Ритейл в I квартале. С чем X5, Магнит и другие вошли в 2021

Российские ритейлеры отчитались за I квартал, что позволяет сравнить их по ключевым операционным и финансовым метрикам, чтобы определить лидеров и аутсайдеров.

Одним из ключевых показателей, который влияет на инвестиционную привлекательность акций ритейлеров, является темп роста выручки. Здесь явное лидерство удерживает дискаунтер Fix Price, который за год вырос почти на 30%. М.Видео и Детский мир также показали двузначные темпы роста, в том числе за счет высокой доли онлайн-продаж, о чем будет сказано чуть ниже. Традиционный продуктовый ритейл демонстрировал более скромные темпы роста. Лучше других здесь смотрится X5.

Ритейл в I квартале. С чем X5, Магнит и другие вошли в 2021


Ритейл может расти за счет увеличения торговой площади и роста продаж в уже открытых магазинах (LFL-продажи). Третьим драйвером, который в полной мере проявил себя в 2020 г., стали продажи через онлайн-каналы. Вклад онлайн-продаж в рост выручки на диаграмме ниже рассчитан как отношение прироста онлайн-продаж в абсолютном выражении ко всей выручке предыдущего периода.



Самый существенный рост торговой площади наблюдается у Fix Price. Дискаунтер расширяется за счет открытия новых торговых точек, которые достаточно быстро выходят на целевой уровень выручки. При этом LFL-продажи также растут двузначными темпами, что говорит о хорошей динамике продаж в уже существующей торговой сети.

Также экспансию поддерживают X5 Retail Group и Детский мир. Несмотря на то, что фокус компаний постепенно смещается в онлайн, они продолжают открывать новые магазины и наращивать долю оффлайн-рынка. Вообще динамика Детского Мира выглядит наиболее сбалансированной по факторам роста.

А вот М.Видео полностью переключился на онлайн. По итогам 2020 г. доля продаж через онлайн-каналы составила 66,8%. За год продажи в этом сегменте выросли на 62,8%, обеспечив рост выручки на 29,2%. Компания не публикует показатели LFL, но, судя по цифрам, падение оффлайн-продаж составило 18,9 млрд руб. или 29,1%. Преобразование ритейлера в торговую интернет-площадку может продолжиться в 2021 г.



В целом направление онлайн растет впечатляющими темпами. Трехзначные показатели роста Ленты, X5 и OKEY связаны с эффектом низкой базы и в будущем будут замедляться до уровня М.Видео и Детского Мира.

Магнит начал разработку проектов в онлайн-сфере только во II полугодии 2020 г., поэтому базы для сравнения пока нет. По оценке компании, экстраполированная годовая выручка от онлайн-проектов составляет 4,1 млрд руб., что составляет всего около 0,02% выручки за 2020 г. В традиционном ритейле Магнит показал самые высокие темпы роста LFL-продаж.

Fix Price не считает удаленные каналы продаж приоритетным направлением для развития в своей нише, хотя и предоставляет клиентам сервис для заказа товаров через сайт. Доля таких покупок в общей выручке не публикуется. Можно предположить, что она незначительна.

Явными аутсайдерами по всем показателям являются Лента и OKEY. Компании управляют широкой сетью гипермаркетов, которые уже не пользуются такой популярностью у покупателей, как это было несколько лет назад. Сегмент гипермаркетов постепенно уступает свою долю рынка другим торговым форматам.

Важным направлением развития для Ленты являются онлайн-продажи. Их доля всего 3,6% и потенциал для роста здесь довольно большой. При этом в стратегии компания также делает акцент на расширение торговых площадей за счет новых супермаркетов и магазинов у дома.

Для OKEY сейчас ключевым драйвером роста выступает сеть дискаунтеров «ДА!», выручка которой выросла в I квартале на 27%. Доля «ДА!» в выручке OKEY составляет около 17% и будет постепенно расти. Ограничивает экспансию дискаунтеров высокий долг компании, который не позволяет вкладывать достаточно средств в открытие новых торговых точек.

При этом стоит отметить, что эффективность использования торговых площадей у Ленты и OKEY самая высокая. Выручка на 1 кв. м около 70 тыс. руб.



Выводы

Fix Price показывает наиболее высокие темпы роста за счет перспективной рыночной ниши. При этом в текущей стоимости уже заложены достаточно высокие ожидания по дальнейшему росту, которые будет не так просто реализовать на практике. В будущем темпы роста могут снижаться.

Аутсайдерами выступают Лента и OKEY. В то время как у Ленты есть все возможности для улучшения показателей в ближайшем будущем за счет смещения фокуса на более выгодные ниши, для OKEY ситуация складывается более сложная из-за высокого долга.

Безусловным лидером по онлайн-продажам выступает М.Видео. При этом оффлайн-выручка ощутимо снижается, что может быть обусловлено смещением предпочтений покупателей в пользу удаленных покупок. Совокупная выручка может замедляться.

Наиболее сбалансированная структура роста выручки у Детского мира. Компания показывает достойные результаты и может сохранить темпы роста.

В традиционном ритейле пальму первенства удерживает X5 Retail Group. Значительный вклад в рост доходов по-прежнему вносит расширение торговой сети. В ближайшие годы все большее влияние на показатели будет оказывать онлайн-сегмент.
Источник: http://bcs-express.ru/
16:12 Продолжаем рост на противоречивых заявлениях
16:11 Рубль теряет связь с другими рынками
16:09 Евровидение. BASF — дивидендный аристократ Старого Света
16:03 Инвесторы продают акции металлургов
16:01 Акции с дисконтом. Как инвестировать в недооцененные бумаги
15:56 Tesla. Акции снова растут, какие цели
15:55 Что за ажиотаж в акциях Фармсинтеза
15:53 Три богатейших миллиардера России обеднели на $2,5 млрд за полчаса
15:47 Продавец косметических средств Sally Beauty Holdings получил позитивную рекомендацию
15:47 В ожидании импульса к росту
15:46 За ралли нефтяных цен стоят два катализатора: спрос и инфляция
15:44 Телекомы — будущие IT-компании?
15:43 Что ждет рынок нефти?
Еще материалы
Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=556230 обязательна Условия использования материалов