Акции Rivian едут на СПБ Биржу. Заглянем под капот компании


Rivian — американский производитель электромобилей. Компания основана в 2009 г. и дебютировала на бирже 10 ноября, а с 17 ноября акции будут доступны и российским инвесторам на СПБ Бирже.

Заглянем под капот компании, посмотрим на ее сильные и слабые стороны, перспективы и потенциал акций.

О бизнесе
Компания за 12 лет существования не сообщила о выручке. В документах о компании есть финансовая информация лишь за 2 года с 2019 г. и за I полугодие 2021/2020 гг.

Компания убыточна. Операционные убытки растут из-за роста расходов, а свободный денежный поток, разумеется, отрицательный.

Акции Rivian едут на СПБ Биржу. Заглянем под капот компании


В кейсе компании 5 автомобилей. Первые 2 модели это R1T и R1S, пикап и джип соответственно. Оставшиеся 3 — грузовые фургоны разных размеров.



Rivian раскрыла немного информации о производстве и поставках. К концу 2021 г. ожидается производство около 1200 пикапов и 25 джипов, а поставить планируется 1000 пикапов и 15 джипов.

Поставки начали в сентябре этого года. По состоянию на 31 октября было произведено 180 пикапов, а поставки составили 156 авто. Джип планируется поставлять в декабре этого года.

В США и Канаде на конец октября было сделано около 55,4 тыс. предзаказов на флагманские модели авто. Что касается коммерческих фургонов, то до конца года компания обещает поставить 10 авто, а к 2025 г. уже 100 тыс.

В настоящее время производственные мощности завода Rivian составляют 150 тыс. электромобилей в год.

Помимо всего прочего, Rivian производит и продает различные аксессуары и товары для туризма для своих авто, а также станции зарядки.

Сравнение с конкурентами
Пикапы и джипы очень популярны в США и Канаде, на эти страны в основном и ориентируется компания. Рынок довольно конкурентный, здесь есть и «старички» Ford и GM, и Tesla. Первые два конкурента также разрабатывают электрифицированные фургоны.

Сравнивать компании по объему производства пока не имеет смысла, как и по многим мультипликаторам — из-за отсутствия выручки и прибыли. Ситуация ясно намекает на переоцененность новоиспеченного эмитента.

Какие перспективы
• Скейтборды актуальны. В основе электромобилей Rivian лежит скейтборд-платформа, способная выдать по 3 комплектации джипов и пикапов, что позволит настроить запас хода авто. Конкурентным преимуществом является то, что каждое колесо подключено к отдельному двигателю. Это повышает проходимость и плавность хода.

Потенциально эта платформа может быть монетизирована, если другие производители заинтересуются ей — особенно те, кто не имеет собственных разработок.

• Связи. Amazon заказал у Rivian 100 тыс. коммерческих фургонов, что повышает имидж обеих компаний. Продажи будут идти напрямую, компании налаживают тесные коммерческие отношения.

Ford является акционером Rivian и готов поддержать компанию экспертизой рынка и ресурсами в обмен на технологии. Речь идет о продаже описанной выше платформы.

Нужно строить больше. Текущая мощность заводов 150 тыс. авто в год. Ожидается, что компания поставит 55 тыс. автомобилей и 100 тыс. фургонов до 2023 и 2025 г. соответственно, хотя реализовать план можно и чуть больше чем за год. Выручка из-за этого тоже вырастет не намного, поэтому компании нужно строить больше заводов.

Недавно как раз появились новости о возможном строительстве завода в Атланте, США. Компания планирует выйти на производство 1 млн авто в год к концу десятилетия.

Нужно отметить, что компания, помимо вертикального производства авто, развивает сети зарядных станций.

А теперь к рискам
• Дорого. Rivian продает свои автомобили как «электромобили для приключений», цены начинаются от $70 тыс. С такими ценами выручка за 5 лет может расти весьма быстрыми темпами, но она ограничена из-за производственных мощностей. Целевая аудитория может оказаться узкой, в отличие от популярного в США пикапа— Ford Lightning F-150 стоимостью около $40 тыс.

• Форс-мажоры. Компания стала публичной в разгар инфляции, роста интереса классических автопроизводителей к электромобилям, а также в кризис полупроводников. В таких условиях сложно строить новые заводы и увеличивать текущее производство. Сюда же можно отнести потенциальные аварии и дефицит комплектующих. Все это отразится на доходах, которые попросту не смогут оправдать ожиданий инвесторов.

• Вы в космос не летали. Когда Илон Маск и его Tesla ворвались на рынок, это было сенсацией, чем-то новым и интересным. Сам Маск как фигура очень влиятелен, известен и в него верят даже за пределами автомобильного мира. Это позволило создать медийный хайп. Rivian может похвастаться технологиями, но построить похожую волну инфоповодов, вероятно, не получится.

• Слишком быстро. Капитализация Rivian после IPO устремилась вверх и очень быстро обогнала Ford, GM и даже Volkswagen, а масштабного производства и выручки еще нет. Акции Rivian активно обсуждались на страницах Reddit, что потенциально создает риски снижения акций, когда шум вокруг IPO уляжется. На позитивных новостях акции могут быть подвержены спекулятивным, но фундаментально не оправданным движениям.

Что в итоге
Капитализация Rivian позволила компании стать третьим самым дорогим автопроизводителем в мире после Tesla и Toyota. При этом у компании нет выручки и масштабного производства. Ей придется расширяться в условиях жесткой конкуренции и с высокими расходами.



Подъем акций вполне ясен: в СМИ их окрестили «убийцей Tesla», это было самое громкое IPO года, да и на Reddit шли активные обсуждения. Хайп может продолжиться еще некоторое время, но движения в акциях выглядят спекулятивными и неустойчивыми в среднесрочной перспективе.

Вполне возможно, что от текущих уровней акции могут стремительно упасть в цене и оставаться волатильными длительное время, а движения будут зависеть от новостного фона. Также не стоит забывать, что у руля Tesla находится Маск, чья компания оценивалась более чем в $1 трлн. Сомнительно, что новичку удастся повторить его сценарий успеха.

С другой стороны, рынок электромобилей развивается высокими темпами и постепенно выталкивает классические двигатели внутреннего сгорания. Потенциал огромный, а значит, и Rivian займет на рынке свое место.

Что касается акций, то сейчас сложно определить их направление и тем более долгосрочную перспективу. Если вы хотите инвестировать в Rivian, то будьте готовы к рискам, волатильности и большим амплитудам колебаний цены.
http://bcs-express.ru/ (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter