Стоит ли инвесторам знать про EdTech » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Стоит ли инвесторам знать про EdTech

15 августа 2021 ИХ "Финам" Делицын Леонид
Традиционная модель высшего образования перестает отвечать современным запросам, поэтому среди учащихся становятся популярны всевозможные онлайн-курсы.

Впрочем, несмотря на востребованность EdTech, его стабильная доходность для инвестора остается под вопросом, а крупных игроков на рынке слишком мало.

Сектор EdTech остается потенциально перспективным, но можно обратить внимание, что с момента IPO компании Coursera последующих крупных размещений в США в этом секторе не последовало. Заметные конкуренты Coursera – это Udacity, ClassCentral, FutureLearn, а в числе публичных компаний сектора Chegg, 2U и Stride (бывш. K12 Inc.)

Существует мнение, что американский EdTech – очень сложный для IPO сектор, и его компании потенциально являются добычей бланковых компаний (SPAC). Исключение составляли гигантские китайские онлайн-ПТУ – это более понятный бизнес, но китайское правительство недавно решило дать передышку Alibaba и занялось вплотную ими. Правда, курс их акций и раньше не отличался стабильностью.

Базис для роста индустрии на самом деле есть. Все мы где-то работаем, многих из нас иногда увольняют, а новая работа требует новых знаний. По оценке Всемирного банка в настоящее время численность работающего населения планеты составляет 3,4 млрд человек. По прогнозам, основанным на данных Международной организации труда, в 2030 году глобальная численность занятых увеличится на 230 млн человек. При этом около 2 млрд рабочих мест к 2030 году могут исчезнуть из-за автоматизации труда – то есть сотрудникам придется переучиваться. Они захотят сделать это быстро, терять пять лет на следующее высшее образование они не могут.

Но традиционная модель высшего образования, использующая аудиторные занятия, не может быстро давать на новые навыки. С точки зрения бизнес-модели традиционного вуза переподготовка – это приятное дополнение, но никак не основное направление бизнеса. Основная рабочая лошадка основного направления традиционного (не исследовательского) вуза – это преподаватель, который всю свою жизнь преподает одну и ту же, давно устоявшуюся фундаментальную дисциплину. Грубо говоря, учит запоминать, сборку и разборку оружия, правила дифференцирования или писать код на некотором языке программирования. Студент запоминает эти навыки на всю жизнь. Но дисциплин, которые требуются нам всю жизнь, не так много, а краткосрочных навыков, которые потребуются только в этом и следующем году, все больше.

Кроме того, очное обучение не подходит жителям удаленных регионов и зарубежных стран, которые хотят повысить квалификацию. И наконец, стоимость высшего образования быстро дорожает. Совокупный долг американских студентов за высшее образование в 2021 году составляет $1,6 трлн. Около 15% американцев его потихоньку выплачивают. И в итоге едва ли не каждый кандидат в президенты США теперь готов к обсуждению перспектив простить этот долг.

Дистанционное обучение становится привычнее благодаря режиму изоляции. По данным ООН, 94% учащихся столкнулись с закрытием школ и вузов в результате пандемии COVID-19. По данным Всемирного банка, в мире насчитывается более 200 млн человек, окончивших колледжи и вузы и нуждающихся в дополнительном профессиональном образовании. Дистанционное обучение позволяет сочетать повышение квалификации с удаленной работой.

Лишь две публичные американские компании EdTech-сектора – Coursera (COUR) и Chegg (CHGG) – могут сравниться с китайскими по рыночной капитализации. Coursera является наиболее заметным представителем направления MOOC (массовые открытые онлайн-курсы). Вокруг ее платформы высшего онлайн-образования образовалась глобальная экосистема учащихся, преподавателей и институтов. Coursera предоставляет различные возможности обучения, включающие проекты, курсы, специализации, сертификаты и степени. Модули позволяют достичь цели обучения, а отдельные курсы могут зачитываться как часть образовательной программы.

150 университетов предлагают более 4 тысяч курсов на платформе Coursera по широкому кругу областей, включая DataScience, технологии, бизнес, общественные и гуманитарные науки. Более 50 индустриальных партнеров предоставляют свыше 600 курсов, в основном по DataScience, технологиям и бизнесу.

Coursera основана специалистами по искусственному интеллекту, и он задействован там в полной мере. Проприетарная система машинного обучения использует данные о более чем 200 млн зачислений на курс, что позволяет персонализировать процесс обучения, увеличивать эффективность маркетинга и оценки успехов в учебе. Полностью автоматизированные возможности, такие как In-Courseкоуч, генерируют персональные инсайты, мотивируя учащихся продолжать обучение. Система моделей машинного обучения Coursera'sSkillsGraph связывает траектории обучения с профессиональными навыками и позволяет сравнить свои компетенции с коллегами и конкурентами.

На Coursera зарегистрировалось 77 млн учащихся. Платформу используют 6 тысяч корпоративных пользователей, включая 4 тысячи вузов и академических учреждений, а также более 400 правительственных организаций. В 2020 году выручка Coursera составила $293,5 млн, что на 59% выше выручки за 2019 год. Это, конечно, высокий результат, хотя от компании ждали большего.

Во II квартале текущего года выручка компании составила $101 млн, в то время как аналитики ожидали $91,5 млн. Однако она остается убыточной, и останется таковой, возможно, надолго. После публикации результатов в начале августа цена акции подскочила на 17%, но потом сползла к прежним уровням. Сейчас акция стоит $37, капитализация компании составляет $5 млрд. Перед IPO этой компании, которое состоялось 30 марта, организаторы размещения оценивали компанию в $4,5 млрд, а мы предполагали, что она может подорожать и до $5 мрлд при цене акции в $39. Как мы видим теперь, на этом уровне цены и установились. Мультипликатор к продажам P/S составляет сейчас 14, что ниже, чем у ветерана Chegg (CHGG), у которого он равен 16. А пиковая цена акции COUR была достигнута вскоре после IPO и составляла $62.

Приключения акций Coursera иллюстрируют перспективы того, что будет с акциями следующих компаний сферы EdTech, которые станут публичными. Если на рынке настроение будет хорошим, то цены их акций смогут на время вырастать и вдвое в сравнении с фундаментальными оценками, но если отчеты не будут превосходить ожиданий аналитиков, то стоимость будет снижаться, пока мультипликаторы к выручке не установятся в районе 15.

Что касается прибыли, то Chegg (CHGG), которая провела IPO в 2013 году и оценивается в $12 млрд, тоже убыточна. Поэтому для инвестора, которого интересует надежная дивидендная доходность, EdTech, в общем, пока не существует. Инвестор, который смотрит на 5-10 лет вперед, может отвести под компании сектора скромную часть портфеля, но выбор у него пока не слишком велик.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter