Западные компании и российская нефть: сколько нефти они тут добывают » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Западные компании и российская нефть: сколько нефти они тут добывают

20 августа 2022 Тинькофф Банк | Нефть Городилов Михаил
На прошлой неделе американская нефтесервисная компания Baker Hughes опубликовала отчет за 2 квартал 2022. Он примечателен тем, что, несмотря на высокие цены на нефть, компания терпела убытки — не в последнюю очередь из-за ситуации в РФ, где у нее есть бизнес.

На наш взгляд, это отличный повод вспомнить о том, у каких западных нефтегазовых компаний есть добывающий бизнес в РФ, и попытаться оценить, какую роль они играют или играли в развитии российского нефтегазового комплекса.

Многие из указанных компаний добывают и газ, и нефть и ради удобства считают показатели добычи в баррелях нефтянного эквивалента (БНЭ). Поэтому, когда компания указывает такие метрики, мы тоже будем их указывать. Баррель нефтянного эквивалента примерно равен 5800 кубическим футам природного газа.

В 2021 году нефти в РФ добывалось 10,944 млн тонн баррелей в день — 10,944 млн баррелей нефтянного эквивалента, а газа — на 2,088 млрд кубических метров в день — 12,624 млн баррелей нефтянного эквивалента. Таким образом, в РФ производится 23,568 млн баррелей нефтянного эквивалента в день. В БНЭ показатели я конвертировал с помощью сайта.

ETR: BAS
BASF

О компании. Немецкий гигант химической промышленности. Компания сама по себе не занимается добычей нефти и газа, но у нее есть примерно 73% в нефтегазодобывающей компании Wintershall, а другие 27% Wintershall принадлежат фонду LetterOne.

Какие активы были в России. Согласно отчету Wintershall, у нее есть доля в нескольких совместных с местными компаниями предприятиях:

«Ачимгаз». Участок 1А ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения в районе Нового Уренгоя, что в Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской области. Доля 50%.
«Ачим Девелопмент». Участки 4А и 5А там же. Доля 25%.
«Севернефтегазпром». Разработка Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения — опять в Тюменской области, доля 35%.

В совокупности на указанных предприятиях компания добывает 303 тысячи баррелей нефтянного эквивалента в день, что составляет 1,28% от общероссийского уровня. Добыча в России — это почти 47,79% от всего объема добычи компании.

Совокупные запасы сырья на этих месторождениях составляют примерно 2,116 млрд баррелей нефтянного эквивалента, и при текущих темпах добычи их хватит на 19 лет. Российские активы — самые крупные для Wintershall, и добыча на них будет длиться дольше всего.

Что с компанией сейчас. Wintershall отказалась от новых проектов в РФ и списала свои инвестиции в «Северный поток-2» — на миллиард евро. В мае BASF обсуждала вариант продажи российских активов Wintershall российским партнерам, но пока новостей нет.

NYSE: EQNR
Equinor ASA

О компании. Норвежская нефтегазовая компания. При помощи Equinor добывалось 26 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в сутки — 0,11% от добычи в РФ.

Какие активы были в России. Российские активы составляли только 6,14% от совокупной добычи Equinor. В целом доказанных запасов энергоресурсов в РФ у Equinor было на 88 млн баррелей нефтянного эквивалента.

О каких месторождениях идет речь:

Харьягинское нефтяное месторождение, Тюменская область — 10 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в день.
Северо-Даниловское месторождение, Иркутская область — 11 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в день.
Также у компании была доля в Северо-Комсомольском месторождении Тюменской области. Извлекаемые запасы нефти оцениваются в 175 млн тонн газа — 167 млрд кубических метров. Добывалось там примерно 5 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в сутки.

Что с компанией сейчас. В мае компания передала активы своему российскому партнеру «Роснефти» и ушла из России.

NYSE: XOM
Exxon Mobil

О компании. Американская нефтегазовая компания.

Какие у нее активы были в России. В основном присутствие Exxon в РФ выражалось в участии в проекте «Сахалин-1» — 56 тысяч баррелей нефти в сутки и 62 тысячи кубометров газа в сутки, что составляло 56,374 тысячи баррелей нефтянного эквивалента — 0,23% всей добычи в РФ.

Еще у компании есть доля 7,5% в трубопроводном проекте «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК).

Что с компанией сейчас. Как и Equinor, она избавляется от своих российских активов. Но пока что этот процесс официально не завершен. Exxon отозвала своих специалистов с «Сахалина-1», но ее долю пока не отобрали и не продали.

WBAG: OMV
OMV AG

О компании. Австрийская нефтегазовая компания.

Какие у нее активы были в России. В РФ компания добывает газа на 96 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в сутки — почти 20% от всей ее добычи и 0,4% всей добычи в РФ.

Добыча в России будет снижаться до 80 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в сутки в 2025 году и к 2030 году достигнет 40 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в сутки. Всего в 2021 году компания добыла в РФ 210,6 млрд кубических футов газа. Ее актив здесь — это доля в Южно-Русском месторождении в Тюменской области. Еще у компании есть доля в замороженном нынче проекте «Северный поток-2».

Что с компанией сейчас. Пока что OMV приостановила новые проекты в РФ, но не прекратила старые.

NYSE: SHEL
Shell

О компании. Британская нефтегазовая компания.

Какие у нее активы были в России. У Shell было довольно много активов в РФ, розничные и смазочные бизнесы она уже продала. Но здесь нас интересуют только добывающие проекты.

Главный актив для компании — это «Сахалин-2», реализуемый совместно с «Газпромом». Россия для Shell — это 2,8 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год, 9,03% от всего производимого ею СПГ. Если проект будет работать на полную мощность, то он сможет выдавать 10,9 млн тонн в год.

У Shell есть 50% в компании «Салым Петролеум», занимающейся освоением Салымской группы нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе. Там добывается 17 тысяч баррелей нефти в сутки.

Также компания владеет 50% в проекте «Енисей» на Гыданском полуострове. Пока что там добыча еще не началась: она должна была начаться в 2028 году, а к 2034 году темпы добычи должны были составить около 19,9 млн тонн нефти в год.

Еще у компании есть доля 7,4% в трубопроводном проекте «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК).

Что с компанией сейчас. Долю в «Сахалине-2» у Shell и прочих иностранных инвесторов российское правительство в июле реквизировало, но уже до этого компания списала стоимость своих инвестиций в РФ и искала, кому бы их отдать. Заправочный и смазочный бизнесы компания продает «Лукойлу».

NYSE: TTE
TotalEnergies

О компании. Французская нефтегазовая компания.

Какие у нее активы были в России. У компании довольно много активов в РФ. Согласно ее годовому отчету, структура ее активов тут выглядит так:

20% — в «Ямал СПГ», проекте по добыче СПГ в Тюменской области.
10% — в «Арктик СПГ-2» — добыча СПГ на Гыданском полуострове.
20% — в Харьягинском месторождении.
49% — в «Тернефтегазе», занимающемся работой на Термокарстовом месторождении в Тюменской области.
Несколько месторождений через долю 19,4% в «Новатэке».

В целом РФ — это 21% доказанных запасов и 18% добычи нефти и газа для компании. На всех этих предприятиях добывается 75 тысяч баррелей жидкости в сутки и 2,269 млн кубометров газа в сутки. В совокупности это 496 тысяч баррелей нефтянного эквивалента в сутки, или 2,1% от добычи в РФ.

Что с компанией сейчас. Что касается бойкота РФ, то TotalEnergies решила отдать свою долю в Харьягинском месторождении российскому правительству, а еще планирует к концу года перестать закупать нефть в РФ и приостановила все дальнейшие инвестиции.

NYSE: BP
British Petroleum

О компании. Британская нефтегазовая компания.

Какие у нее активы были в России. В РФ у компании было 1,136 млн баррелей нефтянного эквивалента в сутки через ее долю в «Роснефти» других российских предприятиях, или 4,82% от добычи баррелей нефтянного эквивалента в РФ. На все перечисленные проекты приходится 20,49% добычи БНЭ в РФ.

Что с компанией сейчас. В феврале компания — чуть ли не раньше всех в этом списке — объявила об уходе из РФ и продаже своей доли во всех российских активах.

NYSE: CVX
Chevron

О компании. Американская нефтегазовая компания.

Какие у нее активы есть в России. У Chevron есть 15% в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) — огромной трубе, по которой казахстанская и российская нефть идет в порты Черного моря, откуда на танкерах отправляется по всему миру. Больше активов у компании в России нет — во всяком случае, ее годовой отчет молчит об этом. Но в проекте есть инвесторы с долями побольше, например российское правительство со своими 24%.

Что с компанией сейчас. Пока ничего. Если честно, мне сложно оценить важность доли Chevron, да и всех прочих иностранных инвесторов, в КТК. Сложить трубопровод в чемодан и унести его у Chevron не получится при всем желании. Через КТК идет 1% поставок нефти в мире и почти весь казахстанский экспорт нефти. Не думаю, что ради возможности покарать РФ Запад решит попутно уничтожить экономику Казахстана.

Западные компании и российская нефть: сколько нефти они тут добывают


Структура акционеров КТК



Euronext: ENGI
Engie SA

О компании. Французская ЖКХ-компания.

Какие у нее есть активы в России. У нее есть доля 9% в «Северном потоке», и она соинвестор в «Северном потоке-2».

Что с компанией сейчас. Пока ничего.

NYSE: E
Eni

О компании. Итальянская нефтегазовая компания.

Какие у нее есть активы в России. Совместно с «Газпромом» она владеет трубопроводом «Голубой поток».

Что с компанией сейчас. В начале марта компания объявила, что планирует продать свою долю в «Голубом потоке», но пока что эта история не получила развития.

Зачем нужны западные компании нефтегазовому комплексу РФ: роль нефтесервисных компаний

Основная роль иностранных компаний в нефтегазовом комплексе РФ — это не деньги, РФ — достаточно богатая страна. Западные компании нужны России в основном как носители технологий добычи нефти и газа в сложных условиях. И здесь мы плавно подходим к вопросу о нефтесервисных компаниях.

Нефтесервисный рынок РФ обладает емкостью 24 млрд долларов, и доля иностранных компаний на нем не очень велика — около 18%. Доля Schlumberger на нем составляет 8%, Weatherford — 3%, а Baker Hughes и Halliburton — по 2%.

Это вроде бы немного, но нужно понимать, что при этом на международные компании приходится около половины всего используемого в российском нефтегазовом секторе ПО и всех операций в сфере повышения нефтеотдачи.

Со времени санкций 2014 года доля импортного оборудования и услуг в нефтегазовой отрасли упала с 60 до 40%. Доля иностранных компаний в низкотехнологичных сегментах нефтедобычи типа разделения сырья на фракции за счет физических процессов находится в диапазоне 10—15%, но в высокотехнологичных областях, таких как интеллектуальные системы закачивания скважин и системы для роторного управляемого бурения, их доля возрастает до 80% — и пока неясно, насколько успешно будет происходить их замещение.

Ценность западных специалистов велика хотя бы потому, что они нужны в первую очередь для работы на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами (ТрИЗ) нефти, где бурить и увеличивать добычу очень сложно. Это, например, и пресловутая сланцевая добыча.

ТрИЗ нефти составляют более 65% запасов в РФ, и в 2019 на нее приходилось 10% добычи — а к 2035 году доля ТрИЗ нефти вырастет до 17% в структуре всей добычи, в то время как обычные месторождения будут выдыхаться. К слову, 38% операций по сланцевой добыче на российском рынке в 2020 году приходилось на иностранные компании, в основном западные.

Вот какая ситуация с западными нефтесервисными компаниями сейчас: Halliburton сворачивает все операции, Baker Hughes c Weatherford и Schlumberger ограничили новые инвестиции в расширение бизнеса. Строить прогнозы сейчас сложно, поскольку начиная с 2014 года нефтегазовый сектор РФ показывал очень высокий уровень адаптации к работе в условиях кризиса.

Но в ближне- и среднесрочной перспективах российским нефтегазовым компаниям типа «Роснефти» (ROSN), «Новатэка» (NVTK) и «Газпрома» (GAZP) следует быть готовыми к незапланированному росту трат — или столкнуться с существенным падением показателей добычи нефти, аж на 20%, в 2023 году.

Возможно, падения не получится миновать уже в этом году: может быть, исход части партнеров — Equinor, Exxon — и затруднения в операциях некоторых из них — TotalEnergies — уже сейчас скажутся на качестве работы их российских партнеров.

Так что объективно оценить ситуацию мы сможем только через год. Тем более что на добычу в РФ будет также влиять динамика мировых цен на нефть, которая может делать отдельные проекты более или менее рентабельными в зависимости от ситуации и безотносительно к санкциям.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter