Вы решили стать самозанятым: как зарегистрироваться и какие налоги придется платить?


С момента появления понятия самозанятости популярность такой формы ведения бизнеса постоянно растет. Разбираемся, как стать самозанятым и какими инструментами придется обзавестись.

Что такое самозанятость
Самозанятость – это введенный в 2019 году специальный налоговый режим, также известный как налог на профессиональный доход, которым по данным ФНС успели воспользоваться более 4 млн человек. По сведениям налоговиков, за первые три месяца года к ним присоединились еще 300 тыс. человек. «ИП меняют форму организации при слишком малых оборотах, а все остальные просто ищут новые источники заработка после сокращения или в дополнение к основной работе – ведь самозанятость можно совмещать с основной работой,» – генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова.

Для кого это подходит
Самозанятыми могут стать граждане РФ и стран ЕАЭС, чтобы легально заниматься профессиональной деятельностью – такой как удаленная работа на фрилансе, фотография, обучение, сдача квартиры, услуги ремонта или перевозки. В режиме самозанятого также можно продавать продукцию собственного производства, но нельзя заниматься перепродажей и нельзя нанимать работников. Всего за год можно получить не более 2,4 млн рублей дохода, но и налогов нужно платить минимум – 4% с услуг физическим лицам и 6% – с услуг юридическим лицам.

Регистрация
Для начала нужно зарегистрировать статус самозанятого – это можно сделать в приложении официальном приложении Мой Налог, на сайте ФНС, а также в приложениях ряда банков. Также помочь зарегистрироваться готовы многочисленные биржи, где самозанятые ищут заказчиков. При подаче заявления предстоит выбрать регион присутствия, а также планируемые виды деятельности – их список весьма широк, а выбирать можно до пяти одновременно. Налоговая какое-то время может рассматривать заявление, а затем пришлет результат по СМС.

В приложении Мой Налог также можно сняться с учета, если вы больше не занимаетесь этой деятельностью или решили стать госслужащим.

Договоры
Став самозанятым и выбрав вид деятельности, логично озаботиться юридической защитой своей работы. Во-первых, стоит набрать в поисковике «договор с самозанятым», прибавив вид деятельности, и просмотреть несколько шаблонов. Важно помнить, что заказчик может заключать с самозанятым только такой договор, в котором прописан конкретный объем работы и срок ее исполнения. Если в договоре будет прописан только круг обязанностей без конкретного объема, это уже будет похоже на трудовой договор и может быть сочтено попыткой компании уклониться от уплаты налогов. Договоры обязательны для любой задачи, стоимость которой превышает 10 тысяч рублей.

Кроме того, договоры потребуется подписывать удаленно. Тут есть небольшой нюанс – различие между квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью. Для первой нужно ежегодное личное посещение одного из удостоверяющих центров и уплата сбора в размере 1-3 тысяч рублей – и так каждый год. Неквалифицированная проще – для нее достаточно загрузить в одном из приложений скан паспорта и селфи. Увы, ее недостаточно. «Для подписания договора в электронном виде самозанятый должен иметь возможность обмениваться электронными документами. А на данный момент такой функции для физических лиц и самозанятых таких систем пока нет. НЭП самозанятый может использовать для запросов в Росреестр и участия в торгах и различного рода и конкурсах и т.п.,» – поясняет Светлана Краснянская, руководитель HR службы Юридической группы «Яковлев и Партнеры».

Чеки
Став самозанятым, вы можете принимать оплату наличными, переводом на карту или банковским перечислением. Заводить специальный счет не нужно – можно использовать уже имеющийся в любом банке. К каждому поступлению денег самозанятый обязан выбивать кассовый чек. Физическая касса для этого не нужна – достаточно зарегистрировать продажу в приложении Мой Налог, указав сумму, название товара/услуги и тип клиента – физическое или юридическое лицо. Там же впоследствии можно отменить продажу, если деньги пришлось вернуть. Чек сформируется в электронном виде, и отправить его можно любым способом – по СМС, в мессенджере или электронным письмом. Важно помнить, что за наличный расчет и перечисление на карту чек нужно выбивать сразу, а за банковский перевод – не позднее 9 числа следующего месяца. За нарушение этого правила налоговая может оштрафовать на 20% от суммы платежа.

Сторонние ресурсы
Для упрощения процедур стоит задуматься о привлечении сторонней помощи. Все крупнейшие банки уже сделали бесплатные сервисы для самозанятых, которые помогают зарегистрировать статус, выбить чек и заплатить налог внутри привычного приложения. В некоторых доступны дополнительные услуги, такие как база с шаблонами договоров. В приложении Мой Налог можно поменять банк, из которого будет вестись учет – для этого нужно перейти в раздел «Прочее» → «Партнеры».

Более продвинутую помощь, например, выбор заданий, выпуск электронной подписи, гарантию исполнения договоров, авансовые платежи или помощь в работе с иностранными заказчиками, можно получить на биржах самозанятых, которые несложно найти в любом интернет-поисковике. Комиссии на них обычно составляют 1-2% от суммы заказа.
http://www.banki.ru/ (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter