечает Аврамов. Это подтверждает изменение стоимости RARI — за последние три месяца она выросла в 16 раз — с $1,82 до $29.


Изменение стоимости токена RARI с августа 2020-го до середины марта 2021 года. Данные CoinMarketCap

Инфраструктура для вторичных продаж NFT
Владелец NFT может распоряжаться токеном как угодно, в том числе перепродавать его. Пока что это происходит редко — рынок невзаимозаменяемых токенов находится на самом раннем этапе своего развития, поэтому количество перепродаж NFT остается незначительным.

Тем не менее потенциал у вторичного оборота NFT есть, об этом может свидетельствовать история еще одной работы художника Beeple под названием Crossroads. В конце октября токен, подтверждающий право владения этим 10-секундным видеороликом, был приобретен коллекционером из Майами Пабло Родригесом-Фрайле за $67 тыс. Спустя четыре месяца он перепродал этот токен на маркетплейсе Nifty Gateway за $6.6 млн — на тот момент это был самой дорогой NFT в истории.

Полноценной биржевой инфраструктуры для вторичного оборота токенов пока не существует, и это может оказывать влияние на формирование справедливой стоимости выставленных на продажу NFT.

Из-за отсутствия достаточного числа верифицированных площадок с прозрачным механизмом перепродаж, скептики критикуют NFT-активы. Редкие сделки, которые совершаются на вторичном рынке, как правило, проходят в рамках аукционов, что значительно растягивает во времени процесс их покупки или продажи.

На фоне этого серьезной проблемой становится воштрейдинг (Wash Trading) — таким термином описывают ситуацию, при которой продавец искусственно завышает торговую активность с токеном, покупая и продавая актив у самого себя. Это достаточно распространенное явление на криптовалютном рынке — к примеру, совсем недавно биржа Coinbase выплатила штраф размером $6,5 млн за такие действия со стороны своих пользователей и даже одного из собственных сотрудников.

На рынке NFT эта проблема усугубляется еще и тем, что оценить масштабы такой формы мошенничества крайне тяжело — рынок пока слишком мал, чтобы можно было легко отслеживать такие операции. Тем не менее такие случаи уже были зафиксированы — к примеру, аналитики Nonfungible заметили, как при помощи воштрейдинга завышалась стоимость персонажей в играх Blockchain Cuties и CryptoKitties.

Еще одна причина распространения воштрейдинга на рынке NFT связана с возможностью получать управляющие токены за активное участие в работе платформы — именно по такой схеме работает проект Rarible.

Создатели Rarible не отрицают эту проблему — по словам создателя маркетплейса Александра Сальникова, более 40% от общего объема сделок с NFT на общую сумму $750 тыс., совершенных в августе 2020 года, были так или иначе связаны с воштрейдингом. По его словам, чтобы снизить эту долю, платформа постепенно повышает размер комиссий за транзакции.

От того, сумеют ли участники рынка решить эти проблемы, во многом будет зависеть его судьба. К рынку NFT начинают присматриваться американские регуляторы, а юристы уже высказывают опасения, что NFT может ждать судьба bitcoin-ETF. Новому инструменту нужно доказать, что он может быть использоваться не только в спекулятивных целях. Развитие вторичного рынка с понятными правилами игры может стать первым шагом в этом направлении.

https://bloomchain.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter