Ребрендинг X5 Retail Group и новая стратегия развития » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ребрендинг X5 Retail Group и новая стратегия развития

31 мая 2021 Открытие | Открытый журнал | X5 Retail Болдова Кристина
В последнее время крупнейшие российские ритейлеры особенно активизировались. Одна за другой появились новости о том, что «Магнит» покупает «Дикси», «Лента» поглотит «Билла Россия», а самая масштабная торговая сеть X5 Retail Group — проводит ребрендинг.

Почему X5 Retail Group проводит ребрендинг именно сейчас, как это поможет развитию торгового гиганта и какие изменения намечаются в компании в ближайшее время?

Ключевые показатели деятельности X5 Group

X5 Group (FIVE) — крупнейшая российская торговая компания, управляющая продуктовыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Чижик».

Структура акционерного капитала X5 Group, %

Ребрендинг X5 Retail Group и новая стратегия развития

Рис. 1. Источник: Список аффилированных лиц X5 Group

47,9% акций принадлежат CTF Holdings S.A. совладельцев «Альфа-Групп» — Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичёва.

11,4% составляет доля Intertrust Trustees Ltd, который принадлежит основателям «Пятёрочки».

40,7% акций находятся в свободном обращении.

Глобальные депозитарные расписки (ГДР) Х5 Group обращаются на Лондонской фондовой и Московской биржах. Каждая ГДР равна 0,25 одной обыкновенной акции.

Операционные показатели X5 Group


Рис. 2. Источник: годовой отчёт X5 Group

Динамика операционных показателей деятельности X5 Group в течение последних лет растёт. В 2020 г. количество магазинов составило 17 707, что на 8,7% выше, чем в 2019 г. Общая торговая площадь магазинов выросла на 8,3% — до 7,84 млн м2.

Финансовые показатели X5 Group


Рис. 3. Источник: годовой отчёт X5 Group

В 2020 г. выручка X5 Group достигла рекордных 1,98 трлн руб., что на 14% выше показателя 2019 г. Рост обусловлен повышением сопоставимых продаж за счёт увеличения количества магазинов. Из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса в 2020 г. количество посетителей магазинов снизилось на 6%, однако вырос средний чек покупок.


Рис. 4. Источник: годовой отчёт X5 Group

Чистая прибыль X5 Group в 2020 г. выросла по сравнению с 2019 г. в 1,5 раза — до 39,2 млрд руб. Однако всё дело в низкой базе 2019 г., когда компания потратила значительную часть средств на налоговые отчисления и оплатила долг за реструктуризацию в 2013 г.

Долговая нагрузка X5 Group


Рис. 5. Источник: ключевые показатели X5 Group

Чистый долг компании в 2020 г. вырос на 15,6% — до 241,9 млрд руб. Коэффициент «чистый долг / EBITDA» составил 1,67, что говорит о низком уровне долговой нагрузки ритейлера.

Дивиденды на 1 ГДР, руб.


Рис. 6. Источник: данные сайта X5 Group

Согласно новой дивидендной политике X5 Group, расчётной базой для выплаты дивидендов является денежный поток. Отношение чистого долга к EBITDA должно быть ниже 2. С 2020 г. X5 Group обязуется выплачивать дивиденды раз в полгода.

Ребрендинг Х5

Крупнейший российский торговый ритейлер Х5 отметил своё 15-летие масштабным ребрендингом.


Рис. 7. Источник: данные сайта X5 Group

Компания убрала из названия слово Retail, намекая, что Х5 уже не просто ритейлер, а крупный бизнес, включающий в себя новые сферы, в том числе развитие цифровых сервисов. Новый бренд отражает выход бизнеса за пределы рынка продуктового ритейла.

Изменился и логотип. Вместо оранжевой стрелки теперь появился зелёный листок. Х5 подчёркивает, что заботится об экологии и окружающей среде.

X5 Group меняет свою концепцию, соответствуя западным трендам и тенденциям развития продуктового сегмента. Можно предположить, что в будущем X5 Group планирует расширить географию продаж и выйти на зарубежные рынки.

Руководство компании не разглашает сумму, направленную на полный ребрендинг бизнеса. Поэтому пока сложно судить, как расходы отразятся на финансовых показателях ритейлера в 2021 г.

Новая стратегия Х5

Предпосылки ребрендинга и дальнейшего развития можно было проследить по стратегии развития X5 Group, представленной в конце 2019 г. Согласно новой стратегии, главные задачи компании на ближайшие несколько лет:

устранение голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания;

независимо от возраста, обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию;

содействие устойчивому экономическому развитию и обеспечение достойной работы;

переход к ответственному потреблению и производству.

В 2015 г. Генеральная ассамблея ООН приняла глобальную повестку в области устойчивого развития до 2030 г., в которой перечислены 17 главных пунктов, направленных на ликвидацию нищеты, обеспечение благополучия населения и разумное потребление ресурсов.

Данная повестка является важным международным трендом, который свойственен компаниям, выходящим на глобальные рынки. Поэтому можно предположить, что X5 Group планирует выйти на зарубежные рынки. Сегодня ритейлер является самым крупным в России, охватывая 11,5% розничного продуктового рынка.

Однако очевидно, что X5 становится тесно. Для дальнейшего расширения и роста финансовых показателей требуются масштабные меры: увеличение географии продаж путём слияния с более мелкими участниками, выход на принципиально новые рынки в сфере цифровых сервисов, освоение зарубежных территорий.

Почему ритейлер меняет концепцию именно сейчас?

X5 Group, стремясь к росту, ищет новые пути развития и увеличения финансовых показателей. Из-за роста инфляции, снижения реальных доходов населения и неутешительных потребительских ожиданий розничный продуктовый рынок находится в кризисе. В такие времена компаниям приходится перестраивать бизнес-модель или масштабировать свой бизнес, занимаясь поиском новых стратегий и вариантов развития.

Розничный сегмент офлайн-магазинов подошёл к пределу своего максимума: развитие бизнеса только в этом формате может привести к росту операционных показателей, но снижению финансовых. Несмотря на рост среднего чека, количество посетителей магазинов сокращается. После начала пандемии коронавируса всё больше людей выбирают онлайн-покупки. Наблюдается снижение численности населения страны. Дальнейшее открытие магазинов может привести к росту издержек, но не к росту выручки от продаж: одни торговые площади будут отбирать трафик у других. Конкуренция на розничном рынке среди крупных торговых сетей становится жёстче.

По этой причине такие крупные гиганты как Х5 ищут новые пути для развития и масштабирования бизнеса.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter