Эмбарго ЕС на российскую нефть

31 мая Евросоюз согласовал шестой пакет санкций, который включает эмбарго на нефть. Сейчас Еврокомиссия предлагает отказаться от импорта нефти из России танкерами, но отсрочить отказ от поставок нефти по трубопроводу «Дружба». В посте мы разберем, как такое эмбарго может повлиять на российских нефтяников.

В этом посте:

Более 2/3 поставок российской нефти в Европу приходится на морские перевозки;
Эффект на нефтяные компании зависит от их доли экспорта в ЕС по морю;
Менее всего запрет на поставки нефти морским путем скажется на Татнефти, у которой самая низкая доля экспорта через порты.

Более 2/3 поставок российской нефти в Европу приходится на морские перевозки
По данным ТАСС, в ночь на 31 мая лидеры стран Евросоюза (ЕС) на внеплановом саммите по Украине в Брюсселе согласовали введение эмбарго на 2/3 импорта российской нефти. Об этом сообщил глава Евросовета Шарль Мишель. По данным Интерфакс, главы стран ЕС согласились, что "шестой пакет санкций против России будет распространяться на сырую нефть, а также нефтепродукты, поставляемые из России в государства-члены, за временным исключением сырой нефти, поставляемой по трубопроводу". В заключении саммита говорится, что Европейский совет намерен как можно скорее вернуться к вопросу о временном исключении для сырой нефти, доставляемой по трубопроводу.

По данным Bloomberg, 29 мая Еврокомиссия предложила странам ЕС отказаться от импорта нефти морским транспортом в течение 6 месяцев и нефтепродуктов – в течение 8 месяцев. Этот план даст время Венгрии решить проблему обеспечения энергоносителями, т.к. она сильно зависит от поставок российской нефти по трубопроводу. Также это предложение учитывает проблемы стран, не имеющих выхода к морю и портов для импорта СПГ (таких, как Словакия и Чехия).

Эмбарго ЕС на российскую нефть


По данным Bloomberg, в 2021 году Россия экспортировала в ЕС около 1.57 млн барр./сутки (мбс) сырой нефти через порты в Арктике, Балтийском и Черном морях. А объем экспорта в ЕС по трубопроводу Дружба составил 0.72 мбс. Всего в 2021 году экспорт нефти из России в Европу составил около 2.3 млн барр./сутки, из них 68.6% пришлось на поставки через порты, а 31.4% - на поставки по трубопроводу.

Таким образом, если ЕС в течение полугода откажется от танкерных поставок российской нефти, то экспорт России в Европу снизится более, чем на 2/3 (на 69%).

Ранее ЕС не мог договориться об эмбарго из-за разногласий стран-участников с Венгрией, Чехией и Словакией, так как у них высокая степень зависимости от российской нефти. При этом на них приходится относительно небольшая доля общего экспорта России в ЕС. В ЕС предлагали увеличить переходный период для отказа от российской нефти для Венгрии и других зависимых от российских поставок стран. Также ЕС может сделать исключения для Венгрии, чтобы согласовать решение об эмбарго.



Эффект на нефтяные компании зависит от их доли экспорта в ЕС по морю
Роснефть

Роснефть экспортирует в Европу около 40% от всего объема реализации нефти. Около 2/3 экспортных поставок приходится на трубопроводы (62%), на поставки через порты приходится 32%, остальные 6% – на ж/д и прочее. Если ЕС примет эмбарго в предложенном варианте, то экспорт Роснефти в ЕС снизится примерно на 32%.

Татнефть

Татнефть в 2021 году транспортировала около 89% всей нефти на экспорт по трубопроводу Дружба (в основном, в Польшу и Словакию), а 11% экспортной нефти было отгружено через российские порты Черного и Балтийского морей. То есть экспорт Татнефти в ЕС может снизиться на 11%.

Лукойл

Лукойл в 2021 году поставлял около 54% объемов всего экспорта нефти через Транснефть, исключая нефтепровод «ВСТО» и «КТК». По ВСТО поставляется нефть в Китай, а по КТК – в порты. Россия в целом поставляет нефть в Европу в основном через трубопроводы Дружба, БТС и КТК, а в Китай – через ВСТО. Лукойл в 2021 году поставил 9% нефти на экспорт по ВСТО, 19% – по КТК, 18% – через собственную инфраструктуру.

Лукойл владеет собственными мощностями по перевалке нефти и нефтепродуктов, а также собственными трубопроводами. Из объемов нефти, которая транспортируется через собственную инфраструктуру, в 2020 году 72% пришлось на терминал в порту Светлый и Варандейский терминал на Баренцевом море, 28% - на прочее. Таким образом, из объема экспорта, кроме поставок по ВСТО в Китай, около 37% приходится на КТК и собственные морские терминалы. То есть не менее 37% нефти на экспорт, кроме поставок в Китай, поставляется морским путем. При этом Лукойл не раскрывает информацию о конечном пункте доставки по нефтепроводам Транснефти.

Выводы
ЕС согласовал отказ от российской нефти с исключением для трубопроводных поставок. Так как в ЕС были разногласия с Венгрией и другими странами, зависимыми от нефти из России, вероятно, что отказ от поставок будет частичным и постепенным. При этом поставки по трубопроводу Дружба пока будут исключены из эмбарго. Рассматривается вариант отказа от морских поставок нефти в течение 6 месяцев и нефтепродуктов – в течение 8 месяцев. В целом на поставки морским транспортом приходится около 2/3 экспорта нефти России в ЕС.

Эффект от введения эмбарго в таком виде на отдельные компании зависит от их доли экспорта нефти морским путём. Наименьший эффект из нефтяных компаний будет на Татнефть (доля экспорта по морю – 11%).
https://invest-heroes.ru/ (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter