Оправдан ли рост акций МТС и Ozon? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Оправдан ли рост акций МТС и Ozon?

31 марта 2022 ИХ "Финам" | МТС Ozon Делицын Леонид
Сегодня, 31 марта, наблюдается рост акций МТС и Ozon Holdings. К 17:40 мск адр Ozon дорожают на 30,6%, а бумаги МТС пребывают в плюсе на 3% после заметного удорожания днем ранее.

Акция МТС стоит сейчас 242 руб., то есть на 20% ниже, чем в начале года. Стабильность акций операторов связи, которые подешевели значительно меньше, чем, к примеру, акции ИТ-компаний, обусловлена твердым потоком выручки от абонентской платы. Правда, вчера широко обсуждались рекомендации операторам сотовой связи от Министерства Цифрового Развития сократить безлимитные тарифы. Возможно, пора вернуть ведомству прежнее название, Министерства связи, поскольку оно будет точно отражать основной приоритет: обеспечить стабильную работу коммуникаций внутри страны. Цель рекомендаций – как раз в обеспечении бесперебойной работы.

Министерство опасается, что операторы не найдут средств для замены оборудования. Поскольку при разработке структуры нашего рынка сотовой связи приоритет отдавался максимально быстрому внедрению сотовой связи по всей стране, была выбрана фактически олигополия, когда конкурирует небольшое число крупных игроков. Для такой структуры характерны ценовые войны, и это сработало – цены в начале века быстро падали, и уже десять лет назад 92% населения пользовалось сотовой связью. При этом о лояльности абонентов говорить не приходится – их отток составляет 30% в год. Тарифы и массированная реклама – постоянные элементы конкурентной борьбы операторов. Кроме того, операторы строили сети и т. д. В результате, на производство собственного оборудования средств не оставалось.

Государство, конечно, раздумывало о возвращении к тем временам, когда российские компании производили телекоммуникационное оборудование, но операторам связи такая перспектива казалась ужасной. Они ожидали, что такое оборудование будет дорогим (из-за ограниченного рынка сбыта), и просили правительство повременить с требованиями использовать российское. В результате, наладить производство российского не успели, а зарубежное стало либо недоступным из-за санкций, либо дорогим из-за изменения валютного курса.

Отдельная проблема – вычислительные мощности. Одним из самых интересных направлений развития являются облачные технологии. Но и в этом случае в нашей стране не производятся в достаточном количестве сервера, тем более компоненты. В общем-то и раньше отечественным облачным операторам трудно было конкурировать с Amazon, Google, Microsoft – в силу эффекта масштаба операций те всегда выигрывали в стоимости, да к тому же стремились установить свои платформенные стандарты. Сейчас станет сложнее вдвойне. Обсуждавшееся возможное IPO "дочки" МТС, которая занимается облачным бизнесом, вряд ли реализуется в ближайшей перспективе.

В общем, с перспективами развития ситуация более или менее понятна, но развитие наших операторов связи и раньше волновало игроков фондового рынка в незначительной степени. Главным фактором привлекательности МТС были высокие дивиденды, ценилась также поддержка курса акций при помощи их выкупа с рынка самой компанией. Новую дивидендную политику МТС собиралась огласить весной, но пока она не оглашена. На мой взгляд, компания будет отдавать приоритет сохранению бизнеса, и выбору тех направлений развития, которые обязательно надо сохранить. Дивиденды и стоимость акции будут иметь для менеджмента второстепенное значение. Крайне маловероятно использование с этой целью заемных средств, тем более что они станут намного дороже. Соответственно, в бумагах останутся инвесторы с очень длинным инвестиционным горизонтом.

Что касается Ozon, то популярность расписок маркетплейса основывалась на стратегии роста и на наличии оптимистически настроенных западных инвесторов. Перспективы роста бизнеса сохраняются, по крайней мере, пока нет индикаторов ухудшения экономического положения массового покупателя. Даже если российский рынок онлайн-торговли не будет расти на те 33% в год, которые прогнозировали раньше, то четверть общего товарооборота в ближайшие годы он все равно захватит. Многие товары будет попросту очень трудно найти в традиционных магазинах. В случае электроники менеджеры в зале уже и сейчас объясняют покупателю, что выбирать товар лучше на сайте. Далее, вполне вероятно выбывание с рынка некоторого числа небольших и средних проектов, а значит, их клиенты достанутся крупнейшим маркетплейсам, в том числе и Ozon. От конкурентов компания отличается длительным присутствием на рынке, захватившим и 1998, и 2008 годы. Наконец, всегда остается возможность образовать более крупную структуру путем слияния с другой компанией, например, с телекоммуникационным оператором (кандидат очевиден – именно в его салонах располагаются пункты доставки Ozon).

Со стоимостью расписки дело обстоит сложнее, чем с бизнесом. Сейчас эта стоимость составляет лишь 25% от пиковых значений. Оценка онлайн-магазина движется в сторону оценки обычного. И это понятно, поскольку высокая оценка основывалась на наличии долгосрочных западных покупателей, которые покупают проекты электронной коммерции по высоким мультипликаторам. Российские инвесторы, во-первых, не такие оптимисты, а во-вторых, предпочитают журавлю в небе синицу в руках, поэтому если на рынке останутся только они, то оценки будут соответствовать именно их методам. А значит, нельзя исключить, что магазин, даже электронный, будет оцениваться в лучшем случае в выручку.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter