Десять правил инвестирования Нассима Талеба » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Десять правил инвестирования Нассима Талеба

14 марта 2022 Открытие | Открытый журнал Васильев Константин

Согласно Нассиму Талебу, любой процесс или предмет является «вещью» и относится к одной из трёх групп: хрупкие, прочные, антихрупкие. Хрупкие наиболее уязвимы к нестабильности, прочные — индифферентны, антихрупкие — получают от неё выгоду.

Если спроецировать данную теорию на область финансов, то хрупкость — это ипотечные кредиты. Раз в месяц банк получает по ним проценты. Однако в связи с особенностями экономического цикла существует значительный риск, что данный актив перестанет приносить регулярный ожидаемый доход.

Прочность — посередине. «Вещи», обладающие ею, не меняются при кризисах ни в лучшую, ни в худшую сторону. Пример — золото. Вы никогда не сможете кратно увеличить с его помощью свои инвестиции или ворваться в списки Forbes. Однако потерять вложенное тоже не получится, даже если вся мировая экономика окажется на грани краха.

Антихрупкость — антипод хрупкости, но не синоним прочности. Это системы, которые при любых катаклизмах выигрывают и процветают, становясь эффективнее. Способность банка перестроить ставшую менее прибыльной из-за экономического кризиса линию ипотечных кредитов за счёт снижения ставки или увеличения числа льготных категорий заёмщиков — образец антихрупкости.

Давайте рассмотрим, как теорию Нассима Талеба можно применить на практике по отношению к инвестиционному портфелю.

1. Ищите сделки с низкими потерями и высоким потенциалом

Талеб утверждает, что добиться антихрупкости легче, чем фактического преимущества любой формы, основанного на реальных знаниях, так как их польза является временной, из-за чего контроль становится иллюзией.

Чтобы собрать по-настоящему антихрупкий портфель, потребуется система из двух обязательных элементов:

низкая вероятность потерь;

высокая вероятность прибыли.

Низкие потери

Если вы избегаете любого типа кредитного плеча, то максимальным убытком сделки всегда будет потеря капитала, ограниченная 100% размером вложенных средств. Таким образом, снижение рисков можно получить за счёт последовательного сокращения индивидуального объёма каждого инструмента.

Этого легко добиться с помощью диверсификации. К тому же чем более опасная сделка, тем меньше должна быть её сумма. Разумеется, при этом нельзя допускать, чтобы большинство активов коррелировали друг с другом.

Высокий потенциал роста

Мы хотим, чтобы потенциальная прибыль значительно превосходила убытки. Поскольку максимум потерь у нас ограничен 100% вложений, нужно искать инвестиции с доходностью выше данного уровня. Исходя из этого, мы и анализируем перспективы долгосрочных контрактов.

Идеальным активом для портфеля в таких условиях станет относительно молодая, динамичная компания, у которой впереди ясный, долгий путь.

Контрпример: проект в затянувшемся нисходящем тренде, предлагающий скидку в 30% к своей внутренней стоимости. Такой актив не соответствует требованиям, предъявляемым к идеальному портфелю, так как не может предложить потенциальную прибыль, намного превышающую возможный убыток, какими бы надёжными ни казались аргументы за.

Если в одной сделке присутствует значительный риск, то риск всего портфеля следует уменьшить, сделав покупку небезопасного актива одним из многих независимых обязательств. Таким образом, вы можете сознательно совершить рискованную инвестицию, которая действительно может привести к убыткам, если вы считаете, что вероятная прибыль значительно превысит вероятные потери. Большинство венчурных капиталистов используют именно эту стратегию.


На первый взгляд, такой подход может показаться слишком идеализированным и нереалистичным. Однако, пытаясь найти отдельный актив с потенциалом, превосходящим эффективность всего портфеля, вы практикуете образ мышления, необходимый для установки и поддержания высокой планки требований к инвестициям.

В своей книге «От нуля к единице» известный инвестор, создатель PayPal и Palantir Питер Тиль говорит о похожем правиле: «инвестировать только в те компании, которые потенциально могут вернуть стоимость всего фонда».

Венчурные капиталисты не инвестируют в предприятия только потому, что те выглядят недооценёнными. Они вкладываются в те активы, в которых видят огромный потенциал роста.

2. Сведите к минимуму риск разрушения

«Когда вы строите мост, вы рассчитываете, что он может выдержать 30 000 фунтов, но по нему ездят только 10 000-фунтовые грузовики. Этот же принцип работает и в инвестировании», — говорит Уоррен Баффетт.

Исключение или сокращение до бесконечно малых величин вероятности того, что вы можете всё потерять, — ключевой элемент философии Нассима Талеба. Как бы ни сложились обстоятельства, вам обязательно нужен запас прочности, чтобы спокойно пережить трудные времена.

Идея состоит в том, что часть вашего портфеля, состоящая из инвестиций с низкой вероятностью обесценивания капитала, сохранится при любых экстремальных и неожиданных потрясениях.

Это позволяет относительно безопасно оперировать второй частью, которая состоит из высокорисковых финансовых инструментов, выдерживая баланс и сводя опасность катастрофы к нулю. Такого равновесия непросто достичь, но к нему нужно неуклонно стремиться.

3. Будьте гибкими, продавайте частями

Чтобы сохранять и увеличивать портфель, инвестор обязан уметь приспосабливаться к обстоятельствам и при необходимости легко отказываться от принятых ранее решений. Право и возможность передумать, отступить от первоначальной идеи не должны восприниматься им негативно.

Главное, чтобы поводом для смены курса не становились слухи, прогнозы экспертов или сомнительные инсайды.

Однако, если в основе первоначальной стратегии лежал тезис о том, что потенциал роста компании связан с ключевыми фигурами в администрации, а те покидают проект, либо разработка продукта оказалась заброшенной, нужно действовать и иметь свободное финансовое пространство для переоценки актива и незапланированной продажи акций.

Когда ваш инвестиционный замысел рушится, избавиться от проблемного актива будет намного проще, если он разбит на части.

С точки зрения математики пять последовательных однолетних опционов гораздо более ценны, чем один пятилетний опцион.


В то время как многие инвесторы предпочитают удерживать убыточные активы в напрасной надежде на позитивные перемены, система, рекомендуемая Талебом, позволяет извлекать выгоду из опасной ситуации без значительных потерь.

Когда продажа неудачных акций для вас снова станет психологической проблемой, подумайте о ней так: каждая новая инвестиция обнуляет убытки, параллельно принося новый потенциал высокого роста и низкие потери.

4. Фокусируйтесь на фактах, а не на историях

Нас всех тянет инвестировать в проекты, которые обладают увлекательной историей. Рассказы о них вдохновляют и легко запоминаются. Проблема в том, что это мешает мыслить рационально, и мы нередко забываем о фактах и объективных исследованиях, имеющих больший вес, чем красивая сказка.

Нассим Талеб предлагает отказаться от нарратива в анализе инвестиционной привлекательности компаний и применять «действие, не связанное с повествованием: логика принятия решений не определяется историей — та существует, исключительно чтобы мотивировать, развлекать или побуждать к действиям».

Он призывает сосредоточиться на фактах и расчётах, судить о вещах, используя логику и статистику, а не душевную приязнь или общие цели.

Вот черты компании, которые Нассим Талеб считает привлекательными:

растущая доля на рынке;

положительная маржинальность;

расширяющаяся линейка продуктов и добавление новых групп в целевую аудиторию;

появление новых каналов дохода;

способность привлекать и удерживать талантливых специалистов;

баланс, при котором собственные средства проекта превышают долговые обязательства.

Такие свойства философ называет «опциональными», то есть способствующими свободной адаптации к внезапно изменившимся обстоятельствам. Подобной компании будет легче выжить, а значит, вы с большей вероятностью получите прибыль.

В свою очередь, предприятия с противоположными свойствами — ориентацией на узкую нишу, преобладающей долей заёмных средств в балансе и уступающие кадры конкурентам, относятся к «негативно опциональным». Их следует избегать.

Талеб в первую очередь рекомендует не инвестировать в захватывающую историю, а искать убедительные доказательства. Не цепляться за эмоции, а постоянно обновлять и анализировать факты, принимая, когда это необходимо, взвешенные решения.

Набор анекдотов, умело встроенных в рассказ, не является доказательством. Тот, кто ищет подтверждений в фактах, не замедлит найти их в достаточном количестве, если действительно захочет этого.


5. Имейте навыки, используйте случайность

Лучше выиграть при помощи удачи, чем проиграть, владея опытом и знаниями. В финансах нет бонусов за талант, а случай, напротив, играет важную роль. Это необходимо учитывать.

Так, во время поиска причин посредственного или откровенно провального результата многие инвесторы опираются на доводы, которые рисуют их в лучшем свете, и всячески себя оправдывают.

Обратная сторона удачи — неудача. Как инвесторы, мы все склонны приписывать хорошие результаты нашим навыкам, а плохие — невезению.

В итоге предвзятость мешает делать правильные выводы из ошибок. Привычка находить причину происходящего во внешних обстоятельствах со временем может превратиться в мощный разрушитель депозита, поскольку:

заставляет искать виноватых не там, где следует;

провоцирует излишнюю самоуверенность;

не даёт учиться на собственном опыте.

Важно уметь оценивать роль случая. Стоит только научиться делать это непредвзято — и вы получите возможность значительно увеличить шансы в свою пользу. Удача не будет лишней, какими бы совершенными навыками вы ни обладали.

Талеб считает, что для принятия качественных инвестиционных решений поиск и эксплуатация системы, которая увеличивает шансы на успех, важнее, чем иллюзия значимости собственных возможностей.

Гораздо проще понять, является ли что-то хрупким, чем предсказать возникновение события, которое может повредить ему. Хрупкость можно измерить, риск неизмерим.

Кроме того, в принятии индивидуального инвестиционного решения процесс имеет гораздо большее значение, чем результат. И частью этого процесса непременно должны быть попытки точно определить уровень личных компетенций. Слова «я не уверен» следует повторять постоянно. Не лгите себе.

Ищите и создавайте стратегии для определения шансов и не полагайтесь на индивидуальное мастерство.

6. Диверсифицируйте максимально активно

Нассим Талеб пропагандирует необходимость тотальной диверсификации активов. В этом есть очевидный смысл, поскольку даже самое внимательное наблюдение за корзиной с яйцами не способно защитить вас от «чёрного лебедя» — мощного негативного события с тяжёлыми последствиями (по Талебу).

Такие катаклизмы невозможно предугадать, следовательно, стратегия на основе объединения взаимосвязанных активов для получения выгоды за счёт концентрации усилий может стать для вашего портфеля фатальной.

Я утрирую проблему, чтобы лучше проиллюстрировать суть: “чёрные лебеди” внезапны, их нельзя спрогнозировать, и они колоссально разрушительны. В противовес им каждый актив с неограниченным потенциалом роста может увеличиваться бесконечно. Рациональным решением в таких условиях станет максимально возможный набор разнообразных инструментов, с неограниченным потенциалом.


Работать с коррелирующими инструментами может быть удобнее и в некоторой степени доходнее, но сопоставим ли риск потери всего портфеля с утратой нескольких пунктов потенциальной прибыли?

7. Оценивая компанию, посмотрите, кто ей управляет

Речь не о компетентности менеджеров — её наличие обязательно по умолчанию. Дело в принципе, который в русском языке звучит как «своя рубашка ближе к телу». Этой концепции Нассим Талеб посвятил целую книгу «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни» (Skin in the game. Hidden Asymmetries in Daily Life) — настолько важной он считает личную заинтересованность персон, ответственных за судьбу компаний, в результатах их собственных усилий.

На практике для инвестора это означает поиск предприятий, которыми управляют владельцы. Наёмный топ-менеджмент в большинстве случаев не способен игнорировать вопросы своей карьеры и связанную с этим необходимость учитывать и оперативно реагировать на ожидания акционеров и аналитиков.

К страху не справиться с ответственностью примешивается обязанность достигнуть намеченных контрольных точек — показателей компании, таких как доля рынка или объём доходов. Неадекватно оцениваемая ответственность повышает нервозность, создаёт дополнительное давление и ведёт к принятию не всегда рациональных решений.

Никто не должен быть в состоянии получить плюсы, не разделяя минусы, особенно когда другие могут пострадать.


И всё это — на фоне общепринятой мировой практики, которая демонстрирует «асимметрию поощрения», когда ответственные за глобальные решения лица получают огромные бонусы, пока всё стабильно, но всегда ни при чём, если нужно отчитываться за убытки.

Целью инвестора (по Талебу) должны становиться компании с мажоритарным акционером во главе. Во-первых, собственники менее ограничены в принятии решении (более склонны к опциональности). Во-вторых, они лично заинтересованы не только в росте прибыли, но и в сохранении существующего капитала, а значит, меньше рискуют.

8. Прогноз — не панацея

Проблема экономических прогнозов в том, что они вызывают ложное чувство защищённости. В моменты хаоса, когда для принятия решения не хватает фактов, нам кажется, что даже совершенно случайное число или мнение лучше полного отсутствия данных.

В интервью и книгах Нассим Талеб яростно выступает против прогнозов и негативного влияния, которое они оказывают на тех, кто случайно их услышал. По его мнению, в основу качественной инвестиционной стратегии нужно помещать не вероятности поведения цены, а эффективную реакцию на изменения.

Пример такого подхода экономист приводит в своём произведении «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» (Antifragile: Things That Gain From Disorder):

После катастрофы на Фукусиме, вместо того чтобы прогнозировать вероятность следующего события, умные ядерные компании теперь понимают, что им следует сосредоточиться на её предупреждении и последствиях, что делает предсказание или его отсутствие совершенно неважным. Такой подход позволяет строить маленькие реакторы и размещать их глубоко в земле с достаточным количеством защитных слоёв вокруг, чтобы отказ не сильно повлиял на нас, если он произойдёт.


Решение состоит не в том, чтобы предсказывать негативные события на рынке, а в концентрации усилий на защите от них и эффективной ликвидации последствий, если они неотвратимы. Талеб учит собирать свой инвестиционный портфель таким образом, чтобы кризис не приводил к катастрофическим результатам. Не рассчитывайте на прогнозы, избавляйтесь от уязвимостей.

9. Не усложняйте

Билл Экман, один из лучших инвестиционных управляющих нашего времени, как-то заметил: «Если вам нужно потратить много времени, это, вероятно, не очень хорошая инвестиция. В отдельных наших наиболее успешных проектах объём проделанной работы измерялся часами, а не днями, неделями или месяцами».

В финансах не дают премии за сложность решений. Однако многие из тех, кто зарабатывают на этом рынке, почему-то намеренно избегают идей, кажущихся слишком простыми. В итоге они упускают возможности, которые в ретроспективе оказываются единственно верным и до изумления очевидным выбором.

Талеб считает, что «люди, мозги которых закоптились от сложных уловок и методов, перестают видеть самые элементарные вещи. Те, кто действует в реальности, не могут позволить себе упускать из виду такие вещи, иначе это кончается плохо. Практиков, в отличие от учёных, берут на работу для того, чтобы компания процветала, а не для того, чтобы всё усложнять. Так, по-моему, выглядит принцип «меньше — значит лучше» в действии: чем больше вы учитесь, тем менее очевидным становится элементарное, но фундаментальное знание. Практика, с другой стороны, избавляет явления от сложности, оставляя лишь простейшую модель из возможных».

Рынок вознаграждает вас за результат, а не за усилия. Упорный труд — это хорошо, но, если ваша стратегия слишком сложна или неэффективна, возможно, вы упускаете простое решение, которое находится прямо перед глазами.

Если ваш инвестиционный план требует сложной модели, вы, вероятно, ошибаетесь. Предположение Талеба о том, что мы живём в нестабильном мире — и поэтому бессмысленно прогнозировать доходы от вложений в инновационную компанию на следующие десять лет, явно не лишено логики. Фокус на понятных качественных показателях и трендах приведёт к большей и скорой отдаче.

Мне далеко не всегда удаётся донести до людей, что чем больше у них информации, тем меньше они понимают, что именно происходит, и тем хуже ятрогения (последствия) от их поступков.


10. Делайте то, что работает, и не делайте то, что не работает

Существует приём, который одинаково успешно работает независимо от выбора ниши или рынка и уровня компетенции инвестора — формирование выводов по итогам. В них не следует включать предположения. Нужно только задокументировать в удобной форме результаты, посмотреть, что приносит прибыль, а что — нет, и внести в работу соответствующие коррективы.

В своей практике Нассим Талеб акцентирует внимание на простой инвестиционной схеме, где выводы о жизнеспособности той или иной стратегии делаются постфактум:

Если вы используете опциональность, то у вас нет особой необходимости в том, что обычно называют интеллектом, знаниями, проницательностью, навыками и прочими сложными штуками, которые происходят в клетках нашего мозга. Ведь вам не нужно быть правым так часто. Всё, что требуется, — это мудрость, чтобы не делать неразумных вещей, которые могут навредить вам (или делать разумные), и отмечать позитивные результаты, когда они случаются. Главное, чтобы ваша оценка не была сделана заранее, а только после получения результата.


Это суждение может показаться слишком поверхностным, но у простых решений свои преимущества. Таким образом, при подведении итогов:

фиксируйте выводы из ошибок, ищите, что можно было бы сделать по-другому;

оценивайте, что конкретно послужило причиной успеха.

Повторяйте этот процесс регулярно, отслеживая негатив, который может помешать росту вашего капитала. Планомерно сокращайте объём неудачных инвестиций (не делайте то, что не работает) и увеличивайте число доходных инструментов (делая то, что работает). Лучшие идеи, как правило, на поверхности и уже являются заметной частью вашего портфеля.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter