Санкции перенаправят транспортные компании на восток

Текущая ситуация уже отразилась на транспортной отрасли и может повлиять ещё больше, привести к значительным изменениям в ней. К настоящему моменту поставки ряда товаров в РФ прекращены, ограничено или полностью остановлено сообщение с другими странами, что создало значительные трудности для перевозчиков. Так, ряд государств полностью закрыли воздушное пространство для отечественных авиакомпаний, часть лайнеров задержано, обслуживание бортов, арендованных в других странах, прекращено. Ряд государств намерены закрыть для российских судов вход в свои порты, отказываются переваливать грузы в/из РФ.

Разница в ширине железнодорожной колеи РФ (1520 мм) с рядом стран (1435 мм) и так влияла на сообщение, но теперь есть проблемы и на пространстве 1520. Так, железнодорожная компания VR Transpoint (Финляндия) с 27 марта приостанавливает прием поездов из РФ в связи с санкциями, введенными против РЖД, но возвращение российских вагонов из Финляндии продолжится. А финские железные дороги VR ранее сообщили, что приостанавливают движение поезда "Аллегро" между Хельсинки и Санкт-Петербургом с 28 марта на неопределенное время. Всё это говорит о том, что в 2022 году отечественный транспорт может сократить объёмы перевозки пассажиров и грузов, его доходы сократятся, что отразится на его устойчивости. Это может привести к банкротству транспортных компаний, отрицательно скажется на безопасности перевозок, ухудшит качество обслуживания, увеличит риск жизни и здоровью людей.

Транспортникам необходимо искать другие направления, и первым мог бы стать внутренний рынок. Однако, полностью компенсировать снижение объёмов перевозок за счёт работы внутри страны отрасли не удастся. Во-первых, потому, что сейчас сложная ситуация с доходами населения, которое тратит деньги на первоочередные нужды, а поездки, тем более дальние, к ним не относятся. Во-вторых, мобильность людей в РФ и так была невысокой, и даже если она выросла в последние годы, то незначительно, так что транспортникам рассчитывать на это не стоит. В-третьих, сказалось влияние пандемии коронавируса, которая приучила людей меньше контактировать друг с другом, общаться удалённо, а не ездить в гости. Поэтому внутренние перевозки не компенсируют транспортной отрасли тех объёмов перевозок, которые им давали рынки ряда государств, надо искать другие направления. Важным направлением для отечественной транспортной отрасли может стать восточное, его оборот может в будущем вырасти. Причём речь идёт об увеличении торговли России с восточными странами, расширении взаимных поставок. Транзитный коридор на маршруте между Европой и Азией, по понятным причинам, может и не перестанет действовать полностью, но объём перевозок по нему может заметно сократиться. Так что необходимо развивать взаимную торговлю на восточном направлении, что может повысить загрузку перевозчиков, компенсировать выпавшие объёмы на других направлениях.

Переориентация на восточное направление ставит вопрос о готовности транспортной инфраструктуры страны к увеличению объёма перевозок, первоочередных мероприятий, которые нужно выполнить. Наибольшая нагрузка, скорее всего, ляжет на железную дорогу, ей необходимо уделить внимание в первую очередь. Модернизация Восточного полигона (Транссиб и БАМ) идёт несколько лет, но пока не завершена, необходимо ускорить этот процесс, выделив на него дополнительные ресурсы. У Транссиба уже заканчиваются провозные и пропускные мощности, перевозки грузов по нему сопряжены с определёнными трудностями, и, если объёмы перевозок ещё вырастут, дорогу может ждать коллапс. БАМ расширяют, но дорога по большей части имеет лишь одну колею, что негативно влияет на объёмы перевозок. Расширение магистрали необходимо ускорить, что важно не только для увеличения перевозок в восточном направлении, но и для освоения территорий вокруг БАМа, реализации инвестиционных проектов. В автомобильных перевозках на восток большое значение имеет федеральная автомобильная дорога Р297 "Амур", связывающая Читу и Хабаровск. Возможно, необходимо начать её расширение, потому что на сегодняшний день у неё две полосы движения, что будет замедлять рост перевозок в восточном направлении. Не исключено, что и другие дороги на востоке страны (Р258 "Байкал", Р255 "Сибирь", А370 "Уссури") необходимо расширять, чтобы они могли справиться с растущим транспортным потоком. Но и в остальных регионах страны необходимо проверить автодороги, чтобы обеспечить беспрепятственное движение грузов на восток.

Как сообщило Министерство транспорта РФ, на строительство и реконструкцию федеральных и региональных автодорог, а также объектов дорожной инфраструктуры из федерального бюджета в 2022-2024 годах дополнительно будет направлено свыше 163 млрд рублей, часть этих средств будет направлена на дороги в коридоре "Запад – Восток", в частности, на проект строительства и реконструкции на маршруте Казань – Екатеринбург. Будут реализованы и проекты на востоке страны, в частности, автомобильная дорога Владивосток – Находка – порт Восточный в Приморском крае. Значительный объём работ необходимо выполнить ФГКУ "Росгранстрой", чтобы обеспечить пропускные мощности погранпереходов, создания комфортных условий для пересечения границы. На востоке страны некоторые погранпереходы уже модернизированы, так крупнейший транзитный железнодорожный пункт пропуска Забайкальск на границе с КНР соответствует всем необходимым требованиям, теперь он может пропускать 46 грузовых поездов в сутки по колее 1520 мм и 15 грузовых поездов в сутки по колее 1435 мм. А пункт пропуска через государственную границу в морском порту Восточный теперь может принимать в пределах терминала – 600 судов в год, грузооборот – 17,9 млн тонн в год.

В морском транспорте для обеспечения роста торговли на восточном направлении необходимо продолжить работу по модернизации портов и инфраструктуры, включая подъездные пути и пункты пропуска через границу. Это работа ведётся, но в связи с переориентацией на восточное направление темпы её необходимо ускорить, так что помощь государства была бы нелишней. Причём это может быть как непосредственное выделение бюджетных средств, так и прочие виды поддержки, которые ускорят реализацию проектов. Северный морской путь (СМП), как это ни печально, в складывающихся условиях может стагнировать. Из-за введённых ограничений он может быть неинтересен как транзитный маршрут, а намерение ряда стран отказаться от российских энергоносителей может привести к сокращению добычи и уменьшению интенсивности судоходства. Страны, которые не поддержали введённые ограничения могут не использовать СМП из-за боязни введения ограничений против них.

Необходимость развивать восточное направление не означает, что транспортная отрасль не нуждается в развитии в других регионах, однако сложная ситуация в экономике, необходимость экономить средства может привести к тому, что наиболее крупные проекты, требующие много средств, могут быть, если не отменены полностью, то приостановлены, сроки реализации сдвинуты. Не исключены и другие причины: например, проекты строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей могут быть остановлены потому, что объём перевозок авиации заметно снизился и она может заменить такие проекты. Не вызывает сомнений, что как бы ни складывалась ситуация, транспорт продолжит связывать страну, по-прежнему будет перевозить людей и грузы, останется важным для всех.

http://www.finam.ru/ (C)

Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=601458 обязательна Условия использования материалов
Приводите новых читателей ссылаясь на материалы сайта
Нашли ошибку? - выделите и нажмите ctrl+enter