Что происходит с авторынком в России: главное

Какие бренды ушли, какие автомобили все еще можно купить и сколько теперь это стоит

За 2021 год в России продали 1,6 млн автомобилей, из них 1,3 млн собрали в России — причем производство росло.

В июне 2022 продажи новых машин упали на 82%. За этот месяц дилеры продали всего 27 тысяч импортированных и собранных в России моделей. По сравнению с июнем 2021 года выпуск новых автомобилей обвалился на 89%. За месяц собрали только 13,4 тысячи.

Продажи с рук тоже рухнули на 32% — до 353 тысяч единиц.

Весной почти все заводы иностранных брендов прекратили работу, поставки автомобилей остановились и вряд ли возобновятся в обозримом будущем. Пока дилеры продают оставшиеся на складах машины по завышенным ценам и наращивают число китайских марок.

Сколько продлится такой кризис — неизвестно.

Какие заводы остановили выпуск

До 2022 года в России работало больше десятка крупных заводов, которые выпускали автомобили иностранных брендов: как дорогие кроссоверы БМВ, так и популярные у таксопарков Хендай и Шкода.

В марте 2022 многие зарубежные производители остановили работу в России, и за этот месяц с конвейеров вышло всего 40,9 тысячи машин — на 72,1% меньше, чем в марте 2021 года.

Заводы иностранных марок, которые работали в России в 2021 году

Что происходит с авторынком в России: главное


После введения санкций заводы остановили работу — временно или навсегда. Вновь запустили производство только два предприятия: китайский «Хавейл» работает в одну смену, а «Автотор» собирает некоторые автомобили в ограниченном объеме, после того как получил необходимые комплектующие. Но запасов там хватит до конца лета.

Остальные заводы пока не работают — и неизвестно, какие компании возобновят производство и в каком объёме. Например, предприятие «Мазда соллерс» отправило сотрудников в простой из-за дефицита компонентов, а не ушло полностью.

Какие марки авто ушли из России

Формально полностью из России ушли только несколько иностранных автомобильных брендов. Например, «Рено» избавился от активов — продал свой завод в Москве, а также долю в «Автовазе» с возможностью обратного выкупа в течение шести лет.

Российский рынок был для него вторым по значимости: за 2021 год компания продала в стране 482 264 машин, в родной Франции за тот же период — всего на 39 тысяч больше. Компания уже отчиталась, что продажи в первом полугодии упали на 30% после ухода из России и из-за дефицита полупроводников, который все еще не закончился.

О полном уходе из России объявил и «Дженерал моторс», который продавал в России только внедорожники и кроссоверы Кадиллак и Шевроле. Но официально об этом компания не сообщала, информация появлялась только в СМИ. Журналисты ссылались на сообщения, разосланные дилерам.

Остальные бренды просто прекратили поставки или приостановили сборку машин на местных заводах. Вот какие производители пока не будут официально продавать автомобили в России:

«Ауди».
БМВ.
«Феррари».
«Хонда».
«Инфинити».
«Ягуар».
«Лендровер».
«Мерседес-Бенц».
«Ламборгини».
«Ниссан».
«Порше».
«Роллс-Ройс».
«Тойота».
«Фольксваген».
«Шкода».
«Бентли».
«Вольво».
«Форд».
«Мазда».
«Лексус».
«Пежо».
«Ситроен».
«Опель».

Какие автомобили теперь будут выпускать в России

Из всех иностранных брендов выпускать автомобили в России продолжает только компания «Хавейл». На заводе в Тульской области собирают кроссоверы F7, F7x и Джолион, а также внедорожник H9.

После ухода «Рено» машины под этим брендом выпускать в стране пока не будут. Но губернатор Самарской области рассказывал, что на заводе «Автоваза» будут собирать Сандеро и Дастер. Под каким брендом — неизвестно. Глава «Автоваза» позже частично опроверг его слова: собирать Дастер в 2022 году не будут, хотя разрешение от «Рено» на это есть.

Заводом «Рено» теперь владеет правительство Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин уже пообещал, что там в партнерстве с «Камазом» до конца 2022 года начнут выпускать Москвичи — но не те самые культовые автомобили. Во время подписания договора о сотрудничестве с «Камазом» стало известно, что вначале на заводе будут собирать машины иностранных брендов, а затем займутся разработкой собственной платформы электромобилей под названием «Москвич».

Какие именно машины будут выпускать на бывшем заводе «Рено», который теперь называется «Москвич», пока неизвестно. Рассматривают разные варианты, но конкретный модельный ряд пока не объявлен, так что пока никаких данных о Москвичах нет. Скорее всего, под этой маркой все же будут выпускать китайские автомобили. Быстро наладить выпуск новой отечественной модели сейчас практически нереально из-за санкций и нехватки комплектующих.

Из-за дефицита запчастей российские производители тоже не могут стабильно выпускать привычные линейки автомобилей, как раньше. Например, «Автоваз» уже несколько месяцев не собирает Ладу Икс Рей из-за нехватки импортных комплектующих, которые пока не заменить на отечественные. Иностранные запчасти нужны и для Ларгуса. Но «Автоваз» пообещал выпустить ограниченную партию этих автомобилей, которую соберут из оставшихся на складах деталей. Компания также планирует позже восстановить серийное производство.

По данным «Росстата», в июне в России собрали 13,4 тысячи легковых автомобилей — в 3,6 раз больше, чем в мае нынешнего года. Вероятно, такой рост связан с возобновлением производства «Автоваза». Но по сравнению с июнем 2021 года выпуск сократился на 89%.

Меры правительственной поддержки автопрома

Для поддержки отечественных производителей правительство РФ смягчило требования к выпускаемым автомобилям. С мая «Автоваз», ГАЗ, УАЗ и «Камаз» могут собирать машины без дефицитных компонентов, которые раньше были обязательными: антиблокировочной системы, подушек безопасности и функции автоматического срабатывания системы ЭРА-ГЛОНАСС при аварии. Разрешение действует до 1 февраля 2023 года.

Первый упрощенный автомобиль выпустил «Автоваз» — Ладу Гранту Классик. Без скидок ее можно купить за 678 300 Р. В ней нет подушек безопасности, преднатяжителей ремней, иммобилайзера, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, АБС, системы вспомогательного торможения BAS и запасного колеса. «Автоваз» также возобновил производство Нивы Ледженд и выпустил ее упрощенную версию — тоже без АБС, ЭРА-ГЛОНАСС и единственной подушки безопасности.

УАЗ рассказывал, что в 2022 году выпустит упрощенные варианты Патриота и Буханки. Упрощенный пазик уже сфотографировали на испытаниях: его снова начали оснащать классическими семидюймовыми фарами советского образца, от которых отказались в 2014 году. А более современный ПАЗ Вектор Некст лишился передних дисковых тормозов. Вместо них установили барабанные.

Послабления сделали и для граждан, им разрешили ввозить и регистрировать в ГИБДД автомобили без установки ЭРА-ГЛОНАСС, которая была обязательной. Это можно делать до 1 февраля 2023 года, но срок могут продлить. Послабления приняли на фоне дефицита устройств и возросшей цены за установку до 100 тысяч рублей.

Правительство также разрешило ввозить автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС индивидуальным предпринимателям и организациям. Раньше они должны были получать одобрение типа транспортного средства от правообладателя, а теперь достаточно заключения экспертной организации. Это упростит параллельный импорт.

Что происходит с ценами на автомобили

Когда производители стали заявлять об уходе из России, а курсы валют подскочили, в автосалонах резко выросли цены. Тогда никто не понимал, что будет с рынком дальше.

В марте 2022 цены достигли пика. По данным «Автостата», в марте зафиксирована рекордная средневзвешенная стоимость проданных автомобилей — 2 807 000 Р. Год назад она составляла 1 872 200 Р. Она рассчитывается на основе средних значений рекомендованных цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций. «Автостат» учитывает только рекомендованные розничные цены производителя без наценки салонов за дополнительное оборудование и услуги.

В мае цены начали снижаться. Майская средневзвешенная цена нового автомобиля — 2 380 000 Р. Вероятно, за июнь она еще немного упала. Стоимость новых автомобилей начала опускаться и на «Авто-ру»: средняя в марте — 4,94 млн рублей, а в июне — уже 3,7 млн рублей. Представители сервиса считают, что в феврале дилеры хотели защитить себя от нестабильного курса рубля и подняли цены, а весной начали постепенно их снижать.

Но до уровня 2021 года цены точно не упадут. Тем не менее из-за сокращения поставок стоимость новых автомобилей в салонах не вернется даже к значениям 2021. Дилеры будут продавать запасы по максимальной возможной цене, потому что заполнить склады снова пока не получится. Уже больше 100 дилерских центров прекратили работу: в апреле их было 3203, а в июле — 3102. В основном закрылись салоны, продававшие европейские и американские автомобили: Опель, Вольво, Пежо, Шевроле.

Что происходит с поставками и продажами новых автомобилей

Новые автомобили практически не поставляют. Некоторые машины не получится завезти в страну даже неофициальным продавцам — из-за санкций США и Евросоюза. Например, «Теслы»: их не продавали официально через дилеров, но можно было приобрести их у компаний, которые завозили их в Россию.

Сейчас дилеры в основном распродают машины, которые были поставлены до санкций. Если отгрузки так и не возобновится, уже осенью склады могут сильно опустеть.

Вместе с ростом цен и прекращением поставок ожидаемо рухнули продажи новых автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте в России продали всего 55 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей — на 62,9% меньше показателей марта 2021 года.

В июне ситуация стала еще хуже: за месяц продали 27 761 автомобилей. Это на 82% меньше, чем годом ранее. В статистику не включены продажи БМВ, Мерседес-Бенц, Чери, Шевроле и Кадиллаков.

Вряд ли ситуация сильно улучшится в июле: поставок все еще нет. За полгода больше всего автомобилей продал «Автоваз» — 74 714 машин. Далее идут «Киа», «Хендай» и «Рено». У всех продажи упали более чем в два раза. Самые популярные автомобили — Лада Гранта, Лада Веста и Киа Рио.

Продажи новых легковых автомобилей за первое полугодие 2022 и 2021 годов



Поможет ли параллельный импорт

Немного улучшить ситуацию с поставками мог бы параллельный импорт. По нему без разрешения правообладателя можно ввозить товары из списка Минпромторга. Ведомство разрешило поставлять популярные иномарки, включая БМВ, Шкоду, Ауди, Ниссан и Рено.

Но вряд ли ввезенные по параллельному импорту автомобили можно будет приобрести по тем же ценам, что и до кризиса: проблема в сложностях с логистикой. К тому же из-за того, что производители ушли, возникнут сложности с гарантией.

Крупные дилеры пока не наладили процесс параллельного импорта. Заняться ввозом автомобилей пытаются частники, но при покупке машины подобным способом растут риски: возможно, ее придется серьезно дооснащать. В автомобиль для ближневосточного рынка, например, нет смысла устанавливать печку, подогрев сидений, руля и лобового стекла. Даже подогрева ветрового стекла может не быть. Еще в таком автомобиле могут отличаться конструкции световых приборов и деталей подвески или отделочные материалы. В агрегатах будут технические жидкости, которые производитель предусмотрел для жаркого климата.

Что происходит на вторичном рынке

Рынок подержанных автомобилей в мае 2022 года сократился на 30% по сравнению с маем 2021 года, выяснил «Автостат». За май продали 326 тысяч автомобилей. Чаще всего покупали Лады — 27,8% от всех проданных машин. В июне продали уже 433 тысячи автомобилей, что все еще на 24% меньше показателей июня 2021 года. Лада осталась самой популярной.

Самые продаваемые модели на рынке подержанных машин с середины февраля суммарно подорожали на 11%, говорится в исследовании «Авто-ру». Значительнее всего цены выросли на японские автомобили и премиум-сегмент. Стоимость наиболее популярных в России автомобилей не сильно изменилась: например, Шкода Октавия и Фольксваген Поло стали дороже на 100 тысяч рублей.

Самое заметное подорожание произошло в марте: средняя цена автомобилей с пробегом выросла на 25% по сравнению с началом года — до 1,25 млн рублей. В июне этот показатель остался примерно на том же уровне — 1,2 млн рублей.

Исследования «Дрома», «Авито-автотеки» и «Авто-ру» указывают на то, что около половины автомобилей, которые пытаются продать пользователи, — со скрученным пробегом. Чаще всего такие машины пытаются сбыть с рук в регионах Сибири и Дальнего Востока. Но пробег на автомобилях скручивали и раньше.

Автомобилисты также рассказывают журналистам, что на их объявления о продаже чаще стали откликаться дилеры. Салоны предлагают выкупить у владельцев их машины. Такое же предложение пришло редактору Тинькофф Журнала: дилер был готов забрать Форд Фокус и дать скидку на новый Хендай. На какую модель — неизвестно. Ее собирались назвать при оценке.

Купленными старыми автомобилями дилеры заполняют склады, которые постепенно пустеют. Сейчас это один из основных каналов пополнения.
Китайских автомобилей становится больше, но россияне покупают их не слишком охотно

Ни одна китайская компания не прекратила ввоз машин в Россию. Президент РФ рассказывал, что власти ведут переговоры об увеличении доли китайской техники.

Российские дилеры начали активнее заключать контракты с автомобильными брендами из КНР. Например, центр «Авилон» раньше не сотрудничал с производителями из Китая, а уже в 2022 году запустил партнерство с шестью марками.

На российский рынок уже вышел бренд Omoda. По данным СМИ, до конца года автомобили начнет продавать еще и Hongqi: по предварительной информации, в России можно будет купить два седана. В ближайшем будущем на рынке появятся внедорожники Tank, а 2023 году машины начнет продавать Voyah.

Ассоциация европейского бизнеса рассказала, что в июне на фоне ухода почти всех остальных марок продажи нескольких китайских брендов вышли в топ-10. На шестом месте закрепился «Хавейл», продано 1637 автомобилей. «Джили» занял восьмое место с 1027 проданными машинами.

Такой рост объясняется отсутствием выбора на российском рынке. В салоне можно купить новые отечественные или китайские авто либо отгруженные до санкций машины по завышенным ценам.

Но если смотреть на абсолютные показатели, то продажи китайских автомобилей даже упали. Еще в 2021 году бренды из Китая показали максимальный рост. «Хавейл» продал на 125% больше автомобилей, чем годом ранее, «Чери» — на 224%, а «Джили» — на 59%. До санкций в июне 2021 года в России продали 9086 китайских автомобилей. Это всего 5,47% от общего количества проданных машин.

По данным «Автостата», в июне 2022 россияне приобрели 6875 новых легковых автомобилей китайских брендов. Это 21% от общего количества проданных машин.

Но китайские марки не смогут быстро заменить ушедшие бренды. Им потребуется время, чтобы организовать дополнительные поставки и вызвать доверие у конечного потребителя. Доля этих машин в салонах вряд ли значительно увеличится летом.

Что следует запомнить тем, кто хочет купить машину

Машины из Японии — отличный вариант для покупки. Руль у них справа, но автомобилистов из европейской части России это тревожит все меньше. Дело в выгодном курсе японской йены, а еще в послаблениях, которые позволяют не ставить оборудование ЭРА-ГЛОНАСС на ввезенные из-за границы автомобили до 1 февраля 2023 года.

С китайскими автомобилями стоит быть поосторожнее. Билборды с ними выглядят так, будто их готовили для БМВ или «Лендровера». В обзорах на «Ютубе» и в статьях с отключенными комментариями их только хвалят. Но я бы на вашем месте не расслаблялся. В нашем обзоре подробно рассказано, почему.

Если вы хотите купить новый автомобиль от производителя, который ушел из России, выхода два: либо приобрести машину из салона, пока она там еще есть, либо надеяться на параллельный импорт. Но стоит помнить, что дилеры и раньше предлагали автомобили с множеством допов, а сейчас у них вообще не осталось выбора: машину нужно продать по максимальной цене.

У дилеров марок, которые приостановили деятельность или вовсе ушли с рынка РФ, также возникли проблемы с ремонтом автомобилей по гарантии. Есть сложности с поставкой оригинальных запчастей, поэтому они далеко не всегда могут выполнить обязательства перед покупателем. Теперь им приходится устанавливать неоригинальные или б/у запчасти.

Параллельный импорт вряд ли поможет разрешить кризис. Почти все автомобили, что продавались в России, собирали на территории страны — не получится ввозить такое количество машин неофициальным путем. Машины по параллельному импорту хоть и в достаточно небольших количествах, но ввозят — и они значительно дешевле тех, что предлагают дилеры.

Дилеры распродают остатки новых автомобилей, поэтому цены на них все еще сильно завышены. Но ждать значительного снижения стоимости не стоит: официально новые машины поставлять не будут.

Можно поискать хороший автомобиль с рук. На вторичном рынке уже возникает дефицит: владельцы откладывают продажу, так как купить новый автомобиль на замену стало сложнее. Но есть много объявлений с машинами, которые придется серьезно ремонтировать после покупки. При нынешней стоимости запчастей это может быть невыгодно.

Если воспользоваться возможностью взять машину в кредит сейчас, условия будут лучше, чем в начале года. ЦБ уже несколько раз снижал ключевую ставку, а банки снова стали выдавать кредиты. Автомобили китайских брендов «Чери» и «Эксид» можно приобрести с беспроцентной рассрочкой.

В ближайшее время рынок переориентируется на отечественные и китайские машины. Дефицита этих автомобилей возникнуть не должно. Если хотите купить машину «Автоваза» или китайского бренда, можно подождать, пока наладятся производство и поставки: цены могут упасть. Но как скоро это произойдет — неизвестно.

https://tinkoff.ru (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter