Биометрическая оплата проезда лишит москвичей чувства свободы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Биометрическая оплата проезда лишит москвичей чувства свободы

10 августа 2021 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Московская мэрия выделит 329 млн рублей, чтобы в городском транспорте появилась функция биометрического распознавания для оплаты проезда по лицу. Впрочем, такая инновация выглядит сомнительной: вряд ли она снизит уровень преступности, не говоря о том, что персональные данные горожан окажутся в опасности.

Предложение сделать в московском транспорте биометрическую оплату вызывает множество вопросов, главный из которых - зачем это нужно? Разве недостаточно других способов оплаты: по разным картам, с помощью всевозможных устройств или, наконец, просто наличными? Неужели эти способы крайне сложны, затрудняют движение транспорта или тормозят его? Как показывает практика - нет, столичный транспорт прекрасно передвигается и при существующих системы оплаты. Тогда зачем же предлагается новый метод оплаты? Ответ, который первым приходит на ум, - с целью дальнейшего контроля жизни горожан со стороны властей. А вот зачем им это нужно - большой вопрос, вряд ли чтобы сделать жизнь людей лучше и проще.

Дополнительный контроль лишь осложнит жизнь столичных жителей, лишит их свободы и чувства защищенности, а главное - не убережет от действий различных злоумышленников. Если московские власти думают, что вора, который обчистит чью-то квартиру, можно будет узнать, потому что он расплатился "лицом" в автобусе, то это не так. Вряд ли получится связать кражу и поездку в автобусе с одним человеком: практически невозможно будет проследить его путь от автобуса до обворованной квартиры, не говоря уже о том, что злоумышленник постарается избежать попадания в другие видеокамеры в городе.

Горожанам не нужен еще один вид контроля за ними, который предлагается внедрить с использованием биометрических данных. Возможно, лишь некоторым горожанам будет приятно знать, что московские власти "знают и помнят" о них: где они живут, сколько получают, что едят и так далее. Абсолютное большинство живущих в Москве этого не захочет, так они лишатся еще части своей свободы. Так что "полностью бесконтактный способ оплаты проезда" вряд ли так нужен горожанам - им вполне хватает существующих.

Другой вопрос к данному предложению заключается в том, как будут сохранены личные данные горожан. Инициаторы проекта заявляют, что данные будут храниться в "защищенном контуре", что "доступа к ним ни у кого не будет". Но, позвольте, зачем же и для кого их хранить, если "доступа к ним ни у кого ни будет"? Может тогда и хранить их незачем? А если их все же для чего-то или кого-то будут хранить, то, значит, обслуживанием этой базы данных будут заниматься люди, а люди не самый надежный элемент системы охраны - как известно, они могут ошибаться, их можно подкупить, они обидчивы и так далее. Поэтому предлагаемое связывание биометрических данных человека с другими его данными (банковские и прочие карты, посещение им магазинов и общепита, поездки на дальние расстояния и так далее) лишь усугубят риск раскрытия этих данных посторонним, повысят интерес к ним злоумышленников. И неважно, где и как будут храниться все эти данные: как показывает практика, считать свои данные полностью защищенными не может никто, различные взломы баз данных происходят в мире довольно часто.

Сомнительным представляется и утверждение городских властей о том, что планируется создать "обезличенные базы граждан", которые могут передавать внешним пользователям. Нет, то, что сначала они могут быть действительно "обезличенными", никто не спорит, но вот затем… Не исключено, что этим "внешним пользователям" этого будет мало и они захотят конкретики: данные не просто "гражданина Х", а Иванова Ивана Ивановича, такого-то года рождения, проживающего на такой -то улице и так далее, да еще с фотографией. И есть большие сомнения в том, что городские власти им откажут в этой просьбе, причем горожане об этом могут не узнать. Вряд ли многие захотят делиться своими данными с посторонними организациями, а после очень удивятся, увидев свое фото, сделанное несколько лет назад для оплаты проезда в городском транспорте.

Даже если допустить благие намерения городских властей, во что слабо верится, остаются технические вопросы о том, как система будет работать. Например, не придется ли устанавливать больше камер в транспорте, чтобы избежать задержек при посадке пассажиров, не допустить безбилетного проезда. Ведь для соблюдения графика движения важно делать все быстро, а не исключено, что система "оплаты по лицу" может вернуть нас в эру валидаторов, когда автобусы подолгу стояли на остановке, а пассажиры выстраивались в очередь, чтобы оплатить проезд и войти в салон. Система распознавания должна быть очень чувствительной, она должна уметь узнавать лица людей после болезни или травмы, с татуировками и с предметами одежды. Например, если у человека периостит (флюс) и он подвязал щеку платком и в таком виде едет к стоматологу, то система распознавания должна его узнавать. Или зимой, в сильные морозы система должна распознавать укутавшегося человека, не заставляя его снимать шарф и шапку, чтобы опознать его лицо.

Чтобы система распознавания лиц работала идеально, она должна быть сложнейшей, максимально защищенной, не допускающей ошибок, что потребует много времени и ресурсов, так что сроки ее внедрения в столице могут быть перенесены. Но главное - необходим пересмотр принципов ее работы и целесообразности внедрения в таком виде. Только лишь для сбора данных о горожанах она не нужна, она должна принести жителям столицы реальную пользу, облегчить им жизнь.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter