Как из амбиций Сэма Уолтона выросла крупнейшая торговая сеть. История успеха Walmart » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как из амбиций Сэма Уолтона выросла крупнейшая торговая сеть. История успеха Walmart

22 августа 2022 БКС Экспресс | Walmart
В 1918 г. в американской семье фермеров родился Самюэл Уолтон. Он был активным юношей: помогал родителям торговать молоком, распространял газеты, был бойскаутом, одним из лучших учеников штата, старостой класса в школе, членом студенческого совета и президентом организации подготовки офицеров запаса в университете. А когда амбициозный парень вырос, он основал крупнейшую в мире розничную сеть.

Шаг 1. Открыть небольшой универсам по франшизе

В 1942 г. Сэм Уолтон был призван в армию США, но из-за проблем с сердцем он не был допущен к боевым действиям, а контролировал соблюдение безопасности на самолетостроительном заводе. В свободное время Сэм стал изучать литературу по работе торговых сетей и управлению магазинами.

После возвращения из армии в 1945 г. он приобретает франшизу сети «Бен Франклин», принадлежащей компании Butler Brothers. За $25 тыс. Уолтон открывает небольшой магазин в Ньюпорте.

Как из амбиций Сэма Уолтона выросла крупнейшая торговая сеть. История успеха Walmart

Сэм Уолтон

Начинающему предпринимателю не понравилось, сколько требований предъявлял франчайзер: регулярные проверки, установленные цены, необходимость закупок определенного количества товара у Butler Brothers и другое. Постепенно Уолтон начинает аккуратно нарушать условия.

Для привлечения клиентов предприниматель размещает около магазина автомат с попкорном, а затем второй — с мороженым.

Дела шли отлично, и Сэм Уолтон решил расширить торговлю, чем привлек внимание владельца здания, где располагался магазин. Воспользовавшись тем, что в договоре на аренду не было прописано ее автоматическое продление, хозяин помещения отказался от повторного подписания договора, предложив выкупить бизнес Уолтона. Он понимал, что других вариантов у бизнесмена не будет, и после успешной сделки подарил магазин Сэма своему сыну.

Шаг 2. Открыть новый магазин на полученные средства

С покупкой первого магазина Сэму помог тесть — он одолжил начинающему бизнесмену деньги. Когда Уолтон занялся новым бизнесом, без тестя снова не обошлось: он помог уладить деловые вопросы и поспособствовал заключению сделки на аренду помещения. На $50 тыс., оставшиеся у Уолтона после первого бизнеса, в 1951 г. они с братом открыли магазин Walton's Five and Dime (Пять долларов и десять центов Уолтона). Сейчас лавка является музеем компании.

К моменту открытия Walton's Five and Dime самообслуживание было доступно только в нескольких магазинах крупных городов. Когда Уолтон с братом внедрили его у себя, это привлекло клиентов.

За год магазин заработал существенно меньше, чем предыдущий — $30 тыс. против $250 тыс. Но Уолтон продолжал верить в успех своего дела, открывая новые магазины. К 1960-м годам 15 заведений предпринимателя в нескольких штатах страны ежегодно приносили ему $1,5 млн.
Шаг 3. Построить крупный семейный магазин

Сэм мечтает открыть большой семейный супермаркет — его собственный проект. У бизнесмена были новые идеи и желание исправить недоработки прошлых магазинов. Он предлагает Butler Brothers стать его партнером и поставщиком, но компания сочла это слишком рисковым. Уолтону не остается ничего другого: он берет крупный кредит.

В 1962 г. в городе Роджерс он открывает свой магазин Walmart. Первая часть названия отсылает к фамилии основателя, вторая — известный вариант сокращения слова «market» (рынок, лавка). Дискаунтер объяснимо набирает популярность благодаря доступным ценам.


Открытие первого магазина Walmart в Роджерсе. Фото: corporate.walmart.com

Шаг 4. Расширить сеть

Первоначально Walmart концентрировался на сельских городах, открывая новые точки на протяжении 60-х годов. В 1970 г. был открыт первый распределительный центр и главный офис компании, спустя два года в 51 магазине сети фиксируются продажи на сумму $78 млн. В 1972 г. Walmart вышел на Нью-Йоркскую фондовую биржу.


Сотрудница Walmart у вывески NYSE. Фото: corporate.walmart.com

В 70-х Уолтон активно занимается поглощениями и диверсификацией: приобретены магазины Mohr-Value в Мичигане и Иллинойсе, куплена Hutcheson Shoe Company, расширился список товаров — в ассортименте Walmart появились фармацевтические препараты, открылись ювелирные подразделения и другое. В 1979 г. компания объявила, что годовой объем ее продаж превысил $1 млрд. В 80-х Walmart активно продолжала открывать новые магазины.

В 1983 г. в оклахомском Мидуэст-Сити открылся первый центр сети «Клуб Сэма» (Sam’s Club), управляемой Walmart. Эти магазины самообслуживания заняли нишу оптовой торговли. Чтобы пользоваться услугами центров, покупатели должны были заплатить ежегодный членский взнос около $40.


Сэм Уолтон идет по первому магазину «Клуба Сэма». Фото: corporate.walmart.com

Шаг 5. Разработать политику

Цены. Уолтон изначально выбрал путь, который должен был привести его к успеху, — крайне демократичные цены. Он не позволял существенно увеличивать цены от закупочного уровня, хотя компании давалось это нелегко: во время работы с Butler Brothers Уолтон не сталкивался с проблемами с поставщиками, а новому бренду нужно было заново налаживать связи. Со временем в цепочке между поставщиками и магазинами Сэм избавился от такого звена, как посредники, и напрямую закупал товар.

«На бумаге у нас действительно не было шансов. Случилось так, что они [конкуренты] не взяли на себя обязательства по дисконтированию. Они слишком долго придерживались своих старых концепций… Они так привыкли получать свою 45-процентную наценку, что никогда не отпускали ее. Им было трудно взять блузку, которую они продавали за $8, и продать ее за $5 долларов, и получить только 30%», — Сэм Уолтон.

Подбор персонала. Сэм Уолтон посещал магазины конкурентов и смотрел, как консультанты пытаются продать ему товар. Если продавец нравился предпринимателю, то он получал официальное предложение о работе с последующими «плюшками» — например, возможностью получать проценты от продаж.

Уолтон контролировал руководителей своих филиалов, но не перегибал палку. Так, один из директоров магазина Фил Грин закупил стиральный порошок в количестве больше необходимого. Тогда Сэм спросил сотрудника: «Зачем ты его столько накупил? Ты не сможешь все это продать!» Но руководитель филиала расположил товар не на его обычном месте, а сложил в пирамиду, которую посетители видели изо всех уголков магазина. Конструкция стала сенсацией, и порошок раскупили в течение недели.

Конкурентная среда. Уолтон постоянно напоминал своим сотрудникам, что нужно учиться у конкурентов.

«Я помню, как он без конца повторял: “Идите и смотрите на то, что делают ваши конкуренты. Обходите их всех до единого. И не ищите плохое. Ищите хорошее”», — продавец, а позже директор одного из магазинов Walmart Чарли Кейт.

Помимо этого, предприниматель просил директоров отмечать свои слабые стороны и предлагать способы решения проблем.

«Среди директоров наших магазинов проводился постоянный конкурс. Победителем становился тот, кто сможет продвинуть больше всего товаров так, чтобы они раскупались мгновенно и в больших количествах. С Сэмом на этом поприще очень трудно было конкурировать, он творил настоящие чудеса», — рассказывал генеральный директор Walmart (1988–2000 гг.) Дэвид Гласс.

Тесные коммуникации. Если Уолтон считал, что его присутствие в каком-либо филиале необходимо, то он непременно прилетал. Руководители точек видели в Сэме заинтересованного управленца, контролирующего процессы своего бизнеса. Кроме того, основатель компании внедрил информационную систему Walmart, объединяющую все магазины, распределительные центры и поставщиков.

Несмотря на то, что Walmart не имеет славу компании с жесткой корпоративной политикой, как, например, Amazon, компанию критиковали множество раз. В начале нулевых сотрудницы сети подали коллективный иск, обвинив Walmart в дискриминации женщин при продвижении по службе. А другие работники заявляли о запирании их на ночь в магазинах, отказе компании выплачивать сверхурочные и других правонарушениях. Чтобы улучшить свой имидж, Walmart запускала рекламные кампании.

Шаг 6. Обзавестись наследниками

Основатель компании Сэм Уолтон умер от миеломной болезни в 1992 г., тогда сетью руководил уже не он, а Дэвид Гласс, работавший в Walmart с 1976 г. В 1992 г. состояние основателя компании оценивалось в $58,6 млрд.

Свою долю в Walmart основатель торговой сети завещал жене Хелен и четырем детям — Робу, Джону, Джиму и Элис. Роб Уолтон стал председателем совета директоров компании, вместе с Элис он также входит в правление семейного фонда Walton Family Foundation. Джим основал Arvest Bank. А Джон был директором Walmart до своей смерти в автокатастрофе — после чего его место в семейном бизнесе заняли вдова Кристи и сын Лукас.

До 2005 г. половину мест в десятке богатейших людей США занимали Уолтоны. Члены семьи по-прежнему имеют право голоса в Walmart.

В мае текущего года семья Уолтон потеряла почти $19 млрд после крупнейшего падения акций Walmart примерно за 35 лет. Среди причин убытков финансовый директор компании Бретт Биггс называет проблемы с запасами, цены на топливо и инфляцию. Возможно, это говорит о необходимости повысить стоимость товаров в магазинах Walmart. Однако глава семейства и основатель крупнейшей торговой сети Сэм Уолтон всегда считал, что доступные цены — один из главных залогов успеха его бизнеса.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter