Обзор Совкомфлота. Почему акции не всплывают через год после IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Обзор Совкомфлота. Почему акции не всплывают через год после IPO

4 октября 2021 БКС Экспресс | Совкомфлот Гаврилов Павел
7 октября 2020 г. прошло IPO Совкомфлота — крупнейшей российской судоходной компании, одного из лидеров морской транспортировки энергоресурсов.

Разбираемся, на чем зарабатывает компания, почему акции упали в цене ниже уровня IPO и какие существуют перспективы.

На чем зарабатывает компания

Для целей управления бизнеса компания разделяет выручку на 2 основных сегмента с подсегментами.

• Индустриальный — около 41,5%. Шельфовые проекты и перевозка газа.

Подсегмент шельфовых проектов: перевозка челночными танкерами нефти с шельфовых месторождений, а также сопутствующие услуги — 29,2%.

Перевозка газа включает транспортировку сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженного нефтяного газа (СНГ) — 12,3%.

• Конвенциональный — 54,5%. Перевозка сырой нефти и нефтепродуктов.

Крупнейший подсегмент сырой нефти составляет около 37% от всей выручки. 17,5% приходится на перевозку нефтепродуктов.

Еще порядка 4% — прочие виды доходов, включая вознаграждение за организацию услуг по сейсморазведке и обработку данных через сторонние компании; доходы от сдачи в аренду инвестиционной недвижимости и другие услуги.

Обзор Совкомфлота. Почему акции не всплывают через год после IPO


Компания сотрудничает с большими игроками нефтегазовой отрасли, среди них: Газпром, НОВАТЭК, Лукойл, ExxonMobil, Chevron, Shell, BP, Total и многие другие.

Сейчас флот состоит из 168 судов с общим дедвейтом более 15 млн тонн.

Дедвейт — это основной массовый показатель судна, который учитывает общий вес перевозимого груза без учета массы судна.

Финансовые показатели

Выручка компании, как и другие финансовые показатели, начала заметно снижаться со II квартала 2020 г., когда грянула пандемия. Именно снижение спроса на нефть тогда негативно сказалось на результатах компании. В I полугодии 2021 г. выручка оказалась ниже показателя не только прошлого года, но и 2019 г.



Выручка на основе тайм-чартерного эквивалента является более точным показателем, поскольку в нее не включаются различные расходы. Динамика этого показателя аналогична стандартной выручке: сокращение на 28,5% г/г в I полугодии 2021 г. и на 5,7% за тот же период в 2019 г.



На фоне снижения выручки и сохранения высоких расходов снизился показатель EBITDA.



Это негативно повлияло на показатель чистого долга/EBITDA, составивший 3,5х во II квартале 2021 г. Чистый долг сохраняет тенденцию к снижению.



Свободный денежный поток, хотя и стал положительным после 2017 г., с момента IPO не имеет единой динамики и заметно ниже в 2021 г., чем в 2020 г.



Капитальные затраты в целом можно назвать стабильными, так как Совкомфлот продолжает строительство новых и модернизацию старых кораблей, за счет чего в будущем показатель может увеличиться.



В конечном итоге сокращение выручки, при относительно высокой долговой нагрузке и сохранении высоких затрат, привело к существенному снижению чистой прибыли в последние четыре квартала.



Сравнение с конкурентами

Несмотря на то, что динамика финансовых показателей в последнее время выглядит слабо, по мультипликаторам Совкомфлот является одной из самых дорогих компаний в секторе.

У большинства компаний многие показатели отрицательные из-за убытков за последние 4 квартала. У Совкомфлота самая низкая долговая нагрузка. Также присутствует некоторая недооцененность по EV/Sales. Низкая рентабельность и завышенный P/E — лишь временное явление из-за сокращения прибыли.



Какие перспективы

• Одним из самым важным рынком пока остается перевозка нефти. Восстановление спроса на данный ресурс позволит вернуться к траектории роста. Следует внимательно следить за уровнем добычи и использования, а также обращать внимание на заседания ОПЕК. Восстановление ставок фрахта способствует восстановлению ситуации в конвенциональном сегменте.

• На индустриальный сегмент пока приходится меньшая доля выручки, но руководство компании планирует увеличить его долю до 70% к 2025 г. Этому способствуют текущие долгосрочные контракты в Арктике, где существенной конкуренции у компании нет. Весьма долгосрочным, но маржинальным направлением станет перевозка СПГ: компания участвует по проектам Ямал СПГ и Арктик СПГ 2 и другим.

• У компании молодой и экологичный флот, что потенциально защищает от внушительных капитальных затрат. Много судов в процессе строительства, большинство из них являются газовозами.

• Компания получает доходы в долларах, что защищает инвесторов от девальвации рубля.

• Общий объем законтрактованной выручки Совкомфлота в 2021 г. увеличился до $1 млрд. Группа заключила ряд новых долгосрочных контрактов. Общий объем законтрактованной будущей выручки (включая долю выручки от участия в совместных предприятиях) по состоянию на 30 июня 2021 г. составил $24 млрд.

Если все хорошо, то почему падают акции

Завышенные ожидание на IPO. Когда компания выходила на биржу, был поднят большой новостной шум, что привлекло многих частных инвесторов. Через несколько дней тренд начал стремиться к снижению.

Отчеты в последние 2 квартала 2020 г. оказались слабыми, не спасла даже высокая дивидендная доходность, что и начало давить на акции. Акциям требовался более значимый драйвер для роста в самом начале, но его не оказалось.

Долгое ожидание. Спустя год акции спустились почти на 20%, приостановка была только на время выплаты дивидендов. Вероятно, инвесторы не готовы ждать, пока позиция продолжает снижаться. В этом ключ к пониманию ситуации: Совкомфлот — не «акция роста», для бурного подъема нужна череда позитивных событий. В течение года все происходит наоборот: результаты ухудшаются, краткосрочных драйверов нет, все ожидания долгосрочные.

Стоит ли инвестировать в Совкомфлот

Прямо сейчас в акциях не наблюдается большого интереса со стороны инвесторов. Во-первых, это связано со значительным ухудшением финансовых показателей и чистой прибыли в частности. Компания направляет на дивиденды не менее 25% по МСФО от чистой прибыли. В I полугодии чистая прибыль в рублях значительно сократилась, за II полугодие компания, скорее всего, не сможет заработать достаточно средств, чтобы данный показатель вышел на уровень 2020 г.

Во-вторых, прямо сейчас не наблюдается новых среднесрочных драйверов для роста.

В целом Совкомфлот — устойчивая, крупная компания, с хорошей стратегией и огромным потенциалом по СПГ проектам. В долгосрочном периоде это может дать свои плоды и поддержать рост акций, с улучшением финансовых показателей и увеличением дивидендов. Пока же на рынке есть другие компании, более интересные на короткой и средней дистанции.

Для целей спекуляции акции Совкомфлота не подходят. Для долгосрочного инвестирования — от года и более — бумаги можно рассмотреть для добавления в портфель, при этом нужно быть готовым к слабому окончанию 2021 г.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter