Зачем давать в долг Липецкой области под 2,8% » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Зачем давать в долг Липецкой области под 2,8%

Рассмотрим на примере муниципального заёмщика, стоит ли давать в долг субъектам РФ и высок ли риск при покупке таких облигаций
26 августа 2022 Открытие | Открытый журнал Зверинский Максим
Когда инвесторы становятся совладельцами бизнеса, акционерами, они могут переживать о цене купленных акций или об отмене дивидендов. Как альтернатива — профинансировать деятельность интересующего эмитента, то есть дать деньги в долг под процент, купить облигации.

Проценты по облигациям, они же купоны, компания отменить не сможет. Обычно невыплата купонов по облигациям означает дефолт, а невыплата дивидендов дефолта за собой не влечёт. Когда даёшь деньги в долг, важна кредитоспособность эмитента. Важно, чтобы он вернул деньги с процентами и в срок.

Давать деньги в долг можно не только бизнесу и государству, но и субъектам страны: городам, областям, краям, республикам. Такие облигации называются муниципальными или субфедеральными. Однако инвесторам есть о чём беспокоиться, даже если речь идёт о государстве в лице субъектов. На способность выполнить взятые на себя денежные обязательства влияет множество факторов.

По данным «Ведомостей», в 2015 г. как минимум один регион просрочил банковский кредит и столкнулся с недоступностью рыночного рефинансирования, то есть с невозможностью занять деньги, чтобы погасить банковский кредит. Так, по данным издания, Томская область в 2009 г. не получила бюджетный кредит на рефинансирование банковского.

В разгар пандемии в декабре 2020 г. Липецкая область смогла выпустить облигации под 5,75%. Сейчас для инвесторов доступно три выпуска. И доходность одного из них, до погашения которого ещё более двух лет, в рублях составляет 2,76% годовых. В этой статье на примере Липецкой области рассмотрим, стоит ли покупать муниципальные облигации и какие риски это несёт.

Размер экономики
К концу 2020 г. экономика Липецкой области составила 0,7% от общероссийской. В 2016 г. доля была такой же. В денежном выражении экономика региона — 619 млрд руб. Но маленькая экономика не значит неэффективная. По валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения Липецкая область находится в лидерах Центрального федерального округа — 546 тыс. руб.

Можем представить среднестатистического жителя Липецкой области, который произвёл в два раза больше продуктов и услуг, чем среднестатистический житель Ивановской области. По этому показателю регион также обгоняет Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Смоленскую, Тульскую и другие области. Уровень жизни в Липецкой области выше, чем в других. Регион занимает пятое место среди 18 субъектов Центрального федерального округа (ЦФО).

Структура экономики
Согласно статистическому сборнику 2021 г. по Липецку, крупнейшими видами экономической деятельности в 2019 г. стали:

Обрабатывающая промышленность — 35,7%.
Сельское, лесное и рыбное хозяйства — 11,6%.
Операции с недвижимым имуществом — 10,3%.
Оптовая и розничная торговля, а также ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — 9,9%.
Строительство — 7,3%.

Липецкая область практически не обеспечена топливными ресурсами: нефтью, каменным углём, горючими газами. Слабо обеспечена металлорудами. Добыча полезных ископаемых занимает всего 0,5% экономики. Крупнейшими сегментами обрабатывающей промышленности являются металлургическое производство (61%) и производство продуктов питания (22%). Они занимают 83% всего объёма обрабатывающей промышленности.

Металлургическое производство
Металлургическое производство представлено главным образом «Новолипецким металлургическим комбинатом» (NLMK). Например, в 2017 г. 99% всей выпущенной металлургической продукции пришлось именно на «НЛМК». По данным сайта компании, доля платежей в консолидированный бюджет Липецкой области ежегодно составляет более 40%.

Судя по структуре, регион можно назвать индустриально-аграрным. С большой долей или влиянием одной корпорации — «НЛМК».

Торговля
Внешнеторговый оборот Липецкой области имеет хронически положительное сальдо. Это значит, что регион больше экспортирует, чем импортирует товаров. Благодаря торговле регион имеет возможность накапливать деньги. По данным с 2000 г., экспорт превышал импорт как минимум в три раза. Например, в 2020 г. экспорт составил 192 млрд руб., а импорт лишь 70 млрд руб.

Зачем давать в долг Липецкой области под 2,8%

Внешнеторговый оборот Липецкой области (млрд руб.). Источник: статистический сборник 2021 г. по Липецку

Демографическая ситуация
С 2000 г. до 2020 г. население Липецкой области сократилось на 100 тыс. человек. От этого фактора зависит объём налоговых поступлений. Как правило, рост населения позволяет задействовать большее количество людей в различных секторах экономики. К слову, уровень безработицы в регионе составил 4,3%, когда в целом по стране он был 5,9%.

Инвестиционный климат
Один из показателей оценки инвестиционной привлекательности — отношение инвестиций в основной капитал к ВРП. Чем больше инвестиций, тем выше производственный потенциал и доля занятости населения. Следовательно, увеличивается пополнение казны за счёт налогов.


Доля инвестиций в ВРП. Источник: статистический сборник 2021 г. по Липецку

Финансовые риски
Иногда характерным показателем является низкая доля налоговых поступлений в общем объёме доходов консолидированного бюджета для дотационных регионов, то есть с низким уровнем финансовой самостоятельности и обеспеченности.

Например, для Республики Ингушетия доля налоговых поступлений составляет лишь 16%. А у Липецкой области этот показатель на уровне 69–79%. Среднее значение по стране за 2018 г., 2019 г. и 2020 г. составило 76%, 74% и 67% соответственно.

Дотационные регионы РФ

В 2018–2021 гг. к дотационным относились 72 региона, или 85%. К примеру, известные дотационные регионы имеют следующий уровень бюджетной обеспеченности:

Республика Дагестан — 0,27.

Республика Ингушетия — 0,21.

Чеченская Республика — 0,28.

Республика Тыва — 0,22.

Камчатский край — 0,33.

Республика Алтай — 0,41.

Регионы-доноры

Липецкая область не относится к дотационным регионам. Уровень её бюджетной обеспеченности — 1,009. Такой показатель обозначает, что регион в дотациях не нуждается и сам становится донором. То есть это субъект РФ, сумма перечислений которого от собранных на территории налогов и обязательных платежей в федеральный бюджет превышает сумму перечислений в этот регион в процессе исполнения федерального бюджета.

Областной липецкий бюджет за 2021 г. был исполнен с гигантским профицитом в 35 млрд руб. Доходы составили 113 млрд руб., а расходы — 77 млрд руб. И это не разовый случай.


Областной липецкий бюджет за 2017–2021 гг. (млрд руб.). Источник: законы об исполнении областных бюджетов

Расходы, связанные с обслуживанием государственного долга
В бюджете за 2021 г. на обслуживание государственного и муниципального долга было потрачено 430 млн руб., или 0,55% общей суммы расходов. К слову, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность потратили 738,5 млн руб.

Долговая нагрузка субъекта также находится на невысоком уровне — 22,8%. Чтобы высчитать этот показатель, нужно уровень госдолга за последнюю доступную дату разделить на уровень налоговых и неналоговых доходов.

К 1 июля 2022 г. объём государственного долга Липецкой области составил 13,5 млрд руб., а объём налоговых и неналоговых доходов в 2022 г. запланирован на уровне 59,2 млрд руб.

По всероссийскому рейтингу долговой нагрузки субъектов РФ на конец 2021 г. Липецкая область заняла 16-е место среди 85.

Из 13,5 млрд руб. долга Липецкой области 5 млрд руб. приходится на облигации. Это 37%. Остальное — кредиты, полученные из федерального бюджета. На государственные гарантии приходится всего 0,55%. Кредиты от банков область не привлекает.

Качество управления и рейтинги
В 2020 г. Липецкая область заняла третье место в рейтинге ESG (Environmental, Social, Governance) среди регионов РФ. Рейтинг включает в себя не только экологические и социальные риски, но и качество государственного управления.

Качество управления (Governance)

1
Инвестиционная привлекательность и поддержка бизнеса:

рейтинг инвестпривлекательности,
наличие сертифицированных индустриальных парков,
наличие особых экономических зон.

2
Уровень транспарентности региональной власти и антикоррупционные процедуры:

структура и качество сайта,
открытая и общедоступная публикация вакансий,
информация о деятельности комиссий по противодействию коррупции,
открытая и общедоступная публикация информации о доходах.

3
Качество управления бюджетом и качество оценки регулирующего воздействия

4
Расходы консолидированного бюджета региона по статье «Общегосударственные вопросы» по отношению к ВРП

Что это значит для инвесторов?
Липецкая область мало чем отличается от многих регионов России. Тем не менее власти смогли создать комплексные условия для её развития. Это подтверждает:

высокая доля налоговых поступлений в бюджет и его профицит,
хронически положительный торговый баланс,
наличие статуса региона-донора,
третье место в рейтинге ESG из 85 регионов РФ.
Несмотря на естественную убыль населения, с 2000 гг. наблюдается миграционный прирост. Это также подтверждает, что регион привлекателен для жителей.

Можно сказать, что эмитент муниципальных облигаций является высококачественным. Российские рейтинговые агентства также подтвердили позиции Липецкой области на уровне AA (RU) со стабильным прогнозом. У облигаций рейтинг такой же.

Остаётся решить, есть ли смысл вкладывать средства в облигации под 2,76%, когда есть другие выпуски под 8,2%–8,5% годовых к погашению.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter