23 июня 2022 ИХ "Финам" Куликов Дмитрий
АКРА проанализировало опыт других крупных стран с похожей внешнеторговой специализацией, которые сталкивались с эмбарго, а также имели опыт жизни под длительными санкциями. Релевантными для прогноза по России признаны следующие страны и эпизоды:
1. ЮАР (1962–1971 годы): де-факто слабые ограничения импорта нефти из стран ОПЕК, а также импорта оружия; частичные барьеры для международного сотрудничества в сфере культуры, спорта и образования.
2. ЮАР (1986–1994 годы): сильные ограничения импорта из ЕС, США, Японии и ряда других стран; средние по силе ограничения экспорта в крупнейших товарных категориях; транснациональные компании прекращают инвестиции и сворачивают деятельность.
3. Иран (1979–1989 годы): заморозка международных резервов и частных иностранных активов; вторичные санкции со стороны США против компаний, ведущих бизнес и осуществляющих инвестиции; продолжение действия ограничений на экспорт нефтепродуктов; ирано-иракская война.
4. Иран (2010–2022 годы): запрет на импорт технологий нефтедобычи и производства нефтепродуктов и оружия из ЕС; запрет на инвестиции и кредитование правительства; отключение банков от SWIFT; нефтяное эмбарго (ЕС + США); заморозка международных резервов.
5. Венесуэла (2014–2022 годы): заморозка активов ЦБ и банков; ограничения экспорта в основных товарных категориях (США); ограничения импорта оружия из ЕС; уже существующий глубокий экономический и политический кризис.
Сходства. Все перечисленные эпизоды содержат элементы эмбарго со стороны одного из ведущих торговых партнеров, что, вероятно, будет относиться и к России на прогнозном горизонте (экспорт нефти и нефтепродуктов в ЕС). Как и Россия, все анализируемые страны в начале ограничений относились к группе стран со средними доходами (40–80 места по ВВП на душу населения по ППС в соответствующем году) и были относительно слабо открыты для внешней торговли (внешнеторговый оборот - 30–40% ВВП). Доля стран, де-юре присоединившихся к основным санкциям, в мировом ВВП была во всех случаях сопоставима на пике жесткости ограничений (>50%).
Отличия России. По сравнению с рассматриваемыми странами Россия к началу санкционных ограничений имела более диверсифицированную промышленность и более крупную экономику (в 2-7 раз), а также была в большей мере обеспечена природными ресурсами и продовольствием. Кроме того, до начала действия ограничений экономические политики в России, по-видимому, были заметно более продвинутыми. При этом экономика России перед введением ограничений не имела перспектив реализации демографического дивиденда для поддержки экономического роста, а скорость введения большинства жестких санкций в нашем случае была существенно выше (заняла несколько месяцев, а не лет).
Таблица 2. Основные характеристики санкционных режимов в рассматриваемых странах
Источник: Всемирный банк, локальные статистические агентства и центральные банки, расчеты АКРА
Выводы, сделанные из сравнения эпизодов, для прогноза с горизонтом 5-10 лет:
1. С течением времени санкции чаще де-факто ужесточаются даже без их юридического ужесточения (при условии сохранения политического статус-кво).
2. Достаточно жесткие санкции могут вести к снижению размеров экономики и деловой активности на 10–20% по сравнению с альтернативным сценарием, в рамках которого санкции не вводились.
3. Даже с учетом переориентации поставок на другие рынки эмбарго может снижать физические объемы экспорта и импорта, но ограничение импорта может носить более долгосрочный и ярко выраженный характер (потери до 40%).
4. Около половины негативных экономических эффектов в странах, существующих в условиях жестких санкций, нельзя напрямую ассоциировать с санкциями. Такие эффекты могут быть связаны с решениями во внешней и внутренней политике, которые были приняты до начала санкций и не являлись ответом на введение ограничений. Таким образом, снятие санкций не всегда позволяет компенсировать отставание в благосостоянии, аккумулированное за период санкционного режима.
Рисунок 1. Относительное благосостояние стран падало после начала действия санкционного режима*
* Но, скорее всего, не исключительно вследствие него. Так, на Иран в 1980-е годы также существенно влияла ирано-иракская война, а Венесуэла начала испытывать экономический кризис раньше 2014 года. Россия в 2014 году испытала шок платежного баланса, более чем наполовину связанный с пересмотром ожиданий по будущей конъюнктуре нефтяных цен.
Источник: Penn World Tables, расчеты АКРА
Рисунок 2. Потери в физических объемах импорта после введения / ужесточения санкционного режима
Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА
Рисунок 3. Потери в физических объемах экспорта после введения/ужесточения санкционного режима
Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter