Тайные пружины влияния ЦБ » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Тайные пружины влияния ЦБ

6 августа 2022 Блинов Сергей
Почему ВВП - это собачка на поводке Набиуллиной.

На пресс-конференции 22 июля глава ЦБ Эльвира Набиуллина прибегла к красивой метафоре.

Сократившийся во время пандемии потребительский спрос она сравнила со сжатой пружиной. Снятие пандемийных ограничений эту “пружину” отпустило, что, по мнению Набиуллиной, и привело к ускоренному росту спроса и всплеску инфляции в 2021 году. Подобный сценарий, предостерегла глава Центробанка, возможен и сейчас:

«Сегодняшнее, по сути вынужденное, накопление сбережений – это сжатая пружина в экономике, которая при определенных обстоятельствах может дать резкий рост потребления. При ограничениях со стороны предложения товаров и услуг это способно быстро разогнать «спросовую» инфляцию».

ВВП следует за реальной денежной массой

Метафора красива, но не точна. На самом деле всё было не совсем так. Говоря о сжатой пандемией пружине отложенного спроса, Набиуллина привычно не учла роль возглавляемого ею Банка России.

График 1. Экономика послушно следует по траектории, предписанной Центробанком

Тайные пружины влияния ЦБ


“Пружины спроса” возникают не по воле небес, а лишь в том случае, если фактический ВВП (голубая линия) отклоняется от траектории, “предписанной” ему денежно-кредитной политикой Центробанка (синяя линия).

В странах с суверенной денежной системой именно Центральный банк определяет темпы роста реальной (т.е., скорректированной на инфляцию) денежной массы, и через них - динамику ВВП. Синяя линия на нашем графике - это, фактически, реальная денежная масса, “стилизованная” под масштаб ВВП. А реальная денежная масса экономики – это и есть её совокупный платежеспособный спрос.

Позволим и мы себе метафору: хозяин идёт по дорожке (синяя линия) и ведёт собаку на поводке. Собака может отклоняться вправо или влево (голубая линия), но далеко уйти от хозяина не сможет.

Как ЦБ, “не приходя в сознание”, обеспечил рекордный рост экономики 2021 года

Эффект “пружины спроса” в 2020 году проявил себя (см. зелёную стрелку на графике) лишь потому, что сам ЦБ во время ковидного кризиса неожиданно для многих повёл себя правильно: вместо привычного зажима он стал наращивать реальную денежную массу. В нормальных условиях экономика при такой политике ЦБ показала бы рост (ведь синяя линия пошла вверх). Но фактически, из-за локдаунов, экономика (голубая линия) расти не могла. Зато, как только ковидные ограничения сняли, “пружина” сработала - и экономика ускорилась, вернувшись на заданную ей российским Центробанком траекторию.

Именно этот “эффект пружины” и стал причиной рекордного за двенадцать лет прироста ВВП в 2021 году (+4,7% - темпы экономического роста, лучшие с 2008 года и самые высокие при Эльвире Набиуллиной).

График 2. Набиуллина в 2021 году добилась рекордного роста ВВП с 2008 года, но так и не поняла, причём здесь она



“Эффект пружины” можно было бы использовать и сейчас. Но глава Центробанка видит во взведённой пружине спроса не возможности роста экономики, а опасности инфляции. Вот почему стоит лишний раз обратить её внимание на то, что именно «пружина спроса» способствовала рекордному за всё время пребывания её на посту главы ЦБ приросту ВВП.

Как ЦБ тянет экономику вниз

Хуже всего, что “пружина спроса” работает в обе стороны, как это хорошо видно на примере 2008 года (см. красную стрелку на графике).

ЦБ во главе с Сергеем Игнатьевым ещё в 2007 году начал «охлаждать спрос» денежным зажимом (синяя линия из растущей стала превращаться в горизонтальную). В обычных условиях, без помощи инерции набранной экономикой скорости, темпы роста экономики (голубая линия) тоже были бы значительно ниже. Но экономика тогда по инерции ещё довольно быстро росла (голубая линия продолжала идти резко вверх). И чем сильнее ЦБ тормозил рост реальной денежной массы, тем быстрее расходились синяя и голубая линии.

Затем Банк России стал не просто тормозить, а валютными интервенциями сжимать и сжигать реальную денежную массу (синяя линия пошла вниз).

“Пружина” сработала: экономика вернулась на “предписываемую” Центробанком траекторию. В результате от своих пиковых значений российский ВВП упал на 8,2%.

Когда «эффект пружины» не возникает

Эффект “пружины” возникает не при каждом скачке или падении ВВП. Условием является отклонение экономики от траектории, “предписанной” Центробанком.

Например, в 2015 году ВВП упал. Но никакого эффекта “пружины” здесь не было, потому что ЦБ своей денежно-кредитной политикой (в данном случае – валютными интервенциями в поддержку курса рубля) месяц за месяцем упорно сжимал реальную денежную массу - и ВВП падал в полном соответствии с этими действиями ЦБ.

Как ЦБ может разогнать рост ВВП

Сейчас экономика практически не отклоняется от траектории, заданной ей ЦБ своей денежно-кредитной политикой (голубая линия не отклонилась от синей). Соответственно и эффект “пружины спроса” пока проявиться не может.

Центробанк мог бы, при желании, обеспечить экономике высокие темпы роста. Для этого вместо своих скромных планов (см. пунктирную линию «Планы ЦБ» на графике 1) Центробанку стоило бы вести экономику к росту ВВП на 5% и более (см. линию «Как надо» на том же графике).

И тогда экономика, как послушная собачка, последует туда, куда на поводке денежно-кредитной политики поведёт её Центробанк. Сработает та самая «пружина».

Как Центробанку добиться желаемого эффекта- известно: надо лишь осознать, что именно привело экономику России к быстрому росту 1999-2008 годов. И повторить этот опыт (см. «О росте ВВП на 5%»).

Но всё это, увы, невозможно, пока глава Центробанка видит в «пружине спроса» не благо, приведшее к лучшим с 2008 года темпам роста ВВП, а только зло, грозящее рисками инфляции.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter