Когда ждать дешевых электромобилей? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Когда ждать дешевых электромобилей?

11 июля 2021 giovanni1313

Крупные автоконцерны недавно сделали несколько анонсов, посвященных своим электромобильным планам. Вместе они рисуют интересную картину, позволяющую спрогнозировать будущие цены на электромобили, и вытекающую из них популярность таких машин у рядового потребителя.

Но сначала — что мы имеем на сегодняшний день. Я сосредоточусь на европейском рынке, который в прошлом году стал лидером по продажам электромобилей, и останется таковым в ближайшие несколько лет.

Итак, в 1 кв. 2021 “чистые“ электромобили составили 5,7% от всего авторынка Евросоюза. Несмотря на скромную абсолютную цифру, за год (непростой для индустрии год!) рост был феноменальным, примерно в 2,5 раза. Что дало экспертам повод говорить о настоящей электрической «революции».

Когда ждать дешевых электромобилей?


При этом стоимость среднего электромобиля, по европейским меркам, оставалась довольно высокой. Для сопоставимости будем использовать цены в Германии, крупнейшем рынке электромобилей в ЕС (цены в других странах блока отличаются от них незначительно). Если мы возьмем топ-10 моделей по продажам, средневзвешенная стартовая цена составила 32,8 тыс. евро. При этом стартовые комплектации во многих случаях предполагали очень маленькую батарею. Более солидный объем аккумулятора мог повысить цену сразу на 8-10 тыс. евро.

В десятку бестселлеров попали и 2 модели микро-класса: VW e-Up! и Smart ForTwo. Если их не учитывать, практичность списка будет более сопоставимой с рынком ДВС-авто, но и средний ценник стартовой комплектации вырастает до 34,6 тыс. евро.



Как это соотносится с преобладающими на рынке ДВС-моделями? Здесь средневзвешенная стартовая цена в топ-10 моделей составляет всего 19,7 тыс. евро. Согласитесь, разница немалая. Даже с учётом того, что автомобиль с ДВС обходится в эксплуатации значительно дороже.

Частично эту разницу пытаются выправить инициативы национальных правительств, субсидирующих стоимость электромобилей. Самые крупные — в Германии, до 9 тыс. евро. В других странах их размер варьирует от 0 до 7 тыс. евро. Суммы выглядят существенными, но полностью закрыть разрыв в стоимости ДВС- и электромобилей они всё равно не могут.

И вот мы возвращаемся к инициативам автопроизводителей. Давайте по порядку.



1. Renault Group / RNM

Новый гендиректор «Рено» Лука де Мео умеет держать нос по ветру и уже развил бурную активность по переводу своего бизнеса на электромобильные рельсы. В свежей презентации компании, посвященной стратегии этого самого перевода, содержится масса деталей, в первую очередь — о путях масштабирования производства. А также по способам снижения издержек на производство электромобилей.

В числе таких способов — опора на стандартизированные платформы. И одна из них, CMF-BEV, представляет для нас особый интерес: в презентации упоминается, что она должна обеспечить снижение стоимости на 33% по сравнению с нынешним бестселлером «Рено Зоэ».

Если маржинальность не изменится (а скорее всего, она увеличится, но мы не знаем, насколько), это выводит нас на ценник 20 тыс. евро для версии со скромной 41-кВт-ч батареей и 21,5 тыс. евро для более адекватной версии с 52 кВт-ч на борту.

На платформе CMF-BEV планируется производить электрический римейк ”Renault 5”, популярного субкомпакта, выпускавшегося с 1972 по 1996. Старт массового производства — 2024.

Добавим, что формат названия платформы — CMF-BEV – является стандартизированным в рамках альянса «Рено-Ниссан-Мицубиси». Более того, альянс объявил, что с 2023 все новые модели будут выходить только на общих для альянса платформах. Это означает, что с большой вероятностью похожие модели мы увидим и от японских партнеров «Рено», примерно в те же сроки. И для «Ниссана», и для «Мицубиси» B-класс является важным сегментом рынка.



2. VW Group

В рамках VW Group большие усилия по производству доступного электромобиля планирует взять на себя ”Seat”, о чем подразделение рассказало на крайней годовой пресс-конференции. Конкретных цифр по проекту пока немного. Во-первых, цена автомобиля должна составить от 20 до 25 тыс. евро. Во-вторых, премьера состоится в 2025.

Информация, добытая нидерландским изданием ”AD” в ходе интервью с членом совета директоров «Фольксваген» Томасом Ульбрихом, подтверждает, что концерн собирается выпускать небольшой электромобиль под разными брендами, но примерно с теми же параметрами. В частности, он намекает на запуск VW ID.2 в том же 2025 и называет (более осторожный) ценник «до 25 тыс. евро».

При этом, по неофициальным слухам, «Фольксваген» может начать производство такой машины в Китае раньше, чем в Европе. Звучит правдоподобно: в КНР уже сейчас на рынке немало бюджетных моделей от местных брендов.



3. Stellantis

По этому автоконцерну информация наиболее скупа. Слухи, появившиеся в прошлом месяце, обещают электрический компактный кроссовер ”Peugeot e-1008”. Изначально модель должна разрабатываться для рынков развивающихся стран (что намекает на низкую цену), но планируется ее и в Европе. Запуск в Бразилии запланирован на 2025. Цена неизвестна.



4. Tesla

Последняя в списке и первая по рыночной позиции, ”Тesla” не слишком многословна по поводу своих инициатив в сегменте бюджетных авто. Только на днях президент ”Тesla China” Том Чжу официально подтвердил такие планы. Еще не имеющий официального названия (народная молва окрестила его ”Model 2”) автомобиль будет иметь кузов хэтчбэк. Eго разработка уже начата в шанхайском R&D-центре компании. Первые прототипы могут быть готовы в конце этого года.

Информация о стоимости будущего авто пока в ранге слухов: 25 тыс. долларов США, что на европейском рынке, с учётом налогов, может транслироваться примерно в 27 тыс. евро. Это несколько выше, чем проекты «Рено» и VW Group. Но, во-первых, авто от «Теслы» может занимать более премиальное положение (например, относиться к сегменту С). А во-вторых, и в главных, слухи предсказывают более ранний выход этой модели на рынок: в 2023.

При этом стоит помнить, что первые годы могут выпускаться более дорогие версии машины, как это уже было в случае с ”Model 3”. Это будет означать менее агрессивный темп удешевления, чем следует из цифр на первый взгляд, и более равные конкурентные позиции «Теслы» по сравнению с другими производителями.



Подытожим. В 2023-2025 сразу несколько автопроизводителей с серьезными электромобильными планами хотят вывести на рынок «бюджетное» авто стоимостью примерно 25 тыс. евро. В отличие от нескольких моделей, которые уже сейчас есть в этом ценовом сегменте, новинки должны обладать вполне достойным размером батарей.

Это будет означать падение стоимости электромобилей примерно на 25%-30% за 4 года. Это сложно назвать революцией, но по меркам индустрии темп очень быстрый. И в то же время достаточно реалистичный.

Учитывая сроки масштабирования производства, реальный эффект от выхода этих моделей на рынок стоит ждать не ранее 2026. Цены на электромобили должны подойти достаточно близко к ценам на ДВС-аналоги, хотя и всё равно останутся выше их. В то же время на цены ДВС-мобилей будут давить вверх, с одной стороны, ужесточающийся лимит по выбросам СО2/100 км для каждого авто. А с другой — штрафы за недостаточную «зеленость» совокупного выпуска концерна.



Очень важным неизвестным здесь остается размер субсидий на покупку электромобиля. Если он останется неизменным — на многих важных рынках субсидированная стоимость электромобилей окажется ниже ДВС-аналогов. Но одновременно с ростом доли электромобилей в продажах мотивация для больших субсидий будет снижаться. Политические проблемы могут возникнуть и из-за снижения средней стоимости электромобиля: слишком большой вклад гос. денег в покупку выглядит не очень оправданным.

В итоге очень сложно предугадать, какой будет доля продаж электромобилей в середине 2020-ых. Весьма вероятен сценарий, в котором эти годы будут переломными с точки зрения быстрого принятия электромобилей потребителями на рынке новых авто. Как минимум, к этому времени должен значительно снизиться ценовой барьер. Инициативы по развертыванию зарядной инфраструктуры к этому времени также могут набрать критическую массу.

Если смотреть на пионера в области электромобилизации — Норвегию — то путь от 5% доли электромобилей в продажах до 65% занял у них 8 лет, с 2013 по 2021. Вся Европа, будучи более разнородной, может повторить эту траекторию чуть медленнее. И тогда 40%-ная доля «чистых» электромобилей в продажах к 2026 выглядит вполне достижимой. К 2027 — тем более.



И в заключение — обязательная оговорка. Автоиндустрия еще далеко не идеальна в планировании на 3-4 года вперед. Особенно когда речь идёт о серьезной, дисруптивной трансформации. Планы могут не реализоваться совсем, или ошибиться в частностях — например, в тех же ценовых ориентирах. Но пока нет особых причин в них сомневаться. И самый мощный стимул — конкуренция — будет подталкивать автопроизводителей к их скорейшей реализации.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter