"Маск — это и Гагарин, и Королев вместе взятые" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


"Маск — это и Гагарин, и Королев вместе взятые"

12 апреля 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр

Сегодня, 12 апреля, Россия и мир отмечают 60-летие со дня полета первого человека в космос Юрия Гагарина. О том, что полет Гагарина значит для мира, каким его образ и советские космические достижения видят на Западе и о будущем космонавтики Finam.ru рассказал американский профессор-историк Эндрю Дженкс, автор биографической книги о первом космонавте The Cosmonaut Who Couldn't Stop Smiling: the Life and Legend of Yuri Gagarin) ("Космонавт, который не переставал улыбаться. Жизнь и легенда Юрия Гагарина").

Как сегодня фигуру, наследие Гагарина воспринимают на Западе, в США?

На память о Гагарине оказала влияние "холодная война". Для США в то время было трудно признать успехи СССР. Историю аварии в Чернобыле им легче запомнить. Если американцы помнят о какой-то личности, связанной с космосом, то для них это будет Нил Армстронг (первый человек на Луне) или Джон Гленн (первый американский космонавт на орбите Земли), но Гагарин - это не тот человек, о котором вспомнит большинство.

В Канаде, например, ситуация другая, там гораздо больше людей знают, кто такой Гагарин. Возможно, потому что "холодная война" не оказала такого влияния на канадцев, как на американцев. В Америке такое мнение, что все, что делал СССР, было плохо, а все, что США – хорошо. Если что-то в это не вписывается, тогда мы об этом не помним. Не хотелось бы задевать своих соотечественников, но многие американцы не очень образованы и даже свое прошлое не очень хорошо знают, что уж говорить об истории других. В Канаде, Европе и России люди гораздо более образованы в том, что касается истории.

Вы поместили историю Гагарина в контекст "холодной войны". Не кажется ли вам парадоксальным, что такой улыбчивый, открытый человек был "продуктом советской военной машины"?

Эта машина науки и военной промышленности берет свое начало из системы гулаговских "шарашек" (научные тюрьмы в СССР, где работали осужденные ученые, Finam.ru). Мы знаем, что и Королев был в Гулаге, работал в "шарашке". Ракетная программа начала создаваться при Сталине. Потом был "Спутник", который тоже был частью советской секретной космической программы. Но во времена Гагарина СССР начинал медленное движение к более открытому обществу, демонстрируя свои успехи миру. Гагарин, я думаю, = это точка отсчета, с которой началось движение от более закрытой сталинской системы к более открытой системе хрущевской "оттепели".

Я даже задаюсь вопросом, каким был бы первый космонавт, если бы полет пришелся на сталинское время, в котором были свои герои, такие как "стахановцы". Но это были другие люди. Гагарин же тот, с кем мог ассоциировать себя обычный человек: такой веселый, открытый парень. И я даже думаю, возможно ли, чтоб тогда космонавт мог стать такой мировой знаменитостью, как Гагарин? Он, несомненно, был бы патриотом своей страны, но в то же время, воплощал бы в себе человека, который наслаждался жизнью, как например, Элвис.

Вы пишете, что для советского и российского общества Гагарин был "зеркалом", в котором оно видело множество образов. Можно ли говорить, что сегодня этот взгляд на героическое прошлое связан и с тем, что больших успехов в российской космонавтике нет?

Да, это большой вопрос: сколько можно прожить на достижениях прошлого. Чем больше ты погряз в проблемах сегодня, тем чаще ты обращаешься к славному прошлому. Может быть, шумные празднования помогают забыть о том, находится ли российская космическая программа на правильном пути. Существуют же эти популярные мемы: "Юра мы все …", и это тоже знак. Если общество, которое смотрится в Гагарина, как в зеркало, считает, что оно все потеряло, это значит, что это общество не очень хорошо о себе думает.

Можно также увидеть и такие официальные заявления на плакатах: "Юра, мы исправились" и перечисляются такие заслуги, как взятие Крыма или постройка совместного самолета с КНР, однако это совсем не о космосе. Космос будущего будет принадлежать таким, как Илон Маск, Джеф Безос, и романтика, и энтузиазм космонавтики перейдут от таких государственных гигантов, как Роскосмос и НАСА, к таким, как Маск. И учитывая то, что Россия не породила таких личностей, как Маск, означает, что она находится позади последних трендов развития космонавтики.

Видите ли вы в Маске некую реинкарнацию Гагарина в сегодняшних условиях?

Думаю, что Маск - это одновременно Гагарин и Королев вместе взятые. Он не только мастер инженерного дела, но и человек, сам готовый отправиться в космос. Мы знаем, что Королев хотел отправиться в космос, и, может, Маску удастся то, что не удалось Королеву: не только создать ракету, но и полететь на ней.

Собирая материал для своей книги, вы были во многих местах, связанных с Гагариным. Что больше всего вас поразило?

Меня поразило много вещей, но очень запомнилось, что люди в местах, связанных с Гагариным, ощущают свою связь с ним. Он сам был уроженцем Гжатска, парнем из провинции, такой "солью земли", и принес этот дух в столицу. И когда я посещал Саратов, где он учился, и Гжатск, где он родился и рос, люди давали понять, что он наш вклад в большую страну. И поэтому для провинциальной России он был героем, символом участия провинции в жизни всей России.

Вы пишете, что власти тщательно оберегают некий "культ Гагарина", чтобы он выглядел таким человеком с плаката. Сколько сегодня вы думаете осталось от реального Гагарина?

Думаю, такова судьба всех знаменитых людей, возьмите, к примеру, Че Гевару или Элвиса, или Мэрилин Монро. Для СССР Гагарин был кем-то новым, мировой знаменитостью, а знаменитостей всегда представляют в упрощенном виде и очень трудно воссоздать из этого такую разноплановую фигуру. Знаменитость уничтожает реального человека и для историка трудная задача собрать этот образ воедино.

Но Гагарин был очень хорош для советской системы, да, впрочем, и для любой системы. Он был таким, каким люди хотели его видеть. В то же время из-за завесы секретности он не мог многое рассказать. И здесь возникает дилемма: как быть искренним, счастливым и в то же время защищать себя от окружающего мира. Нельзя даже представить, под каким давлением он находился не только как космонавт, но и как знаменитый человек, представлявший советскую систему перед целым миром.

Сегодня космонавтика оказывается одним из немногих, оставшихся для США и России, полей сотрудничества. Нет ли иронии в том, что все происходит, как и во времена "холодной войны"?

Когда советская космическая программа начала освобождаться от секретности времен Сталина, возникла идея, что исследования космического пространства не должны быть лишь для нужд СССР, а для пользы всего человечества, и космос можно использовать лучше, чем для того, чтобы испытывать в нем ракеты. И конечно есть ирония в том, что та технология, которая создавалась для нужд военных, стала использоваться в мирных целях. И вот что интересно: СССР с его повышенной секретностью был более готов к сотрудничеству, чем более открытые в этом плане США.

В СССР была идея, что космос - это место, где супердержавы могут иметь дружеское сотрудничество и, если бы СССР не послал сигнал США о сотрудничестве в космосе, не думаю, что это сделали бы США. Если посмотреть на президента Рейгана с его "Звездными войнами", можно увидеть, что это США, которые не хотели мирного сотрудничества. Советский Союз же это сотрудничество развивал через программу "Интеркосмос" и не только с тогдашними соцстранами, но и с Францией, и Японией. Cегодня МКС остается местом, где русские и американцы работают вместе, так как если хочешь выжить в космосе, надо сотрудничать.

Будет ли в будущем у российской космической программы "момент Гагарина"?

Этот "момент Гагарина" появится, когда мы увидим сотрудничество всех сторон. Сегодня в космосе нужно частно-государственное партнерство с участием всех стран. Ресурсов, необходимых для полета на Марс, нужно больше, чем есть у России и США. Нужны средства как России, США, Европы, так и Илона Маска и Китая, у которого есть амбициозная космическая программа. Трения между Китаем и США не оставляют места для сотрудничества, которое может помочь освоению Марса.

В прошлом году президент США Дональд Трамп подписал указ об освоении ресурсов Луны, который вызвал немало критики. Какую линию в космосе продолжит нынешний президент Джо Байден?

Пока Байден не обозначил, какая будет его космическая политика. Трамп, если вы помните, создал космические силы, и, как Рейган в свое время, пытался милитаризировать космическое пространство. Вернется ли Байден к идее президента Ричарда Никсона о том, что космос - место сотрудничества, пока не понятно.

Проблема в том, что Байден, как демократ, боится показаться слишком мягким по отношению к Москве. Известно, что демократы обвиняли Трампа в том, что он проводил слишком мягкую линию по отношению к Путину. И для Байдена важно показать, что он придерживается противоположного мнения. И даже если Байден будет желать сотрудничества, мышление "холодной войны" будет этому препятствовать. Единственное, в чем я согласен с Трампом, - это в том, что нужно сотрудничать с Россией.

У меня впечатление, что США попросту списали Путина, надеясь на такие фигуры, как Навальный, при котором Россия вернется на демократические рельсы. Но это все мечты: Путин находится у власти, и с ним надо взаимодействовать, нравится он или нет. Так поступает и сам Путин, когда сотрудничает с Китаем. Другое дело, что Китай гораздо более мощная держава, и все может прийти к тому, что она будет использовать Россию вместо того, чтобы Россия пользовалась плодами этого сотрудничества.

Возвращаясь к Гагарину. Многие сегодня спрашивают: "Зачем мы продолжаем отправлять людей в космос?"

С экономической точки зрения, в этом смысла нет. Но есть смысл с точки зрения человеческого любопытства и романтики космоса. Чтобы космос использовался эффективнее, человек должен в нем присутствовать. Другими словами, наличие человека в космосе делает космос привлекательнее для подростков, которые мечтают о космических полетах. Если бы это были только аппараты, которые берут пробы грунта на Марсе, это было бы не так интересно. А полет человека создает образ, который роботы и спутники создать не могут. В конце концов, мы все люди, и Гагарин стал таким человеком, лицом, которое олицетворяло гуманистическое начало освоения космоса. И это было хорошее лицо.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter