Семь главных причин банкротств в «постковидную» эпоху » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Семь главных причин банкротств в «постковидную» эпоху

9 сентября 2021 banki.ru Илларионов Игорь
По мнению экспертов, российский бизнес восстанавливается после «ковидного» 2020 года. Но, как ни странно, восстановление бизнеса неразрывно связано с увеличением количества банкротств. По состоянию на первое полугодие 2021 года число банкротных процедур почти достигло уровня первого полугодия 2019 года. Рассмотрим на конкретных примерах шесть главных причин банкротства, чтобы читатели смогли избежать типичных ошибок в будущем.

Потеря лидера

Бизнес часто строится на воле сильного лидера, личные качества и опыт которого позволили создать продукт или идею, востребованную на рынке. Когда такой человек по каким-либо причинам отходит от дел, компанию может начать штормить, что грозит банкротством.

В 2017 году одна из ведущих российских инжиниринговых компаний «Гипрогазоочистка» столкнулась с финансовыми проблемами, вызванными отказом «Башнефти» от контракта на фоне растущего долга по банковским кредитам. Собственник «Гипрогазоочистки» Анисимов С. Н. вел длительные и сложные переговоры, которые могли бы закончиться приемлемым для всех сторон решением, если бы бенефициар не ушел из жизни… В результате компания осталась обезглавленной, кредиторы инициировали процедуру банкротства «Гипрогазоочистки». И таких примеров, к сожалению, много.

Изменение курса валют

В кризис 2014 года за несколько месяцев курс доллара вырос в два раза, в связи с чем упали и продажи всех товаров, цена которых была привязана к валюте. Серьезно пострадали отрасли, связанные с валютными контрактами, в частности автомобильный бизнес.

Так, Genser, работавший с 1991 года, перед своим закрытием продавал в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны. Его годовая выручка составляла около 50 млрд рублей. В 2017 году компанию пытался спасти СберБанк, однако это не помогло: в 2018 году Genser объявил о своем банкротстве.

Судьба Genser постигла и другого крупного игрока: в 2018 году «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar и Land Rover), долг которого составлял почти 6 млрд рублей, ушел в банкротство. В обоих случаях основным фактором банкротства стало критическое изменение курса рубля, которое никто не смог спрогнозировать.

Ограниченный клиентский портфель

Нередко компания выбирает чересчур узкую специализацию и сотрудничает с одним или двумя якорными клиентами. Примером такого подхода к бизнесу являются крупные производители, реализующие свои товары в рамках процедуры госзакупок. Бывает так, что компания перестает отвечать критериям, необходимым для участия в тендере, в результате чего уже не может получить новый заказ и поправить свое финансовое положение. В таком случае организация либо ищет способ привлечь заемные денежные средства, либо продолжает функционировать без заказов, наращивая кредиторскую задолженность. К сожалению, наиболее вероятным исходом любого из этих вариантов является банкротство.

Такая судьба постигла клининговую компанию «Мастер Клининг», которая была создана в 2011 году по итогам открытого конкурса, проведенного РЖД. В обязанности «Мастер Клининга» входило оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории железнодорожных вокзалов в Московской, Горьковской и Северо-Кавказской региональных дирекциях РЖД. Для исполнения контракта «Мастер Клининг» закупил дорогостоящую уборочную технику, а также получил кредиты на сумму около 100 млн рублей. Однако в 2013 году РЖД расторгли все контракты с компанией. «Мастер Клининг» не смог быстро перепрофилироваться, допустил просрочку по кредитам и был объявлен банкротом.

Неверно рассчитанная долговая нагрузка

Большинство организаций, которые успешно выходят на рынок, начинают масштабировать свой бизнес путем привлечения заемных средств. Эйфория успеха часто толкает собственников на необдуманные заимствования без тщательного планирования. В результате приходится сталкиваться с суровой реальностью и потерей контроля над бизнесом.

В конце 2013 года акции «Мечела» резко подешевели: 13 ноября они упали на 41,35%, а на следующий день — еще на 18%. Рыночная капитализация упала с 24 млрд долларов до 830 млн, а долги достигли 9,5 млрд долларов. Компания начала задерживать выплаты поставщикам и зарплату сотрудникам.

Эксперты полагают, что кризис был вызван неэффективными поглощениями и крайне рискованной финансовой политикой, фактически доведшей «Мечел» до предбанкротного состояния. Компания была вынуждена начать переговоры с российскими и зарубежными банками-кредиторами. В конце ноября 2013 года «Мечел» объявил о заключении соглашения с банками о реструктуризации задолженности и отсрочке погашения кредитов. Отдельно отмечалось, что компания не в состоянии обслуживать свои долги.

Так, неверно рассчитанная долговая нагрузка имела далеко идущие последствия: «Мечел» до сих пор не справился с проблемами и продолжает реструктурировать просроченные кредиты.

Корпоративный конфликт

Корпоративные конфликты нередко приводят участников в суды, а компания оказывается на грани (или за гранью) банкротства.

С 2016 года между владельцами «Юлмарта» разгорелся корпоративный конфликт. Его причина заключалась в том, что акционеры компании Костыгин Д. и Мейер А. с одной стороны и Васинкевич М. с другой не смогли договориться о развитии бизнеса и его финансировании.

После этого Васинкевич (38,5% акций) обратился в Лондонский суд, который обязал Koshigi и Svoboda (акционеры «Юлмарта», принадлежащие Костыгину и Мейеру) выкупить 38,5% «Юлмарта» за 67 млн долларов, однако сделка так и не состоялась. В результате операционная компания «Юлмарта», находящегося в состоянии корпоративного конфликта, подала в арбитраж заявление о собственном банкротстве.

Изменение конъюнктуры рынка

Одной из очень распространенных причин банкротства компаний становится существенное изменение рыночной конъюнктуры. Именно так произошло с ЗАО «Саратовский авиационный завод». Предприятие занималось двумя направлениями: постройкой новых самолетов (Як-40, Як-42 и др.) и ремонтом уже эксплуатирующихся.

Начав производство самолетов Як-42 в 1978 году, завод производил их вплоть до 2003 года, когда спрос на данную модель упал почти до нуля. Прекратив производство самолетов, завод потерял стабильный и крупный источник дохода и начал выполнять работы по техническому обслуживанию воздушных судов. Однако доходы от этой деятельности не покрывали убытков, образованных до этого. В результате в 2005 году в отношении Саратовского авиационного завода была введена процедура банкротства.

Умышленное банкротство с целью вывода активов

К сожалению, банкротство часто используется для вывода активов. Такое банкротство наступает по умыслу участников, собственников имущества должника или иных лиц, имеющих право давать обязательные для организации указания.

В ситуации умышленного банкротства очевидной кажется ответственность контролирующих лиц, но предпринимательская деятельность всегда совмещена с риском, а грань между предпринимательским риском и умышленным приведением компании к банкротству часто едва различима.

К сожалению, в настоящее время при полностью контролируемом банкротстве у кредиторов не так много способов защиты своих прав. Основными являются признание незаконными действий арбитражного управляющего, оспаривание оценки и заключения о преднамеренном и фиктивном банкротстве. Надо сказать, что шансы на успех ничтожны.

Согласно судебной практике, дел по преднамеренному банкротству возбуждено немного. Но то, что Следственный комитет начинает проявлять активность в подобных вопросах, не может не обнадеживать законопослушных кредиторов.

Так, Приволжское следственное управление на транспорте Следственного комитета России возбудило уголовное дело по факту преднамеренного банкротства ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» по статье 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»).

По версии следствия, руководители и собственники «ВИМ-Авиа», осознавая, что авиакомпания находится в нестабильном положении, заключали в 2016 и 2017 годах явно невыгодные сделки, в том числе направленные на вывод активов за рубеж в пользу аффилированных организаций. Отмечается, что договоры влекли огромные финансовые затраты и, как следствие, заведомо приводили к неспособности «ВИМ-Авиа» удовлетворить требования кредиторов.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter