Недовольны Coca-Cola и экономят на говядине: как вели себя покупатели в марте

31 марта 2022 БКС Экспресс
Текущий год будет тяжелым для российских покупателей из-за падения рубля и введения санкций на импортные продукты — к такому выводу пришли аналитики компании GfK, пишет Retail.ru. Делимся результатами исследования, отвечая на главные вопросы: чего боятся потребители, к каким компаниям они менее лояльны и как изменились критерии выбора товаров.

Важные проблемы для населения
В топ-3 самых значимых проблем для россиян вошли рост цен на продукты, ухудшение экономической ситуации и внешнеполитическая напряженность.

«Рост цен — далеко не новая проблема, беспокоящая покупателей. Но в этот раз отмечается резкий рост беспокойства — всего за несколько недель марта доля тех, кто «сильно обеспокоен» ценами, выросла с 67 до 73%», — отмечает директор группы управления проектами Consumer Panel GfK Алексей Горбатенко.

Что закупают чаще всего?
Реакцией населения на кризис становятся массовые закупки. По данным GfK, за первую неделю марта продажи товаров первой необходимости выросли на 20% в денежном выражении в сравнении с первой неделей февраля.

Основной рост зафиксирован в закупках средств личной гигиены (+53%), бакалейных продуктов (+80%) и детского питания (+64%). Кроме того, россияне стали чаще приобретать фармацевтические товары — из-за сокращения случаев заражения коронавирусом в первую неделю февраля продажи снизились на 23%, но уже через месяц произошел всплеск — рост на 12%. Потребители стали бояться, что поставки необходимых препаратов приостановятся.

На чем экономят и на что не жалеют деньги?
«В любом кризисе фаза экстренной закупки длится недолго, и категории, находившиеся в топе роста, скоро покажут падение, начнут действовать другие стратегии», — объясняет Алексей Горбатенко.

Топ товаров, на которых экономят россияне:

• Готовая кулинария
• Говядина
• Крепкий алкоголь
• Сладости «у кассы»
• Свежая рыба
• Сладкие газированные напитки
• Средства по уходу за лицом
• Фрукты и овощи
• Вино и пиво
• Кофе

Рейтинг продукции, на которой население предпочитает не экономить:

• Молочные продукты
• Товары для ухода за ребенком
• Детское питание
• Средства по уходу за полостью рта
• Бакалейные изделия
• Чай
• Средства женской гигиены
• Макаронные изделия
• Лекарства
• Туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки

Какими критериями выбора руководствуются?
Потребители уделяют большое внимание низким ценам — этот параметр преобладает в выборе товара. Кроме него, в пятерку факторов, на которые обращают внимание покупатели, вошли: уверенность в качестве, натуральный состав, частота продажи по акциям и легкость нахождения. А вот на уникальность продукции и широту ассортимента перестали обращать внимание.

«Ожидается переключение с премиального сегмента на средний и эконом, что может быть использовано, в частности, собственными торговыми марками... Уникальность предложения становится не настолько важна, поэтому презентовать новинки, вводить интересные продукты станет гораздо сложнее. Сейчас нужен базовый продукт по хорошим ценам», — отмечает Алексей Горбатенко.

Как относятся к зарубежным маркам?
По данным исследования, у 15% покупателей ухудшилось отношение к зарубежным маркам. Компаниями, к которым падает потребительская лояльность, стали: Coca-Cola — 27%, McDonald's — 17%, Pepsi — 11%, Danone — 17%, Nestle — 11%, L’Oreal — 9%, P&G — 9%.

Из брендов, к которым российский потребитель остался лояльным, несмотря на приостановку деятельности в России, можно назвать IKEA — о том, что отношение к компании ухудшилось, заявил всего 1% россиян.

В каком эмоциональном состоянии находятся потребители?
Аналитики GfK выделили три группы российских покупателей:

• Пострадавшие — испытывают страх потери работы или уже лишились ее.

• Обеспокоенные — спокойны за работу, но обеспокоены риском снижения доходов.

• Устойчивые — не беспокоятся за свою работу и имеют стабильное финансовое положение.

Важно отметить, что, помимо сокращения расходов на развлечения и посещение заведений, уже более четверти «пострадавших» экономят на продуктах питания — это 27% покупателей.

Для того, чтобы справляться с тревогой, российские потребители приобретают товары «антистрессовой» категории — растет спрос на шоколадные плитки (+52%), крепкий алкоголь (+36%), жевательный мармелад (+35%) и сигареты (+8%).

http://bcs-express.ru/ (C)

Данный материал не имеет статуса персональной инвестиционной рекомендации При копировании ссылка http://elitetrader.ru/index.php?newsid=602082 обязательна Условия использования материалов
Приводите новых читателей ссылаясь на материалы сайта
Нашли ошибку? - выделите и нажмите ctrl+enter