Электромобили "забуксовали" в странах ЕАЭС » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Электромобили "забуксовали" в странах ЕАЭС

20 мая 2021 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
По сообщениям СМИ, власти стран ЕАЭС решили отказаться от льготной пошлины на ввоз электромобилей. Ни одно из государств не выступило с предложением о продлении ее действия, что вызывает удивление и может отрицательно сказаться на темпах модернизации автомобильного парка на этом пространстве.

Вряд ли стоит рассматривать это решение как специальную акцию, направленную против электромобилей. Скорее всего, большую озабоченность властей вызвала продолжающаяся пандемия и борьба с ней, а также необходимость поддержать отрасли, пострадавшие от нее. Кроме того, возможно, различные ведомства не были впечатлены развитием сегмента электромобилей в период действия нулевых пошлин на их ввоз и малым количеством проданных машин. Несмотря на то, что электрических автомобилей в ЕАЭС стало продаваться больше за последние годы, по различным оценкам, в 2020 году их было продано порядка 9 тыс. единиц – все равно меньше, чем автомобилей с традиционными двигателями, продажи которых в минувшем году превысили 2 млн. Возможно, по мнению регуляторов, рынок электромобилей пока не нуждается в дальнейшей поддержке, что и привело к тому, что вопрос продления нулевой импортной пошлины просто не был вынесен на обсуждение органов ЕАЭС.

Однако все не так просто, и не исключено, что к этому вопросу придется вернуться. Дело в том, что пока производство электромобилей в мире является довольно затратным делом, требующим значительных ресурсов. Так происходит потому, что и технологии пока до конца не отработаны, и выбор компонентов еще ограничен, и не всегда меры поддержки сегмента достаточны. В результате стоимость электромобилей остается достаточно высокой, что ограничивает спрос на них. Любые меры, которые позволяют снизить цену, в том числе различные льготы, могут повлиять на продажи электрических автомобилей, особенно в тех странах, где нет их собственного производства. Страны на пространстве ЕАЭС как раз относятся к таким, и им было бы важно сохранить нулевые пошлины на ввоз электрокаров. Те суммы, которые недополучат национальные бюджеты в результате применения нулевой ставки ввозных пошлин, незначительны, и ими можно пренебречь. Зато появится возможность сформировать устойчивый спрос на электромобили, что позволит увеличить их продажи, положительно скажется на структуре автомобильного парка, уменьшит объем выбросов от автомобильного транспорта.

Возможная отмена пошлин на ввоз электромобилей может привести не только к тому, что их доля в продажах будет оставаться ничтожно малой. Замедлится реализация проектов по развитию зарядной инфраструктуры, некоторые могут быть вообще прекращены. Серьезно ухудшится финансирование этих работ, банки могут отказаться инвестировать в них, так как сроки окупаемости значительно вырастут. Соответственно, заказы не получат компании других отраслей: металлурги, электротехническая индустрия, химики и энергетики. Введение пошлин на ввоз электромобилей не приведет к тому, что их производство будет развиваться в странах ЕАЭС, причем не будет не только сборки автомобилей, но и производства комплектующих, не будет никакой локализации. Окажутся неактуальными программы стимулирования спроса на электрические машины, и информирование потребителей прекратится, так и не начавшись. В целом в случае введения пошлин на ввоз электромобилей в страны ЕАЭС, они окажутся среди отстающих государств планеты и не смогут уменьшить объем вредных выбросов от автомобильного транспорта, что отрицательно скажется на жизни и здоровье населения, сохранении и защите климата и природы. Возможно, активное обсуждение ставки на импорт электромобилей и мнение профессионального сообщества по данному вопросу окажут влияние на органы ЕАЭС, решение будет пересмотрено, и нулевую пошлину сохранят, что положительно скажется на развитии данного сегмента.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter