Как инвесторы могут оценить эффективность компаний в разных секторах

Индекс МосБиржи насчитывает 10 секторов. Каждая компания публикует финансовые или операционные отчеты, в которых, помимо общепринятых показателей по стандартам МСФО или РСБУ, есть отраслевые или не являющиеся обязательными. Рассмотрим эти метрики в российской практике.

Отраслевые показатели эффективности или KPI помогут сравнивать компании из одного сектора. Сразу отметим, что KPI — это часть комплексного анализа, для принятия инвестиционного решения следует проводить более детальную оценку разных показателей, в том числе финансовых.

Потребительский сектор

Лайки

Like for like (LFL) — показатель, сравнивающий результаты деятельности розничной торговой сети за текущий и прошлый отчетный период. Из анализа исключатся новые и временно закрытые точки продаж. Выделяют 3 основных вида LFL:

• LFL-продаж — анализ эффективности управления торговой точки, оценка сезонности.
• LFL-трафик — анализ динамики числа покупателей: как меняется посещаемость.
• LFL-средний чек — анализ изменения среднего чека.

Все показатели взаимосвязаны между собой и могут подсказать, что именно повлияло на динамику. Например, снижение трафика — это не всегда плохо, так как мог вырасти средний чек, и наоборот.

Причины изменения показателей могут быть связаны как с эффективностью самой компании, так и с внешними факторами. Подробнее о показателях можно прочитать здесь.

Площади и клиенты

Еще есть органические показатели, то есть естественный рост за счет увеличения числа магазинов и торговых площадей. Здесь все достаточно просто — чем больше магазинов, тем лучше. Но на практике это не всегда так. Торговая компания может быть ориентирована на небольшие магазины, а может — на гипермаркеты. Сравнивать ларьки и огромные складские магазины не имеет смысла. Первые проще открыть в новом районе и набрать лояльных клиентов, темпы роста могут быть высокими.

У многих магазинов есть система лояльности и бонусные карты: с их помощью можно оценить количество клиентов, реализовать гибкую систему ценообразования и скидок.

С обоими показателями можно вывести и другие метрики: например, выручка на 1 клиента, доход с учетом рекламы, плотность продаж и так далее. Такие значения могут применяться и в других секторах.

Маржинальность сегментов

Например, возьмем компании Лента и X5 Group. В первой выделяются 2 сегмента — магазины у дома и гипермаркеты, маржинальность первых тянет бизнес, в то время как гипермаркеты не показывают впечатляющих результатов. У X5 Group нет таких огромных магазинов как у Ленты, но маржинальность формата у дома уступает Чижику — сети магазинов низких цен.

Поэтому важно сравнивать не только общие показатели бизнеса, но и его составные части.

Телекоммуникационный сектор

В данном секторе ключевые метрики связаны с клиентской базой и постоянной абонентской платой. Это может быть оплата за интернет, мобильную связь, обычный телефон, аренда серверов и прочие услуги. Поэтому важным показателям является средняя выручка на абонента. Вот несколько главных разновидностей:

• ARPU — средняя выручка на одного пользователя. Можно применить в разрезе каждой основной услуги.
• ACPU — средние затраты на одного пользователя.
• AMPU — средняя маржа на одного пользователя. Рассчитывается как разница между ARPU и ACPU.

Можно выделить и другие показатели: выручка на одну минуту разговора или выхода в интернет, стоимость привлечения абонента, LTV (пожизненная ценность клиента), отток клиентов.

Нефтегазовый сектор

Данный сектор достаточно сложно провести по системе KPI, так как показателей много, и для адекватной оценки нужен комплексный подход. Можно сравнивать компании по следующим показателям:

• Добыча нефти и газа
• Количество месторождений
• Поисково-разведочное бурение
• Запасы с разными классами вероятности извлечения
• Содержание серы в нефти

Во многом это натуральные показатели, их не всегда можно интерпретировать по принципу «чем больше, тем лучше» или привести к некому коэффициенту. Так, наличие больших запасов у компании А не говорит, что ее эффективность выше, чем у компании Б. Данные показатели можно использовать для расчетов и прогнозов себестоимости, расходов разных уровней, возможностей переработки и так далее.

Некоторые данные можно привести в сравнительный вид, например, сколько баррелей прокачивает одна вышка в сутки, коэффициент извлечения нефти, коэффициент замещения запасов (Reserve Replacement Ratio). Однако найти релевантную и постоянную базу для расчетов будет сложно.

Важным показателем сейчас стала география поставок. Например, от западных санкций в большей мере защищена Роснефть из-за значительных потоков в Китай. Газпром нефть во многом ориентирована на внутренний рынок. Компании, чьи поставки идут в недружественные страны, где вводятся санкции, в моменте подвержены рискам.

IT-сектор

Технологии — понятие растяжимое, а компании могут производить разные блага: софт, игры, программы, сайты, стриминг, агрегаторы заказов, приложения и так далее. На выходе выручка компании во многом будет зависеть от клиентов, подписок, платных услуг и рекламы.

Поэтому сравнивать нужно соответствующие сегменты разных компаний, например, поисковики Яндекс с Google или Mail. Там, где есть подписка, можно применить KPI телекоммуникационного сектора — то есть взять средние значение выручки или затрат на одного пользователя.

Есть разные маркетинговые показатели: CPM — стоимость 1000 показов рекламы, клики по рекламе, Conversion Rate — сколько людей, из перешедших на сайт или страницу, выполнили целевое действие, и многие другие.

Как и у других показателей, найти базу для расчетов будет сложно. Тем более, у каждой компании могут отличаться параметры, от которых зависит рекламный доход.

К технологическому сектору хорошо подходят показатели маржинальности, о которых мы говорили в другом материале.

Существуют компании, ориентированные на аудиторию. Для такого бизнеса есть 2 важных показателя:

• MAU — это количество уникальных (посещений) пользователей за месяц.
• DAU— это количество уникальных пользователей за сутки. Стабильно высокие показатели DAU говорят о том, что продукт интересен пользователям.

Строительный сектор

В основном у девелоперов сравнивают операционные показатели, которые компании публикуют сами:

• Количество новых проектов и корпусов в штуках и квадратных метрах
• Денежные поступления
• Ввод в эксплуатацию
• Новые заключенные контракты, в штуках и рублях
• Объем текущего строительства
• Земельный банк
• Доля ипотеки в продажах
• Остаток на счетах эскроу

Еще одним важным направлением является проектное финансирование, ставшее более актуальным при переходе на счета эскроу, при котором важную роль играют банки. Для принятия решения о проектном финансировании банки смотрят на LLCR — показатель обеспеченности кредита будущими ожидаемыми денежными потоками проекта. Он считается по формуле NPV/Долг.

Электроэнергетика

Данный рынок многообразен, в него входят генерирующие компании, сетевые — доставляющие, сбытовые — продажа конечным пользователям. Многие показатели будут натуральными: проектная мощность генерации, выработка тепла, протяженность ЛЭП и уровень потребления в зависимости от сезона года и состояния экономики.

Данные показатели непросто сравнить между собой. На рынке много конкурентов, отрасль сильно регулируется, капитальные затраты высокие.

Из важных нюансов стоит отметить, что в случае с Интер РАО нужно смотреть на уровень экспорта, а в сетевых компаниях — на неизбежные технологические потери при передаче электроэнергии.

Металлы и добыча

Металлургия

Как и в нефтяном секторе, здесь много натуральных показателей, который в теории можно привести в коэффициенты, но в действительности можно не найти нужной базы.

При этом есть 2 важных показателя для сталеваров:

• Обеспеченность ЖРС
• Обеспеченность углем

Если один из видов менее 100%, то компании придется покупать недостающее, что повлияет на прибыль. И наоборот, если значение выше 100%, то можно сформировать запасы или реализовать излишки.

Сталеваров также можно справить по уровню продукции с добавленной стоимостью — high-value added, или HVA. И, так как в большинстве своем компании ориентированы на экспорт, важно смотреть на географию поставок.

Золотодобытчики

Такие компании принято сравнивать не только по натуральным показателям, но и по затратам в добыче золота. Существует 2 показателя:

• TCC — полные денежные расходы на производство 1 унции золота. Он включает все расходы, понесенные на руднике: открытая и подземная добыча, переработка руды, а также общие и административные расходы на месте производства промежуточного золотосодержащего продукта. Упрощенно говоря, ТСС является эквивалентом выручке за вычетом EBITDA.

• AISC — совокупные затраты на добычу 1 тройской унции золота. Помимо TCC, включает и другие уровни расходов, поэтому данный показатель всегда будет больше TCC.

Понимание значений простое — чем ниже, тем лучше: чем меньше мы тратим на производство, тем больше может оказаться прибыль.

Некоторые общие для сектора специфические показатели выделить можно, но в основном анализ лучше проводить не через натуральные показатели, а через финансовые. Важна и оценка ESG-принципов: экология, социальная политика и корпоративное управление.

Еще один общий показатель — LTIFR — коэффициент частоты производственного травматизма. Конечно, низкое значение хорошо, но нельзя предвидеть будущую аварию или нарушения техники безопасности.

Финансовый сектор

Здесь можно провести широкий финансовый анализ. Отраслевых показателей и коэффициентов достаточно много — по ним у нас есть специальные материалы:

Анализ финансового сектора. Как оценить бумаги банков и страховых компаний

Осталось два

В транспортном секторе представлены компании с разными видами доставки: по морю, по авто и ж/д дорогам и по воздуху. Сравнивать их между собой не имеет смысла. Объединяет их одно — тарифы на перевозку, в случае с судоходством — фрахт.

Химическую отрасль мы также не рассматривали, так как в ней могут сильно отличаться производимые продукты. Для обоих сегментов стоит применять классические варианты анализа с привязкой к экспорту, рискам и мировым ценам на сырье, топливо и товары.

Выводы для инвестора

• Нужен полный анализ. Многие из представленных показателей можно применить в разных отраслях. В некоторых случаях они наиболее важные и наглядные, что помогает в комплексном анализе перед принятием инвестиционного решения.

• Не только KPI. Специфические показатели для каждой отрасли — это не самое главное при анализе, инвесторам стоит рассматривать макро- и микроэкономические показатели, состояние отрасли, структуру доходов компании и так далее. Наиболее репрезентативным , быстрым и универсальным способом оценки являются мультипликаторы, их также можно применить на отраслевом уровне и провести наглядное сравнение.

• О промышленности. У промышленных секторов много натуральных показателей, которые были отмечены как сложные для сравнения из-за потенциального отсутствия данных. В таких секторах стоит в большей степени обращать внимание на общепринятые показатели: структура выручки, рентабельность и другие. Натуральные показатели применяются в прогнозировании отраслевыми аналитиками.

• А где брать данные. Практически все представленные данные публикуют компании в своих отчетах или в пресс-релизах и презентациях. Инвестору останется лишь сравнить показатели в динамике по годам или кварталам.

• Можно ли доверять полученным данным. Значения показателей основаны на результатах прошлых периодов, что не всегда релевантно для инвестиций. Есть множество факторов, которые могут ухудшить или улучшить динамику. Поэтому повторим еще раз — нужно проводить комплексный анализ.
http://bcs-express.ru/ (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter