Разбираем отчет «Ростелекома»: прибыль — вверх, абонентская база — не совсем » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Разбираем отчет «Ростелекома»: прибыль — вверх, абонентская база — не совсем

15 сентября 2021 Тинькофф Банк | Ростелеком Болдов Михаил
«Ростелеком» (MCX: RTKM, RTKMP) — крупнейший государственный провайдер цифровых услуг на российском рынке. Занимает лидирующие позиции в сегментах мобильной и домашней телефонии, высокоскоростного доступа в интернет, платного телевидения, цифровых сервисов и кибербезопасности.

5 августа компания представила операционные и финансовые результаты за второй квартал и первое полугодие 2021 года. Ключевые финансовые показатели растут, а выручка и прибыль обновили исторические максимумы. Но абонентская база телекоммуникационного бизнеса в сегментах доступа в интернет и услуг платного ТВ в последние годы растет медленно. Судя по всему, телекоммуникационный рынок в России вошел в стадию насыщения и менеджменту «Ростелекома» в ближайшие годы придется искать новые точки роста и развивать альтернативные направления бизнеса.

В апреле этого года компания представила инвесторам новую стратегию. В планах — удвоить чистую прибыль к 2025 году, кроме всего прочего и за счет быстрорастущих сегментов: облачные технологии и дата-центры, кибербезопасность, цифровые услуги и сервисы в сфере ЖКХ и госуправления, цифровая медицина.

Предлагаю рассмотреть основные операционные и финансовые показатели по итогам первого полугодия 2021 года, чтобы лучше понять, что происходит с бизнесом.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Абонентская база

Количество интернет-абонентов «Ростелекома» достигло рекордных 13,5 млн, но рост за год составил лишь 1%, а прирост частных клиентов упал до 0,4%.

Совокупный рост пользователей услуг платного телевидения также не выглядит впечатляющим — всего 2% за год. Лучше выглядит динамика абонентов интернет-телевидения IPTV. Количество пользователей, подписанных на услуги IPTV, за год выросло на 8% — до рекордных 6,3 млн абонентов.

Сегмент домашней телефонии продолжил падение. За год абонентская база местной телефонной связи «Ростелекома» сократилась еще на 11% — до 13,3 млн клиентов.

Только в сегменте виртуальной телефонии количество абонентов заметно выросло — на 33%, до 185 тысяч клиентов.

Динамика абонентской базы «Ростелекома» за первое полугодие, млн человек

Разбираем отчет «Ростелекома»: прибыль — вверх, абонентская база — не совсем


Выручка и прибыль

Выручка «Ростелекома» выросла на 9%, до рекордных 270,55 млрд рублей. Основными драйверами роста стали мобильная связь и цифровые сервисы. Доходы от мобильной связи выросли на 12% за счет роста продаж услуг мобильного интернета и голосовых сервисов. Выручка цифрового сервиса выросла на 16% за счет развития цифровых сервисов для государства, облачных услуг и услуг дата-центров, а также продвижения решений в области кибербезопасности.

Основными источниками дохода компании остаются услуги мобильной связи и фиксированного широкополосного доступа в интернет. А доля выручки от предоставления проводной телефонной связи упала до 9,2%.

Операционные расходы компании выросли на 7% — до 226,08 млрд рублей, — кроме всего прочего и за счет роста амортизационных расходов, расходов на зарплату и социальные выплаты, а также расходов на маркетинг и запуск проекта «Цифровой регион».

В результате операционная прибыль «Ростелекома» выросла на 16% — до рекордных 44,47 млрд рублей.

Чистые финансовые расходы снизились на 8% — до 16,85 млрд рублей. Кроме того, компания получила прибыль от «прочей» инвестиционной деятельности в размере 1,78 млрд рублей, а также избежала убытков по курсовым разницам, которые в первой половине 2020 года составили 1,12 млрд рублей из-за девальвации рубля.

Все это позволило «Ростелекому» отразить в отчете рост чистой прибыли на 52% — до 22,98 млрд рублей, что стало рекордом последних лет.

Финансовые показатели «Ростелекома» за первое полугодие, млрд рублей



Структура выручки по видам услуг



Инвестиции и долги

Инвестиции. Капитальные вложения «Ростелекома» без учета государственных программ выросли на 11% и составили 51,55 млрд рублей, или 19% от выручки, что стало рекордным уровнем инвестиций в развитие за последние годы.

Отмечу, что на весь 2021 год объем инвестиций запланирован на уровне 110—115 млрд рублей. Чистый долг компании за 6 месяцев вырос на 6% и составил на 30 июня 2021 года 493,8 млрд рублей.

Долги. При расчете уровня долговой нагрузки «Ростелеком» использует коэффициент «чистый долг / OIBDA», где OIBDA — операционная прибыль до амортизации, скорректированная с учетом неденежных расходов по долгосрочной программе мотивации и негосударственному пенсионному обеспечению. По итогам первого полугодия коэффициент «чистый долг / OIBDA» составил 2,4×.

Инвестиционные и долговые показатели на конец полугодия, млрд рублей



Дивиденды

Вместе с новой стратегией менеджмент «Ростелекома» представил новую дивидендную политику на 2021—2023 годы. Ранее базой для расчета дивидендов был показатель свободного денежного потока, теперь — чистая прибыль.

Предполагается, что общий размер дивидендов должен быть не менее 50% чистой прибыли. При этом совокупные выплаты не должны превышать 100% чистой прибыли по итогам отчетного года. В последние годы компания отличалась стабильностью и платила ровно 5 Р на акцию каждого типа.

Новая редакция дивидендной политики в качестве минимального размера выплат оставляет все те же 5 Р на акцию, но с дополнительным условием: дивиденды должны расти минимум на 5% к уровню предыдущего года.

Кроме того, во время недавней телефонной конференции президент компании Михаил Осеевский сообщил, что «Ростелеком» может увеличить дивиденды до 5,5—6 Р на акцию уже по итогам 2021 года.

Размер дивидендов на обыкновенную и привилегированную акцию



Что в итоге

Результаты «Ростелекома» за первое полугодие выглядят неоднозначно. С одной стороны, выручка и прибыль компании продолжают расти и достигли нового рекорда, но медленный рост абонентской базы явно свидетельствует о том, что рынок телекоммуникационных услуг в России перенасыщен и высокая конкуренция мешает основным игрокам демонстрировать прежние показатели роста.

В ближайшие годы традиционные направления вроде платного телевидения или интернета, вероятно, будут расти не за счет расширения абонентской базы, а за счет повышения цен на свои услуги.

Поэтому приоритетным направлением для развития компании становится рынок цифровых услуг: облачные технологии, кибербезопасность, цифровые услуги и сервисы для государства, а также поиск новых ниш, где все еще остается возможность для быстрого роста.

Новая стратегия «Ростелекома» обещает к 2025 году рост выручки свыше 700 млрд рублей и удвоение чистой прибыли относительно уровня 2020 года, что можно считать достаточно амбициозной целью для столь крупного холдинга, работающего на очень конкурентном рынке.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter