Хватит ли у РЖД денег для реализации всех планов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Хватит ли у РЖД денег для реализации всех планов

31 марта 2021 ИХ "Финам" | Globaltrans (ОАО «РЖД») Баранов Дмитрий
РЖД, несмотря на глобальный кризис, смогла показать удовлетворительные результаты работы в прошлом году.

Планы компании на этот год оптимистичные, но выполнить их будет непросто. В нынешнем году ей могут потребоваться дополнительные инвестиции, и власти могут вернуться к идее приватизации пакета акций.

В минувшем году условия работы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) были непростыми, тем не менее, они успешно выполняли перевозку пассажиров и грузов, обеспечив потребности граждан и бизнеса. Кроме того, РЖД способствовали увеличению внешней торговли, развитию транзитных перевозок. Основным фактором, оказавшим влияние на деятельность компании и её результаты в 2020 году, стала коронавирусная инфекция, которая увеличилась до пандемии. Введённые ограничения на перевозку поначалу затронули не только пассажирские перевозки, но и грузовые, так как не было известно, как распространяется болезнь. Однако потом они были «оправданы» и возобновлены, хотя транспортники всё равно постарались сократить человеческий фактор. Тем не менее, временное сокращение грузовых перевозок повлияло на мировую торговлю, и по итогам прошлого года её объём уменьшился на 6%. Однако отечественные железные дороги смогли лучше справиться с ситуацией, что отразилось на результатах.

Так, погрузка на сети ОАО сети ОАО «Российские железные дороги» в 2020 году составила 1,2 млрд тонн, что на 2,7% меньше, чем в 2019 году. Грузооборот в прошлом году составил 2544,4 млрд тарифных тонн-км (-2,2%). Такой результат компании обеспечили развитая сеть железных дорог, благоприятная конъюнктура в ряде отраслей, увеличение объёма транзитных перевозок. Например, погрузка на сети железных дорог в адрес российских морских портов в 2020 году составила 331,7 млн тонн, что на 4,7% больше, чем в 2019 году. А транзитных контейнеров на маршруте Китай – Европа в минувшем году было перевезено 561 тысяч двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ/TEU), что на 62% больше, чем в 2019 году.

Перевозки грузов в контейнерах вообще можно назвать лучшим сегментом среди всех видов перевозок на отечественных железных дорогах в прошлом году, они развивались довольно бурно. В 2020 году на сети РЖД во всех видах сообщения было перевезено около 5,8 млн груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 16% больше, чем в 2019 году. Причём перевозки в контейнерах были востребованы во всех видах перевозок по железным дорогам. Так, во внутреннем сообщении было отправлено свыше 2,3 млн ДФЭ (TEU) или 11,6% больше чем за 2019 год. В экспортном сообщении – 1,5 млн ДФЭ (+13,5%); в импортном – более 1,2 млн ДФЭ (+15,6%). Но наибольший рост показала перевозка транзитных грузов в контейнерах, было перевезено свыше 830 тысяч ДФЭ, или +37,6% к 2019 году.

Ситуация в пассажирском железнодорожном сообщении, по понятным причинам, в 2020 году складывалась не лучшим образом. Введённые ограничения на передвижения граждан, как во внутреннем, так и в международном сообщении, безусловно, сказались на пассажирских перевозках компании. В 2020 году по сети железных дорог было перевезено почти 870 млн пассажиров (-27,4% к показателю 2019 года) из них в дальнем следовании - 67,5 млн. пассажиров (-42,1%), в пригородном сообщении – 801,9 млн (-25,8%). Пассажирооборот в 2020 году снизился на 41,5% по сравнению с 2019 годом и составил 78 млрд пасс-км, из них в пригородном сообщении – 24,7 млрд пасс-км (-28%), в дальнем следовании – 53,3 млрд пасс-км (-46,2%).

РЖД в минувшем году поддерживала пассажирские перевозки, учитывая их большое значение в условиях пандемии. Количество поездов в дальнем следовании было почти таким же, как до кризиса, что позволило обеспечить транспортную доступность многих населённых пунктов, обеспечило развитие внутреннего туризма в условиях невозможности выехать в другие страны. Значительное развитие получило пригородное сообщение, был запущен несколько новых маршрутов, как в пределах одного субъекта, так и межрегиональных, что поддержало пассажирскую деятельность РЖД, уменьшило потери компании.

Несмотря на сложную ситуацию, обусловленную внешними причинами, финансовые результаты РЖД за прошлый год оказались неплохими. Несмотря на совокупное снижение перевозок, выручка компании снизилась в 2020 году на 35 млрд рублей (-1,9%) по сравнению с 2019 годом. По результатам прошлого года, она получила чистую прибыль в размере 0,3 млрд рублей. Показатель чистый долг/EBITDA составил 3,6. Нужно отметить, что в минувшем году РЖД смогла увеличить в 2020 году объём инвестиций, он составил 717,3 млрд рублей, что на 43,4 млрд рублей больше чем в 2019 году.

Планы на 2021 год у РЖД большие. В первую очередь, компания рассчитывает на существенное восстановление перевозок, главным образом, пассажирских. По оценке компании, пассажирооборот может вырасти на 57-62%, грузооборот может увеличиться на 2,2-2,5% по сравнению с прошлым годом. Однако ситуация с коронавирусом в первом квартале текущего года, может негативно сказаться на таких ожиданиях. Увеличение объёма грузовых перевозок ещё возможно, в первую очередь, за счёт лекарств, средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования. Также ещё может вырасти транзитный грузопоток на маршруте Европа – Азия, благодаря усилиям РЖД и страны в целом по привлечению новых грузоотправителей. Помочь может и недавнее происшествие на морском пути, в результате которого Суэцкий канал остаётся заблокированным. Клиенты не хотят терять время и деньги, в результате часть их может перейти на доставку своих грузов по суше, в том числе, с использованием отечественных железных дорог.

А вот значительного увеличения пассажирских перевозок может не произойти из-за сложной эпидемиологической ситуации, сохраняющихся ограничений на передвижение граждан, возможного усиления карантинных мероприятий. Компания рассчитывает увеличить в нынешнем году объём инвестиций до 732 млрд рублей (+14,3 млрд рублей к 2020). Также в планах дополнительно разместить бессрочные облигации на 24 млрд рублей. Так как есть риск того, что перевозки, в том числе, железнодорожные, могут не достичь прогнозных оценок, не исключено, что компании может не хватить средств для реализации всех её планов. Бюджет вряд ли сможет помочь, ведь он не бесконечный, а помогать нужно многим отраслям. Поэтому вероятно, что власти могут вернуться к идее о приватизации пакета акций компании, что поможет получить РЖД средства для инвестиционной программы, в первую очередь, для модернизации Восточного полигона.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter