Как обстоят дела на рынке IPO в России

12 ноября 2021 Financial One
Череда отмен первичных размещений омрачила рекордную волну IPO.

За последнюю неделю сорвались два крупных размещения – каршеринговой компании «Делимобиль» и розничной сети по продаже алкоголя со скидкой Mercury Retail. Аналитики и инвесторы указывают на высокие цены предложения, сильную международную конкуренцию за деньги инвесторов, нехватку институциональных фондов в России и опасения, что владельцы компаний стремятся получить прибыль на пике рынка.

«У инвесторов сейчас большой выбор. На прошлой неделе они могли принять участие в любом из дюжины крупных IPO в США – и в стольких же на этой неделе», – говорит Леонид Делицын, аналитик «Финам».

«Денежные средства, выделенные в рамках стимулирования экономики во многих странах, поступают на фондовый рынок. Это приводит к росту инвестиций в сектора, которых инвесторы обычно опасаются. Но это не значит, что деньги получат все и под любые проекты», – добавил он.

«Делимобиль» готовилась стать одной из первых в мире публичных каршеринг-компаний и рассчитывала на возможную оценку в $1 млрд. Mercury Retail – управляющая сетями магазинов «Красное и белое» и «Бристоль» по всей России – планировала увидеть оценку в $12-$13 млрд. IPO обеих компаний было отменено в последний момент после неудачных раундов букбилдинга – когда инвесторы размещают свои заказы на количество акций и сообщают цену, которую они готовы заплатить. Компании сослались на неблагоприятные «рыночные условия».

Аналитики подозревают, что компании получили отказ от инвесторов, которые не согласились с их оценками, и вместо того, чтобы снизить цену, решили полностью отменить размещение.

«Делимобиль» и Mercury Retail постигла неудача в разгар самого активного за последнее десятилетие периода IPO на российском фондовом рынке. После введения западных санкций в ответ на вхождение Крыма в состав России и предполагаемое вмешательство страны в американские выборы 2016 года на российский рынок в последние 18 месяцев вновь хлынул поток денежных средств.

С начала пандемии, по данным Mergermarket, российские компании привлекли более $5,5 млрд капитала через IPO – больше, чем за предыдущие шесть лет вместе взятые. В число таких компаний входят интернет-магазин Ozon, который стал первой в России публичной компанией, занимающейся электронной коммерцией, получив в прошлом году $1 млрд при размещении акций на американской бирже Nasdaq, и розничная компания FixPrice, которая в марте привлекла почти $2 млрд на Лондонской фондовой бирже – крупнейший российский листинг с 2014 года.

В ближайшие месяцы ожидается множество других IPO: розничной компании по продаже здорового питания «ВкусВилл», банка «Открытие», стримингового сервиса IVI и ретейлера по продаже одежды со скидкой Familia. СПБ биржа в настоящее время проводит букбилдинг с целью получить $150 млн и начать торги на своей собственной бирже. Ее IPO станет ключевым показателем аппетита инвесторов после неудач с Mercury Retail и «Делимобиль».

Но эти две компании стали не единственными, кто столкнулся с трудностями в период нестабильного возвращения российских корпораций на мировые рынки капитала после длительного засушливого периода.

Две российские золотодобывающие компании отменили IPO в начале текущего года, также сославшись на неблагоприятные рыночные условия. Еще большее беспокойство инвесторов вызывает тот факт, что акции четырех из шести компаний, дебютировавших на рынке в этом году, в настоящее время торгуются в минусе – в их числе и FixPrice, стоимость бумаг которой упала более чем на 10%.

«Это тревожный сигнал, который говорит о том, что при проведении IPO на внутреннем рынке продавцы переоценивают стоимость компании», – сказал Александр Абрамов, экономист и эксперт по фондовому рынку из Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Москве. Он указывает на «недостаточный» и «плохо развитый» пул институциональных инвесторов в России, что ограничивает источники стабильных долгосрочных инвестиций.

Почему компании отменяют IPO

Хотя аналитики называют разные причины, побудившие «Делимобиль» и Mercury Retail отказаться от размещений, неудачи компаний высветили некоторые из препятствий, с которыми сталкиваются российские предприятия при выходе на биржу, даже несмотря на рекордно высокие показатели фондовых рынков в России и в мире.

По мнению Дмитрия Полевого из «Локо-инвест», сервис каршеринга «Делимобиль» мог пострадать от резкого роста цен на акции глобальных технологических компаний. Его положение в молодом секторе с небольшим количеством других публичных компаний также снизило энтузиазм в отношении выбранного ценового диапазона.

Mercury также не смогла привлечь инвесторов своей высокой ценой, и Делицын из Finam отметил низкие показатели других российских публичных ретейлеров, неблагоприятные факторы в виде растущей инфляции и падения уровня жизни, а также тот факт, что первоначальные акционеры продавали свои доли – возможный признак того, что они пытались вовремя выйти из позиции.

Хотя успешный дебют онлайн-платформы недвижимости «Циан», цена акций которой на прошлой неделе достигла верхней границы заявленного диапазона, многие считают признаком продолжающегося оптимизма и высокого спроса, структура сделки вызывает вопросы.

Акционеры получили более $225 млн из $290 млн, еще $30 млн пошли на бонусы руководству, а самой компании досталось немного. Все это говорит о дилемме, с которой сталкиваются инвесторы, оценивающие некоторые отдельные листинги – поможет ли IPO стимулировать рост компании, или основатели и ранние инвесторы просто пытаются получить прибыль на пике рынка?

Но несмотря на некоторую нестабильность, аналитики отмечают, что российский рынок IPO по-прежнему находится в самом сильном положении, по крайней мере, за последние десять лет.

«Условия действительно несколько ужесточились, но я не думаю, что отмена размещения отдельными компаниями в полной мере свидетельствует о перспективах новых размещений на горизонте ближайших нескольких лет», – говорит Альберт Короев из «БКС мир инвестиций».

Потенциальная трансформация

Если большинство компаний, претендующих на листинг, выйдут на рынок, наступит время трансформации для российского фондового рынка, считают некоторые аналитики.

«Основным недостатком российского фондового рынка является его узость и то, что он ограничен сырьевыми компаниями и банками. Ситуация наконец-то начинает меняться, рынок расширяется. Новые компании, как правило, не относятся к сырьевому сектору, что позволяет как институциональным, так и частным инвесторам диверсифицировать свои портфели», – говорит Игорь Вагизов, директор российской финансово-консалтинговой компании Investland.

Увеличение числа известных имен и интересных компаний, ставших доступными для инвесторов, должно придать дополнительный импульс бурному росту числа розничных инвесторов в России в последние годы.

«По нашему мнению, бум IPO в США подходит к концу, в то время как в России он только начинается. Предстоящее размещение СПБ биржи придаст новый импульс», – сказал он.

Для российских компаний дебют на фондовом рынке остается важным даже в неустойчивые времена. Это связано с тем, что потенциальная выгода от IPO выходит далеко за рамки очевидных финансовых стимулов, говорит Полевой из «Локо-инвест».

«Многие частные компании [в России] рассматривают размещение акций на фондовом рынке как доступный инструмент защиты от попыток «недружественного» поглощения в условиях неблагоприятного инвестиционного климата и деловой среды. На этом фоне корпоративный интерес к IPO сохранится», – добавил он.
...

Cadalabs запускает токенсеил CALA, доступно менее 1 миллиона токенов

Продажа токенов CALA открыта для всех желающих, вы можете стать держателями токенов!
http://fomag.ru/ (C)
Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=582892 обязательна Условия использования материалов