К станку! Федеральную резервную систему США ожидает грандиозная реформа. В чьи руки попадет главный печатный станок планеты? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


К станку! Федеральную резервную систему США ожидает грандиозная реформа. В чьи руки попадет главный печатный станок планеты?

Среди правительственных учреждений США Федеральная резервная система (ФРС) занимает совершенно особое положение. Будучи госструктурой по целям и задачам, она имеет частную форму собственности
7 июля 2009
Среди правительственных учреждений США Федеральная резервная система (ФРС) занимает совершенно особое положение. Будучи госструктурой по целям и задачам, она имеет частную форму собственности. В этом смысле американский аналог радикально отличается от центральных банков других стран, где капитал либо полностью принадлежит государству, как в Великобритании или России, либо является акционерным со значительной долей государства, как в Японии или Бельгии. Этот парадокс в устройстве ФРС всегда был предметом разного рода спекуляций. И сейчас дискуссии вокруг нее разгораются с новой силой в связи с намерением президента Барака Обамы расширить полномочия ФРС и сделать ее органом "выявления и предотвращения системных финансовых рисков". Или, другими словами, системой по недопущению кризисов.

Система Обамы

"Мы верим, что ФРС имеет самые лучшие экспертные возможности и самый лучший опыт, чтобы справиться с этим", - считает Обама. Так же думает и председатель ФРС Бен Бернанке, который уже представил законодателям на 85 страницах свои предложения по реформе регулирования финансовых рынков. В сухом остатке реформы - существенное усиление роли государства. ФРС приобретет право надзора над всеми финорганизациями, включая страховые компании и хедж-фонды, чего прежде не было. При этом, правда, система ограничивается в правах во всем, что касается экстренных кредитных программ - за разрешением о предоставлении помощи нуждающимся фининститутам необходимо будет обращаться в минфин.

Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC) получает больше прерогатив по отзыву лицензий и контролю за финучреждениями, оказавшимися в сложном положении. Предложено также создать Национальный банковский наблюдательный совет, слив Бюро валютной инспекции (Office of the Comptroller of the Currency) и Ссудо-сберегательное надзорное бюро (Office of the Thrift Supervision). В клиентуру Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в принудительном порядке приглашаются хедж-фонды, а также частные инвестфонды.

Новым детищем реформы станет Агентство по финансовой защите потребителей, призванное контролировать потребительские продукты, в первую очередь ипотечные кредиты и кредитные карты. Кроме того, план Обамы обязывает банки предоставить властям сценарий действий на случай форс-мажорных ситуаций.

Если обсуждения в Конгрессе пойдут штатно, в полном объеме все эти нововведения могут быть приняты к концу года. Хотя оппоненты активизировались уже на старте. Камень преткновения - усиление ФРС. Проколы "Феда", допущенные в канун нынешнего кризиса, очевидны всем. По мнению министра финансов Тимоти Гайтнера, главный из них в том, что монетарная политика стала "слишком распущенной". Это, по его утверждению, "создало огромный бум в ценах на активы, в погоне за прибылями инвесторы не обращали внимания на риски"...

В переводе на узкопрофессиональный язык произошло размывание разграничений между политически мотивированной линией минфина и независимой монетарной политикой ФРС, несмотря ни на что, остающейся самой могущественной финансовой силой в США. Да и не только там...

Центробанк под псевдонимом

Федеральная резервная система была создана сравнительно поздно, в 1913 году. В то время шведскому Риксбанку уже исполнилось 245 лет, а учрежденный Наполеоном Banque de France имел более чем вековую историю. Правда, попытки упорядочить финансовую сферу в США предпринимались и раньше: в 1791-1811 годах действовал "Первый банк США", в 1816-1836 годах - "Второй банк". Но эти попытки вряд ли можно признать удачными. В том числе и потому, что среди отцов-основателей США не было единства относительно того, нужно ли стране подобное учреждение. Например, Александр Гамильтон, первый министр финансов США, был горячим адептом создания центробанка. А его современник Томас Джефферсон считал, что образование такого учреждения противоречит конституции США и является посягательством на свободу предпринимательства. И вообще у только что освободившихся от английской зависимости американцев была всеобщая аллергия на слово "центральный". Для них это являлось символом гнета и злоупотреблений.

Может быть, поэтому самым большим вкладом финансиста Пола Варбурга из старого банкирского дома Kuhn, Loeb and Co. в строительство современной финансовой системы стало изобретение термина "Федеральная резервная система" как некоего псевдонима для центробанка.

Вся подготовительная работа велась втайне, начавшись в 1910 году в клубе мультимиллионеров на купленном ими острове Джекил у берегов Джорджии и закончившись подписанием президентом Вудро Вильсоном "Закона о Федеральной резервной системе" 23 декабря 1913 года.

Позже за эти тайные посиделки инициативную группу из богачей и госчиновников станут клеймить за излишнюю скрытность. "Это правда, что предложения по созданию ФРС были подготовлены в секрете от общественности, - указывает вашингтонский аналитик Антония Боднар. - Зато конкретные решения по ним принимались вполне публично. Они подверглись жесткому обсуждению в Конгрессе и претерпели многочисленные изменения. Вдобавок следует иметь в виду, что не одни банкиры и богачи испытывали неудобства от финансовых кризисов, которые регулярно, раз в 5-10 лет, сотрясали США с самого их рождения. Рядовые граждане вряд ли чувствовали себя комфортно, когда на момент создания ФРС в стране циркулировало 30 тысяч различных видов бумажных денег".

Кстати, г-жа Боднар называет "конспирологическими и надуманными" страхи по поводу 100-процентной принадлежности капитала ФРС частным акционерам. По сути, считает она, это квазичастная собственность, поскольку у государства имеются мощнейшие рычаги влияния на работу ФРС.

Судите сами. Президент назначает с одобрения Конгресса председателя ФРС сроком на 4 года и семь членов Совета управляющих на 14 лет каждого. Конгресс в любое время может принять любую поправку, ограничивающую или расширяющую рамки деятельности ФРС. Таких законов принято уже около десятка: первый - в 1935 году, последний - в прошлом, "Закон о срочной экономической стабилизации". ФРС ежегодно отчитывается перед Палатой представителей и дважды в год - перед сенатским комитетом по банкам. Около сотни раз в ней проходили ревизии Счетной палаты США.

Что касается ценных бумаг ФРС, то владение ими сильно отличается от того, как это устроено в частных банках. ФРС работает не ради получения прибыли. Акционерам выплачиваются фиксированные дивиденды - 6 процентов годовых. Сами же ценные бумаги "Феда" не могут быть проданы, обменены или заложены. Они служат как бы доказательством принадлежности банка-акционера к Федеральной системе, и их наличие оговорено законом. После выплаты дивидендов и зарплат сотрудникам ФРС вся прибыль переводится министерству финансов - 33 миллиарда долларов в 2006 году.

Основу системы составляют 12 федеральных банков, более или менее равномерно распределенных по территории страны. По традиции наиболее важным из региональных отделений ФРС считается Резервный банк Нью-Йорка. Именно его возглавлял нынешний, 75-й по счету министр финансов США Тимоти Гайтнер.

Вместе с тем ФРС и ее решения в определенных законами пределах имеют самостоятельную силу и не требуют одобрения президента или других правительственных структур. После вступления в должность члены Совета управляющих обладают такой же свободой действий, как члены американского Верховного суда. Они не могут быть уволены. Эта норма была введена, чтобы оградить ФРС от внешнего влияния и воздействия политических мотивов на решения Совета управляющих и второго важного органа - Федерального комитета по операциям на открытом рынке.

Шесть центов за доллар

В числе функций ФРС значится выпуск монет и бумажных банкнот, за что ее иногда называют "повелительницей долларов". Точнее, ФРС делает заказ, а технически деньги печатаются на Монетном дворе, находящемся в ведении минфина. ФРС покупает их по себестоимости печати, около 6 центов за бумажную банкноту (по ценам прошлого года), а уж затем распределяет по финансовым институтам внутри страны и за рубежом.

В 2008 году было отпечатано денег на 7,7 миллиарда долларов. Считается, что 95 процентов новых "зеленых" идет на замену испорченных и вышедших из обращения банкнот. В настоящее время в обращении находится примерно 829 миллиардов бумажных долларов, главным образом за рубежом.

Печатный станок, безусловно, самое сильное оружие ФРС, делающее ее, по сути, теневым финансовым регулятором во всемирном масштабе. Хотя с самого момента создания ее главными задачами являлось поддержание высокой занятости населения, стабильных цен (иначе говоря, обуздание инфляции) и умеренных долгосрочных ставок по кредитам (обеспечение экономического роста). Вот и возобновились споры, насколько успешно ФРС с этим справлялась.

Одни, включая президента, полагают, что только "Фед" обладает потенциалом для решения порожденных кризисом задач. Особенно они любят приводить позитивные примеры из времени нахождения у руля ФРС в 1979-1987 годах Пола Волкера, который активно работает в нынешней экономической команде Барака Обамы. Действительно, Волкер проявил себя крайне удачно. При нем экономика США вышла из кризиса, инфляция была остановлена, а уровень безработицы кардинально снизился. При нем же отмечен максимальный рост биржевого индекса Доу-Джонса. Никто из других 13 руководителей ФРС не может похвастать подобными достижениями.

Тем не менее скептики без особых усилий набирают гораздо больше противоположных примеров, когда ФРС оказывалась не на уровне требований времени. Особенно выпукло это проявилось в годы Великой депрессии. Выдающийся представитель Чикагской экономической школы Милтон Фридман прямо обвинял ФРС в создании этого кризиса, потому что система начала сжимать денежную массу на рынке тогда, когда он более чем когда-либо в деньгах нуждался. Интересно, что и нынешний председатель ФРС Бен Бернанке в значительной мере укрепил свой научный авторитет работой на эту же тему - "Очерки Великой депрессии", подчеркивая, что в условиях кризисного времени главная задача любого правительства - недопущение страданий населения. Кстати, по некоторым предположениям, Бернанке, полномочия которого истекают 31 января будущего года, может быть не переназначен на второй срок. Более близкий к президенту советник Ларри Саммерс, возглавляющий мозговой трест экономистов при Белом доме, говорят, вроде бы сам очень заинтересовался этим постом.

Пересматривается и отношение к деятельности еще одного финансового гуру - предшественника Бернанке Алана Гринспена, получившего прозвище Маэстро Финансов. То, что раньше казалось гениальными пророчествами, предстает теперь совсем в ином свете. Его формулировки типа "если вам показалось, что я выразился достаточно ясно, то вы неверно меня поняли" как-то сразу утратили смысл и воспринимаются не иначе как тарабарщина и словесная шелуха.

Возможны варианты

Вероятно, экономисты могут насчитать еще много других образчиков ошибочных решений как в давней, так и в совсем близкой истории ФРС. Важно другое: американцы, похоже, утратили традиционную веру в ее могущество и мудрость. Именно поэтому при всем авторитете нынешнего хозяина Белого дома его предложение придать новые функции ФРС как главному органу для отслеживания и предотвращения вероятных системных рисков встречает пока достаточно прохладную реакцию.

Более того, сенатор-демократ Марк Уорнер, который рассматривается как будущая президентская надежда этой партии, выступил с прямой критикой предложений Обамы. "Это неверный выбор", - подчеркивает сенатор. Монетарная политика сама по себе слишком важна, чтобы подвергать ее риску. А ФРС структурирована таким образом, что не дает необходимой прозрачности. Да и вообще вряд ли стоит концентрировать слишком много власти в одном экономическом институте.

Марк Уорнер, а также глава Федеральной корпорации по страхованию вкладов Шейла Бэр предлагают создать отдельный Совет по системным рискам во главе с независимым председателем, назначаемым президентом и утверждаемым Конгрессом. Членство в нем может быть установлено по примеру других правительственных структур, подобно Совету нацбезопасности, Объединенному комитету начальников штабов или даже Совету управляющих той же ФРС.

В новый совет по должности могли бы войти министр финансов, председатель ФРС и руководители других регулирующих госструктур. Такой институт с независимым техническим аппаратом и доступом к любой финансовой информации имеет больше шансов предотвратить любые кризисы, убежден законодатель. "Мы до сих пор успешно противостояли появлению у нас сверхмощного центрального банка, - указывает Марк Уорнер, - и опыт других стран, где слишком много полномочий получал какой-то один госинститут, служит нам предостережением. С созданием Совета по системным рискам мы бы восстановили систему сдержек и противовесов". Президент Обама, однако, не менее твердо дает понять, что не отступится от своих предложений. И этот расклад обещает сложную и острую политическую игру.

...Да, кстати: клуб миллиардеров на острове Джекил закрылся еще в 1942 году. Чуть позже остров был куплен штатом Джорджия за 675 тысяч долларов и стал популярным туристическим объектом. В четырехзвездочном Jekyll Island Club Hotel до сих пор показывают всем желающим две комнаты с табличкой "Федеральный резерв"...

При участии Андрея Смирнова

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter