Есть ли повод бояться повышения ставок в США » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Есть ли повод бояться повышения ставок в США

6 мая 2021 Financial One Беленькая Ольга
Про заявление Джанет Йеллен, про динамику восстановления экономики США после кризиса и многое другое рассказала Fomag.ru Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам».

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Высказывание Йеллен было само по себе достаточно аккуратным, а потом еще и обставлено дополнительными успокаивающими разъяснениями. Ее комментарий оказался несколько неожиданным для рынка и вызвал достаточно сильное движение, в частности в акциях технологических компаний.

На самом деле она сказала естественную вещь: если инфляция будет устойчиво высокой, то ФРС придется умеренно повысить ставку. Это не привязано ни к моменту, ни к каким-то определенным действиям.

Просто это прозвучало настолько на контрасте с голубиной риторикой Пауэлла и большинства других руководителей ФРС, которые сейчас не только о повышении ставки не готовы думать, но и о сворачивание объемов QE. Конечно, рынок несколько напрягся.

Но сейчас все успокоились. Собственно, и вчера на краткосрочном отрезке кривой доходности не было никакого движения. Долгосрочные бумаги немножко подергались, но в общем все пришло в равновесие.

Конечно, на самом деле тема интересная, потому что предпосылки более скорого сворачивания стимулирующих мер, чем то, что обещает сейчас ФРС, на рынке существуют с начала этого года. И по мере выхода макростатистики мы видим, что вероятность такая есть. Если смотреть на факторы, на которые обращает внимание ФРС, – прежде всего это экономическая активность, занятость и инфляция – здесь восстановление экономики идет с опережением прогноза.

На прошлой неделе вышли данные, подтвердившие, что экономика США ускорила рост в первом квартале. Рост ВВП составил 6,4%. По оценке Bloomberg, экономика уже компенсировала с точки зрения ВВП более 90% прошлогоднего спада. Основным драйвером стали расходы на конечное потребление домохозяйств, чему способствовало улучшению ситуации на рынке труда, вакцинация и два пакета крупных бюджетных стимулов в январе и марте.

А если смотреть, с чем американская экономика вступила во второй квартал, то ситуация выглядят еще лучше, потому что второй пакет стимулов почти на $2 трлн пришел в марте. В результате доходы населения увеличились на рекордный 21% год к году, но большая часть этих доходов еще пока не потрачена. Норма сбережений домохозяйств увеличилась в марте до 27,6%, то есть практически вдвое выше того, что было в феврале.

Это означает, что с большой долей вероятности мы увидим рост отложенных потребительских расходов во втором квартале. Темпы роста ВВП будут еще выше. Консенсус-прогноз Bloomberg предполагает, что это будет двухзначная цифра около 12% год к году и полностью позволит вернуться к докризисному уровню ВВП.

В целом ФРС ожидает увидеть рост ВВП в этом году на 6,5% – это мартовский прогноз – причем ожидания продолжают смещаться верх. Если мы говорим о занятости, здесь мы тоже видим улучшение динамики, то есть безработица снизилась с почти 15% на пике пандемии до 6%. К концу года ФРС ждет 4,5%.

В марте было создано более 900 тысяч новых рабочих мест. По апрелю будет опубликован отчет в эту пятницу. Это очень важная статистика. Ожидается еще почти 1 млн новых рабочих мест. Но в то же время Пауэлл постоянно говорит, что низкая безработица – это еще не максимальная занятость. То есть число занятых в экономике почти на 8,5 млн ниже, чем до пандемии.

Насколько я помню, недавно Пауэлл опять обратил внимание на неравномерность распределения потерь занятости по группам населения: наиболее сильно пострадали наиболее уязвимые группы. Соответственно, цель ФРС – не просто низкая безработица, но и восстановление на рынке труда тех, кто выбыл из состава рабочей силы.

Инфляция – третий фактор, на который смотрит ФРС. Здесь мы видим, что вместе с ускорением роста экономики ускоряется и инфляция, причем повсеместно. Тут много факторов накладывается друг на друга. С одной стороны, эффект низкой базы прошлого года и текущие факторы. В основном они идут со стороны издержек.

То есть это высокие цены на сырье, перебои с поставками, рост издержек на транспортировку и даже дефицит рабочей силы несмотря на неполную занятость. Это уже сказывается в виде ускорения роста затрат на рабочую силу. По итогам марта мы видим, что индикаторы инфляции взлетели выше 2% год к году и находятся на максимуме с 2018 года.

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter