Зарядка электромобилей: как заработать деньги? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Зарядка электромобилей: как заработать деньги?

5 мая 2021 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Тем компаниям, которые намерены заряжать машины, придется придумать, на чем зарабатывать деньги. Владельцы электрокаров заряжают их в разных местах, и зарядные станции не всегда попадают в этот список. Для развития бизнеса им, возможно, придется проводить обширную информационную кампанию среди потенциальных клиентов.

"Светлое будущее" автомобильной эры еще не наступило – количество электромобилей в мире пока остается незначительным. Так, в прошлом году в мире их было приобретено порядка 3 млн единиц, а доля таких машин в мировом автопарке составляет, по разным оценкам, от 3 до 5%. Например, в США в прошлом году было продано 260 000 электрокаров, однако это составило всего 2% от общего числа проданных в стране легковых и грузовых автомобилей. Причин такого небыстрого развития сегмента электрических машин несколько. Это недостаточное количество моделей электрокаров на рынке (их всего порядка двух десятков), слаборазвитая система стимулов для автовладельцев переходить на использование машин на электрическом ходу, отношение самих потребителей, которые пока не настолько ответственно относятся к экологической повестке дня, предпринимают мало шагов по изменению своего отношения к проблеме изменения климата и сохранения окружающей среды. Еще одна причина – недостаточное развитие зарядной инфраструктуры для электрокаров, что сдерживает переход на них. Но в данном случае не все так просто.

Когда электромобилей на дорогах планеты стало все больше, количество зарядных станций для них еще долго оставалось небольшим, и время зарядки было незначительным. Это привело к тому, что многие владельцы электромобилей начали заряжать свои автомобили дома, и такая тенденция не просто сохранилась, а стала расти. Возможность "запитать" электричеством свою машину, находясь дома, привлекает все больше людей, но создает проблему для компаний, предоставляющих услуги зарядки. Дополнительное давление на них оказывает развитие технологий – если раньше электромобилям часто требовалась подзарядка среди дня, то современные модели могут ездить достаточно долго без нее, запаса электроэнергии им хватает.

Водители, вернувшись домой, подсоединяют электрокары к домашней сети и подзаряжают их. Так зарядные компании лишаются части клиентов. Конечно, это не означает, что общественные сети зарядных станций не надо развивать, они нужны. Многие автовладельцы не переходят на электромобили, потому что не видят большого числа зарядных станций по своему маршруту, они опасаются остановиться на дороге с разряженной батарей. Влияет на развитие зарядного бизнеса и некоторая "разобщенность" игроков, а также стремление развивать собственные стандарты зарядки. Например, в США в прошлом году 80% всех проданных электромобилей составила продукция Tesla, которая развивает собственную сеть зарядных станций, которые не подходят для зарядки электрокаров других производителей. Другие игроки сегмента пошли разными путями –одни также развивают свой стандарт зарядного оборудования, другие – объединяются с конкурентами в этом вопросе.

Развитие общественных зарядных станций, конечно, будет способствовать распространению электромобилей в мире, и для этого в разных странах предпринимаются определенные шаги. Например, в США в рамках плана Байдена по развитию инфраструктуры планируется потратить $15 млрд на строительство 500 000 общедоступных зарядных станций к 2030 году. Однако необходимо не просто больше соответствующей инфраструктуры, но еще нужно сделать этот бизнес по-настоящему прибыльным, потому что на сегодняшний день он таковым не является. К примеру, в прошлом году суммарная выручка двух известных компаний, предоставляющих услуги по зарядке электромобилей – Blink Charging и Beam Global, – составила менее $10 млн. Вряд ли этот результат можно назвать приемлемым. Да, когда-нибудь, бизнес по зарядке автомобилей станет прибыльным, но до этого момента надо еще дожить, а не все компании могут это сделать.

Одним из возможных направлений развития бизнеса для компаний, предоставляющих зарядные услуги, может стать продажа дополнительных товаров и услуг, что привлечет клиентов. Традиционные заправки уже давно используют такую модель, что приносит им дополнительный доход. Еще одним вариантом является продажа и самих услуг по зарядке автомобилей, и соответствующего оборудования, которое клиент приобретает для установки в выбранном месте. Некоторые компании предоставляют все возможные поверхности на зарядных станциях под рекламу. То есть видно, что компании, предоставляющие услуги по зарядке электромобилей, ищут наилучший способ развить этот бизнес, поддержать его финансово, пока он не стал прибыльным.

Делать это нужно быстрее, потому что в этом сегменте есть много инвесторов, и они продолжают прибывать в расчете на значительную прибыль. Бумаги компаний, занимающихся зарядным бизнесом для электромобилей, уже известны им. Так, недавно ChargePoint Holdings через специализированную компанию SPAC, вышла на фондовый рынок. Такой же вариант размещения намерены выбрать Volta Industries и EVgo Services. У зарядных компаний уже есть и свои рекорды на фондовом рынке. Так, в ноябре прошлого года акции Blink выросли более чем на 500%, а ее оценка на сегодняшний день превышает $1,6 млрд. А компания Beam выросла в цене более чем на 300%, но в 2021 году половину стоимости потеряла. Инвесторы ждут дальнейшего роста зарядных компаний, им нужно быстрее определяться с моделью бизнеса, увеличивать операционные показатели. Фондовый рынок может поддержать эти компании, но он должен видеть их перспективы, ответную отдачу, что в дальнейшем скажется и на распространении электромобилей.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter