Запретный плод сладок » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Запретный плод сладок

27 сентября 2021 finversia.ru Чайка Федор
Очень сложно писать о рынке, информация о котором всё время меняется. Я сейчас только про официальную информацию говорю. Ещё сложнее писать о рынке, когда подлинной картины дел нет даже у независимых экспертов.

В этом сентябре прошли две знаковых конференций, посвященных нашему фондовому рынку, результаты которых меня вновь повергли в недоумение. Уверен, что не только меня.

Речь об иностранных активах, об их доле в портфелях частных и институциональных инвесторов. Мне казалось – ещё весной и летом – что дискуссия об иностранных ценных бумагах, действительно, близка к завершению. Пока в Банке России не дали понять, что время ИИС-1, особенно при инвестициях в иностранные бумаги, начали обратный отсчёт. Ранее разговоры об этом были лишь мнениями, чиновники аккуратно высказывались на этот счёт. А я всё время размышлял – почему к СПБ-бирже такое повышенное внимание? Ведь ещё пару лет назад, когда началась история с защитой частных инвесторов через присвоение статуса, в НАУФОР убеждали регулятора, что доля иностранных активов в портфелях не превышает 3,5%. Потом цифра выросла до 8%. Потом, помнится, Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, оговорился, что доля иностранных бумаг равна примерно половине всех инвестиций. Пару недель назад Александр Абрамов, профессор РАНХиГС, в ходе конференции, организованной Ассоциацией российских банков, привел свои расчёты: чуть более 36% по итогам первого полугодия 2021 года.

Чувствуете? Сначала вода шла холодная. Бррр... Потом теплее пошла.

А ещё ранее – в июле – аналитический центр Левада представил свои выкладки – понятное дело, опираясь на честное-комсомольское наших граждан. Две трети респондентов признались, что обладают «значительной долей зарубежных инвестиций в своем портфеле». Что интересно: чем больше депозит, тем больше должно быть иностранных активов, считают наши соотечественники. Что касается планов, то они ещё более прозрачные. Около половины опрошенных инвесторов считают, что нужно больше инвестировать в зарубежные бумаги. Треть высказались за то, чтобы активы распределить поровну. И всего-то 12% считают, что нужно вкладывать только в российские активы.

Попробую подытожить. Доля иностранных бумаг, в реальности, составляет более половины, скажем, 60%. Иначе не было бы сообщений о новых рекордах по объемам торгов на Санкт-Петербургской бирже.

«Сколько реальных инвесторов в России? Количество активных клиентов на Мосбирже – 2,1 млн. Активных на СПБ-бирже – почти 0,9 млн. Количество пайщиков – 2,4 млн, из них лишь 24% владеют активами свыше 10 тысяч рублей. Таким образом, количество реальных инвесторов не превышает 3,5 млн россиян»

А сколько реальных инвесторов в России? Количество активных клиентов на Мосбирже по данным Абрамова, составляет 2,1 млн. Активных на СПБ-бирже – почти 0,9 млн. Количество пайщиков – 2,4 млн. При этом, по данным регулятора, на 76% счетах находится не более, чем 10 тысяч рублей. Таким образом, количество реальных инвесторов не превышает 3,5 млн россиян. При этом, самые большие депозиты у инвесторов на СПБ-бирже. О них и нужно говорить, анализировать, моделировать их поведение. Но их менее 1 млн.

Что же касается замалчивания реальной доли иностранных активов – и со стороны регулятора, и со стороны профучастников – то всё понятно. Говорить о том, что в России случился бум частных инвестиций, но львиная доля этих инвестиций «ушла» за границу, как-то не комильфо. Годами, если не десятилетиями мы мечтали о собственном фондовом рынке, о собственном инвесторе, а не спекулянте. И вот он визуализировался в самые короткие сроки. Но – став частью мирового, преимущественно американского рынка. Опять какая-то неувязочка вышла.

Вот власти перед непростой дилеммой. С одной стороны, нельзя так просто взять и наказать за инвестиции во вражеские иностранные бумаги – люди не поймут, рынок станет ещё более серым. На этом можно будет поставить жирную точку...С другой стороны, надо что-то с этим делать.

«Заботишься об этом народе, оберегаешь, защищаешь его от себя самого, раздаёшь брошюрки красивые про финансовую грамотность, а он, сукин сын, геть – и в иностранный лес. Ну что с этим народом сделаешь?!”

Ведь скандал! Заботишься об этом народе, оберегаешь, защищаешь его от себя самого, раздаёшь брошюрки красивые про финансовую грамотность, а он, сукин сын, геть – и в иностранный лес. Ну что с этим народом сделаешь?!

С некоторых пор дискуссия «обо всё иностранном» получила новое направление. Банк России пообещал к 1 апреля 2022 года допустить иностранные ETF. И тут наши УК не на шутку перепугались. Как мол так? Мы же со своими БПИФами ещё совсем маленькие, а они вон какие взрослые. Съедят нас.

Ну, конечно, съедят. Если лоббистских ресурсов не хватит.

Ольга Шишлянникова, директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России, недавно очень деликатно привела несколько цифр, особо сделав акцент, что это в формате «без комментариев»:

– 23 фондов на 97% включают в себя иностранные ETF. При этом, комиссии для клиентов составляют от 0,6% до 6,5%. В свою очередь, расходы УК – от 0,3% до 0,75%. Разница говорит сама за себя.

Да, 23 фонда – это менее четверти от всех фондов (более 100). Только там находится львиная доля СЧА. Всё как в случае с биржей СПБ.

Ольга Шишлянникова добавила, что почти треть всех инструментов во всех БПИФах – это валютные инструменты. Не только ETF.

И вот как с этим теперь со всем быть? Только одно успокаивает: если доля иностранных активов, действительно, такая существенная – во всех форматах – то «разобраться», «запретить», «не пущать» будет сложно.

А пока? Пока будем и дальше не замечать реальной картины дел.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter