Можем Заменить: Гражданская авиация

30 сентября 2022 Промсвязьбанк
Поставки самолетов отечественного производства в российскую гражданскую авиа-цию в последние годы составляли от 10 до 30 единиц в год. Их доля в авиапарке российских авиакомпаний – 36%, в то время как 64% приходится на иностранную технику (преимущественно на Боинги и Аэробусы). В 2022 году отрасль попала под действие антироссийских санкций, включая запрет на продажу и обслуживание воздушных судов, а также разрыв лизинговых кон-трактов. Что ждет гражданскую авиацию?

Пассажиропоток

В результате введения локдаунов во многих странах и прекращения международного и внут-реннего сообщения в 2020 году перевозки пассажиров снизились почти в 2 раза, до 69 млн чел. В 2021 г. показатель вырос до 111 млн чел., но допандемийный уровень не был достигнут. Международные перевозки пассажиров превысили пятую часть от всего объема авиационного трафика.
Рост перевозок был связан с ослаблением коронавирусных ограничений и программой стиму-лирования внутреннего туризма, на которую с 2020 г. было выделено 15 млрд руб.
Согласно данным Программы развития авиатранспортной отрасли РФ, в текущем году пасса-жиропоток, прежде всего, из-за ограничений зарубежных путешествий сократится почти на десятую часть, до 100 млн чел. В июле, по оперативным данным трех московских аэропортов – Шереметьево, Внуково и Домодедово, количество перевезенных пассажиров восстановилось до 95% от прошлого года.
В 2022 году для обеспечения доступности авиационных перевозок планируются к реализации 3 программы государственной поддержки: субсидирование перевозок граждан, развитие ре-гиональных перевозок и финансирование авиакомпании «Аврора». Совокупный бюджет про-грамм составит 27,5 млрд руб.

Можем Заменить: Гражданская авиация


К 2025 году ожидается увеличение пассажиропотока до 103,2 млн чел. В период с 2025 по 2030 гг. продолжится дальнейший рост пассажироперевозок до 116,1 млн чел., в основном за счет внутренних перелетов, на которые будет приходиться 90%. Они будут осуществляться российскими компаниями, а зарубежные – иностранными.

Авиапарк

В конце зимы 2022 года западными странами был введен ряд ограничений, затрагивающих авиационную отрасль России. Было закрыто воздушное пространство Евросоюза и ряда других стран, запрещено заключение новых лизинговых контрактов и продажа новых самолетов, а также их техобслуживание.
В структуре авиаперевозок и парка национальных авиакомпаний доминирует иностранная техника. По данным Минтранса РФ, на 2020 год российские авиакомпании эксплуатировали 2212 воздушных судов, в том числе 1293 самолета (остальное – вертолеты). Среди них 824 единицы зарубежного производства, из которых 777 самолетов находились в лизинге (Cirium).
Таким образом, в текущих геополитических условиях регулярное функционирование россий-ского авиапрома становится архиважной задачей для обеспечения транспортной связности страны.

Ключевые компании-производители

В 2021 году выпуском гражданской авиатехники в РФ были заняты ОАО «АВИАКОР – Авиаци-онный завод» (г. Самара), АО «Смоленский авиационный завод» (г. Смоленск) и объединенная корпорация – ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, г. Москва).
ПАО «ОАК» является одним из лидеров постсоветского пространства на рынке самолетостро-ения. Продукция Общества охватывает различные рыночные сегменты авиационной техники, в том числе, широкофюзеляжных, узкофюзеляжных, реактивных и турбовинтовых региональ-ных самолетов
АО «Смоленский авиационный завод» специализируется на поставках самолетов малой авиации.
ОАО «Авиакор – Авиационный завод» участвовал в совместном русско-украинском проекте по строительству грузопассажирского регионального самолета Ан-140. Ранее он выпускал само-леты Ту-154М



Производство гражданских самолетов

Начиная с 2013 года, основная доля произведенных самолетов приходится на SSJ-100. Напри-мер, в 2021 году было произведено 32 гражданских самолета и основной выпуск пришелся на SSJ. Дополнительно к SSJ отечественным авиапромом в 2021 году было произведено два гру-зовых ИЛ-76 и 4 многоцелевых L-410.
На начало 2022 года, то есть спустя 15 лет после старта проекта «Сухой Суперджет», было построено всего 220 самолетов SSJ, из которых в эксплуатации находились лишь 166 единиц
Доля импортных комплектующих в поставках материалов у SSJ составляет 75%, причем 34% приходится на поставку двигателя, собирающегося на русско-французском предприятии Powerjet. SSJ100 после модернизации (SSJ – New) получит отечественные двигатели ПД-8.
В рамках программы SSJ – New импортозамещению подлежат десятки систем и компонентов, и, по сути, это будет новый самолет. Изменится конструкция фюзеляжа, будет скорректирован его центр тяжести, появится новое крыло, шасси, инерциальная навигационная система БИНС-2015 и т.д. Лайнер будет сертифицирован в 2023 году



С 2012 года идет реализация среднемагистрального самолета МС-21 – ключевого для группы ПАО «ОАК». В 2024 году планируется начало поставок на внутренний рынок. При этом к 2030 году компания «Иркут» (входит в состав ПАО «ОАК») должна выйти на производство 72 еди-ниц МС-21 в год.
В январе 2018 года было подписано соглашение о поставке ПАО «Аэрофлот» 50 самолетов отечественного производства МС-21. На август 2019 года у компании-производителя МС-21 – ПАО «Корпорация «Иркут» имелось 175 твердых заказов на данный самолет, с учетом опцио-нов и меморандумов количество заказов составляло 315.
Новый отечественный двигатель ПД-14 не только избавит самолет MC-21 от зависимости от импортных силовых агрегатов, но еще и сделает его одним из самых экологичных и экономич-ных в своем классе. Всего в двигателе использовано 20 материалов, разработанных и произ-водимых в России. Самолет будет сертифицирован в 2024 году
В сегменте региональной авиации, помимо самолета SSJ 100, идет разработка и запуск в про-изводство турбовинтового регионального самолета Ил 114-300, рассчитанного на 52–64 места
На авиазаводе в Воронеже производится региональный самолет Ан-148 пассажировместимо-стью 68–80 мест. Он производится штучно, преимущественно для государственных заказчи-ков. Периодически появляется информация о закрытии программы в связи с отсутствием спроса
С 2023 года ОАК будет выпускать Ту-214 для коммерческой эксплуатации. Строительство но-вых самолетов уже началось и в ближайшие несколько лет будет выпущено 20 машин. Пла-нируется нарастить выпуск до 10-12 самолетов в год.
Самолет ТВРС-44 предназначен для замены региональных авиалайнеров Ан-24 и Як-40. Са-молет «Ладога» планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году.
ЛМС-901 «Байкал» – легкий многоцелевой самолет. Данный самолет предназначен для замены морально устаревших моделей АН-2. Запуск серийного производства ЛМС-901 планируется начать с 2024 года.
Ил-96 – широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, который сможет обеспечить пе-релет граждан на дальние расстояния без посадки для дозаправки. В 2022 году первые суда данной модели должны пополнить парк авиакомпаний.
Спрос на российские машины среди российских авиакомпаний масштабный. Только Аэрофлот планирует законтрактовать 323 самолета. Из них полностью импортозамещенные 73 – Sukhoi Superjet и 210 – МС-21, а также 40 самолетов Ту-214
С 2012 года ОАК совместно с китайской корпорацией гражданского авиастроения (СОМАС) ведет разработку широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. В настоящий момент завершено эскизное проектирование и выбор поставщиков
В июне 2016 г. между Россией и Китаем было подписано соглашение о сотрудничестве, в рам-ках которого наша страна отвечает за консоли крыла, двигатель, центроплан и механизацию крыла, КНР – за фюзеляж, горизонтальное и вертикальное «оперение», некоторые другие элементы конструкции
В мае 2017 года состоялось открытие совместного предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation в Китае
Стоимость создания CR929 оценивается в $20 млрд, из которых $13 млрд уйдет собственно на разработку, а $7 млрд – на формирование системы послепродажного обслуживания и работу с лизинговыми компаниями. Проект финансируется российской и китайской сторонами в рав-ных пропорциях. Сроки завершения работ по проекту CR929 на данный момент точно неиз-вестны.
На днях глава «Объединенной авиастроительной корпорации» (ПАО «ОАК») Юрий Слюсарь заявил, что работа над российско-китайским проектом самолета продолжается, но его необ-ходимо актуализировать, поскольку с момента его задумки «многое поменялось». Например, локдауны затруднили работу в очном формате. Сказались также санкционные ограничения в отношении России и Китая и изменение структуры перевозок

Можем заменить

В апреле 2022 года Министерство транспорта РФ подготовило проект программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. В июне программу с объемом финансирования 770 млрд руб. утвердило Правительство РФ. В документе рассмотрены два сценария выпуска рос-сийских гражданских самолетов: базовый и пессимистический



В базовом сценарии предусмотрены поставки по параллельному импорту комплектующих и расходных материалов. В итоге к концу 2025 года не менее 70% иностранного авиапарка остаются в эксплуатации
В базовом сценарии программы ставятся достаточно амбициозные планы – пополнение парка на 1 тыс. самолетов российского производства к 2030 году, в основном МС-21, ТВРС-44 и SSJ-New.
По оценкам специалистов Министерства транспорта РФ, с учетом выбытия иностранных само-летов к 2025 году парк гражданской авиации составит 1222 воздушных судна (из них 649 – иностранных). К 2030 году – 1714, в том числе 319 – иностранных. Таким образом, с учетом прогнозных значений по пассажиропотоку можно сделать вывод, что указанного объема граж-данских самолетов хватит для перевозки пассажиров как внутри страны, так и за рубеж
Особый акцент в программе сделан на разработку, внедрение и производство авиационных двигателей. Всего до 2030 года запланирован выпуск почти 5 тыс. двигателей для воздушных судов
Что касается запчастей, потенциальными импортерами комплектующих для гражданской авиа-ции России могут выступить Турция, Малайзия и Иран.
По сообщениям иранских СМИ, в июле 2022 году Россия и Иран подписали соглашение о по-ставках деталей и оборудования иранского производства в Россию, а также о проведении ре-монта и техобслуживания российских самолетов в иранских ремонтных центрах. Таким обра-зом, Иран заменит американскую Boeing и французскую Airbus, которые снабжали Россию не-обходимыми деталями до специальной военной операции. Кроме того, Иран будет ремонтиро-вать российские самолеты и проводить их техническое обслуживание
Авиационная промышленность Турции достаточно развита, главной турецкой авиастроитель-ной корпорацией является TUSAŞ, которая, в том числе, производит комплектующие для раз-личных мировых производителей авиационной техники (Agusta Westland, Airbus, Leonardo, Boeing, IAI, Lockheed Martin, Sikorsky). Учитывая это, возможны поставки запчастей к ино-странным самолетам на наш рынок из Турции
Авиационная промышленность Малайзии – одна из наиболее развитых в регионе Юго-Восточ-ной Азии. В Малайзии открыто совместное российско-малазийское предприятие ATSC (Aerospace Technology Systems Corp. Sdn. Bhd), которое осуществляет поставки и техническое обслуживание самолетов Су-30 и МиГ-29, поставленных на малазийский рынок. Аналогичные решения можно внедрить и при поставках гражданской продукции
Учитывая успешный опыт взаимодействия с Турцией, Ираном и Малайзией в области поставок продукции военного назначения, представляется вероятным, что Россия может рассчитывать на данные рынки, при условии локализации производства некоторых систем и компонентов гражданских воздушных судов
https://www.psbank.ru/Informer (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter