«Точка невозврата – 30% дохода не за счет нефти» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Точка невозврата – 30% дохода не за счет нефти»

Президент Дмитрий Медведев в интервью, которое он дал руководителю дирекции информационных программ Первого канала Кириллу Клейменову, подвел своеобразные итоги кризиса для нашей страны
12 октября 2009

Президент Дмитрий Медведев в интервью, которое он дал руководителю дирекции информационных программ Первого канала Кириллу Клейменову, подвел своеобразные итоги кризиса для нашей страны.


По словам президента РФ, мы пробили дно самых тяжелых ожиданий. Реальные потери, которые понесла наша экономика, оказались существенно выше тех, что ожидались. Первоначально ожидалось, что экономика упадет на 2–3,5%. Реально же по итогам года падение может составить 7,5%.


Одной из самых тяжелых проблем оказались градообразующие предприятия и моногорода. В некоторых случаях понадобилась прямая адресная поддержка стратегических предприятий.


Зато ситуация в сельском хозяйстве оказалась, по словам президента, прямо противоположной. В то время как за полгода промышленность упала на 14%, некоторые виды сельскохозяйственного производства выросли на 8-12%, в частности, птицеводство и молочное производство. Однако из-за засухи страна собрала меньший урожай зерновых, что снизило ее экспортный потенциал в этой отрасли. К тому же сельское хозяйство недополучило часть кредитов, и эту проблему пришлось решать в «ручном» режиме.


Возникли проблемы в банковской системе: «Она начала колебаться в какой-то момент». В результате прямой поддержки банков и появления дополнительного количества денег на межбанковском рынке банковская система выстояла, и сейчас ситуация в ней – вполне нормальная.

Справка

Новый регулярный формат общения со страной – интервью ведущим телеканалам страны – президент России впервые опробовал в феврале этого года, когда в рамках еженедельной программы «Вести недели» телеканала «Россия» рассказал об антикризисных мерах правительства.


«Если говорить о ситуации с национальной валютой, – заметил президент, – то она тоже развивалась достаточно сложно. В начале года произошло довольно серьезное ослабление рубля. Это был необходимый шаг. И прошел он в достаточно спокойном режиме. Мы не допустили скачкообразного изменения курса валюты. Но, тем не менее, конечно, этот процесс никого не радовал, потому что он реально отразился на доходах людей. В настоящий момент ситуация на рынке национальной валюты, ситуация вокруг рубля – абсолютно спокойная и стабильная. Более того, произошло даже укрепление национальной валюты».


Только в конце прошлого года правительство вспомнило о таком важном инструменте, как госгарантии. Установили на них лимит – 300 млрд руб. Но он не до конца выбран, и это – недоработка.


Президент сказал, что важнейшая задача – работа над понижением уровня инфляции до 5-7% в год. В стране – недопустимо высокий уровень бедности, и его надо понижать. Наш бюджет был и останется социальным.


Ранее у нас был бездефицитный бюджет, в следующем году станет дефицитным. Через год мы опять должны перейти к бездефицитному бюджету или бюджету с минимальным дефицитом.


Президент наметил пять приоритетов в реструктуризации экономики. Это энергосбережение, информационные продукты, производство лекарств, атомная энергетика и космос. Точка невозврата в процессе модернизации наступит тогда, когда 30-40% дохода страна станет получать не за счет продажи энергоносителей.


Прокомментировать интервью Дмитрия Медведева мы попросили известного экономиста Никиту Кричевского:


– Согласны ли вы с утверждением, что мы пробили дно самых тяжелых ожиданий?


– Нет, самое тяжелое – еще впереди.


– Реальные потери, которые понесла наша экономика, оказались выше ожидаемых. Падение ВВП по итогам года может составить 5-7%...


– Я думаю, что может быть и больше.


– Президент сказал, что в некоторых случаях адресная поддержка предприятий была необходима. Наверное, здесь имеется в виду то, что в народе назвали раздачей денег олигархам, Дерипаске, например. Как вы к этому относитесь?


– Могли бы и не спрашивать…


– Падение уровня промышленного производства президент оценил в 14%.


– Может, и больше. Это будет видно по итогам года.


– Действительно ли выросло производство некоторых видов животноводческой продукции?


– Да, это так. Увеличилось поголовье кур и численность молочного стада.


– Из-за засухи мы недобрали урожай зерновых? Ранее приводились данные, что с этим все в порядке. Чему верить?


– Мы собрали на 10–11 млн тонн зерна меньше, чем рассчитывали.


– О ситуации в банковской сфере. Действительно ли было непрохождение платежей, о котором спрашивал Клейменов?


– Нет, этого не было.


– А нужно ли было поддерживать отдельные банки, накачивая их ликвидностью (деньгами)?


– Безусловно, системообразующие банки надо было поддерживать. Кстати, на сайте ВЭБа висит их список: их 17 штук плюс Сбербанк.


– «Мы не допустили скачкообразного курса национальной валюты», – сказал Дмитрий Медведев. Но при этом ушла в песок третья часть Стабфонда. Может, надо было уронить рубль резко?


– При той динамике изменения цен на нефть, которая существовала тогда, более желательной была бы резкая девальвация.


– Что означает фраза: «Госгарантии на 300 млрд руб. не выбраны»?


– Это – гарантии государства по банковским ссудам предприятий для банков в размере 50%.


– Почему они не выбраны? Их зажимают?


– Нет, у нас – плохой и медленный документооборот, плохо работают чиновники.


– Реально ли сейчас понизить инфляцию до 5-7% в год?


– Будем к этому стремиться (смеется).


– Была ли нулевая инфляция в августе?


– Росстат уверяет, что была. Но это смотря как посчитать.


– Получится ли у нас через год перейти на бездефицитный бюджет?


– Нет, не получится.


– Президент наметил пять приоритетов в модернизации экономики. Что вы можете сказать по каждому из них?


– Энергоэффективность. Лампочки, о которых столько писали в последние дни, составляют только 2% потребления электроэнергии. На чем собираются сэкономить большие объемы, пока непонятно.


Информационные продукты. Здесь имеются в виду накопленные технологические заделы.


Производство лекарств. Это вполне реально. Нужно идти по пути Индии, которая закупала оборудование и технологии. Они начали с производства «Но-шпы».


Космос и атомная энергетика. Здесь у нас все хорошо.


– Можно ли модернизировать страну за 10–15 лет, как того хочет Дмитрий Медведев?


– Это вполне реально.


– Точка невозврата в модернизации, по словам президента, – это когда 30-40% поступлений в бюджет будут не за счет экспорта энергоносителей…


– Да, с этим можно согласиться. Только от чего будут эти 30-40%? Если от машиностроения, то оно сейчас никому не нужно. А если от высоких технологий, то это будет гораздо лучше.


(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter