Новая реальность - 5 главных особенностей российского ритейла в 2021 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Новая реальность - 5 главных особенностей российского ритейла в 2021 году

24 мая 2021 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Пандемия коронавируса серьезно повлияла на российский рынок розничной торговли. В ритейле возникли новые тренды, например, возросла роль онлайн-продаж и IT-технологий, а торговые сети стали ориентироваться на создание многофункциональных экосистем с развитыми онлайн- и офлайн- форматами, в том числе путем слияний и поглощений. Finam.Ru рассказывает о ключевых особенностях российской розницы в 2021 году.

Цифровизация

Цифровизация в 2020-2021 годах - это не специфически российский, а глобальный тренд в рознице. Массовый переход в онлайн помогает бизнесу снижать издержки, например, связанные с арендой помещений для магазинов, а также автоматизировать и ускорить многие процессы.

В ходе онлайн-конференции "Ритейл в России: консолидация рынка и ценовое регулирование" Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс", отмечает, что сейчас ритейл активно борется за онлайн-покупателя в крупных городах. Битву выиграет тот бизнес, который сможет лучше продать товар, а также быстрее и с наименьшими затратами доставить его клиенту.

Артем Михайлин, аналитик ИК "Велес Капитал", подчеркивает, что на фоне пандемийных ограничений и перехода многих покупателей к интернет-заказам больше всего выгоды на розничном рынке получил именно онлайн-ритейл. Кроме того, тенденция покупать онлайн сохранится и после пандемии, так как многие клиенты оценили удобство удаленных покупок. Аналитик оценивает совокупный позитивный эффект от пандемии для российской электронной коммерции более чем в 4 трлн рублей до 2024 года.

Слияния и поглощения

На этой неделе сразу две крупные торговые сети заявили о сделках, которые позволят им расширить свой бизнес: "Магнит" покупает магазины "Дикси", а "Лента" - сеть немецких супермаркетов Billa. "Магнит" планирует сохранить отдельный бренд "Дикси", а на месте магазинов Billa появятся новые супермаркеты "Лента".

Эксперты объясняют близость этих двух сделок тем, что крупные игроки продуктовой розницы, "Магнит" и "Лента", успешно прошли кризисный 2020 год, упрочив свое финансовое положение. Кроме того, сейчас ставка пока еще остается привлекательной для заемного финансирования, как отмечает аналитик ИК "Велес-Капитал" Артем Михайлин.

Главный аналитик "Промсвязьбанка" Людмила Теличко обращает внимание на тот факт, что в случае реализации планов "Магнита" и "Ленты" в России будет два крупнейших игрока, которые суммарно займут 22-24% рынка (X5 Retail Group и "Магнит"), а "Лента" окажется на 3-м месте с рыночной долей примерно 3%.

Кроме того, эксперты полагают, что на российском рынке еще будут сделки слияния и поглощения. Это связано с тем, что крупному бизнесу проще адаптироваться к изменениям на рынке и кризисам.

Спрос на магазины низких цен

Вызванный пандемией коронавируса экономический кризис привел к тому, что реальные доходы населения снизились, и при покупках люди стали обращать больше внимания на магазины с низкими ценами (дискаунтеры), а также на акции и скидки.

Артемий Шамшуков, аналитик ГК "Финам", считает: "Российская специфика говорит о снижении доходов. В этом контексте дискаунтеры обладают дополнительной привлекательностью".

Людмила Теличко, главный аналитик "Промсвязьбанка" отмечает: "Выросли объемы товаров, предлагаемых по скидкам и под собственными марками, а также расширился сегмент "жестких дискаунтеров", т.е. на лицо переток клиентов в более дешевые ценовые сегменты из-за снижения платежеспособности на фоне кризиса".

Универсальность и уникальность

Постепенное разрастание крупных игроков на рынке (например, сетей супермаркетов X5 Retail Group и "Магнит") заставляет задуматься о том, перспективна ли торговля отдельными категориями товаров, или они не смогут выдержать конкуренции с большими ритейлерами.

Эксперты сходятся во мнении, что тренд на универсальность действительно существует в последние годы, а крупные сетевые магазины уже давно включили в ассортимент непродовольственные товары, которые покрывают большую часть потребностей населения. Однако и у небольших компаний, специализирующихся на продаже определенных товаров, есть шанс занять свою нишу на рынке.

Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз", отмечает успех отдельных специализированных сетей, а также тот факт, что на рынке до сих пор существуют показывающие неплохую динамику магазины, продающие рыбу, мясо, алкогольную продукцию и непродовольственные товары. "Вопрос больше касается представления уникального торгового ассортимента, отстройки от конкурентов и организации бизнес-процессов", - считает эксперт.

Государственное регулирование цен

Недавно премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что одной из причин роста цен на продукты в России стала жадность производителей.

В декабре 2020 года правительство приняло решение об ограничении роста цен на сахар и подсолнечное масло.

В ходе онлайн-конференции "Ритейл в России: консолидация и ценовое регулирование" эксперты, в целом, негативно оценили государственное регулирование цен. Артемий Шамшуков, аналитик ГК "Финам", считает, что ценовое регулирование может быть только краткосрочной и вынужденной мерой. При этом он отметил, что рыночная экономика - это конкурентная среда, а цены на товары и сырье растут по всему миру. По мнению аналитика, выставление потолка цен не дает бизнесу сохранять прибыльность.

Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз", отмечает: "Мониторинг цен и осложнение коррекции отпускных цен уже привело к отсутствию прибыли у многих производителей продуктов питания. Если в 2020 году обанкротилось каждое 6-е предприятие в России, то 2021 год может показать значительное сокращение предприятий пищевой промышленности. Проблему дорожающего продовольствия в условиях долларовой инфляции, мирового роста сырьевых цен и ростовщического банковского финансирования полностью решить, скорее всего, не получится".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter