Туризм-2022. Проблемы отрасли и новогодние планы россиян

Российская туристическая отрасль только начала восстанавливаться после пандемии, как получила новый удар - санкции сделали небо западных стран недоступным для отечественных бортов, а самолеты, находящиеся в лизинге, оказались под угрозой изъятия за границей. Тем не менее, в стране продолжает развиваться внутренний туризм, а россияне планируют новогодние путешествия.

Finam.ru рассказывает, как пострадала туристическая отрасль в 2022 году, куда россияне еще могут летать, и где собираются провести праздничные выходные.

Потери отрасли и падение пассажиропотока

Точные потери туристической отрасли из-за санкций в этом году пока не подсчитаны, однако эксперты говорят, что счет идет о нескольких десятках миллиардов рублей. По словам главы АТОР Майи Ломидзе, в 2022-ом туристический поток из России за рубеж будет, как минимум, на 30% ниже, чем в прошлом году. Согласно оценкам АТОР, всего в этом году за границу слетают 27-29 млн россиян. Для сравнения в допандемийном 2019-ом на зарубежных рейсах было 74 млн пассажиров.

Согласно исследованию ЦБ РФ, авиационная отрасль стала второй самой пострадавшей от санкций в этом году после автомобилестроения. По оценкам регулятора, из-за роста издержек перевозчиков цены на авиабилеты в этом году выросли на 22%.

По внутренним перевозкам бьет закрытие 11 аэропортов на южном направлении, что, по данным ЦБ, привело к выпадению 19,1 млн человек или 20% из общего числа авиапассажиров в стране. На поддержку внутреннего пассажиропотока правительство выделило более 125,5 млрд рублей, однако это не помогает, пока всё меньше людей летает по России.

Проблема с самолетами решена или нет?

Российские власти продолжают бороться за самолёты, взятые в лизинг. Как пишет «Коммерсант», к 1 декабря с регистрации в Бермудском реестре сняли 201 иностранный самолет российских авиакомпаний. Из них около 150 Boeing и Airbus и несколько десятков Embraer, Bombardier и Gulfstream. Дело в том, что двойная регистрация, в России и за рубежом, не позволяла российским перевозчикам отправлять рейсы за границу, поскольку большинство стран признают регистрацию только в одной стране. После введения санкций в отношении России Бермуды и Ирландия приостановили действие сертификатов летной годности российских самолетов, из-за чего полеты на них стали незаконными. По данным Минтранса, в декабре из 1289 находящихся в РФ самолетов 1238 - имеют российский код регистрации. При этом за рубеж могут летать 300 самолетов. По разным оценкам, в 2019-2021 годах за границу регулярно летало от 300 до 50 самолетов.

Однако эксперты подчеркивают, что, даже решив проблему с регистрацией, российские авиакомпании столкнутся со сложностями ремонта и нехватки запчастей для воздушных судов.

Бывший специалист Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Павел Герасимов в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» заявил, что главная сложность на сегодняшний день заключается в гарантийном обслуживании запчастей для самолетов и отчасти может помочь параллельный импорт.

«Все сейчас очень активно ищут запчасти. Их найти не так сложно, как привезти. Еще одна сложность - это гарантийное обслуживание. У нас есть в европейских странах запчасти, которые можно купить через третьи страны, например, через ОАЭ. И эти ОАЭ потом поставят запчасти в Россию, но мы лишаемся полностью любого гарантийного обслуживания, потому что есть прямой запрет на поставку таких запчастей в Россию. Нам помогают сейчас только арабские страны: Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт», - подчеркнул эксперт.

ЦБ РФ также признает, что западные санкции способствуют возникновению дефицита воздушных судов и комплектующих у российских авиакомпаний. При этом сильнее всего нехватка будет ощущаться у крупных перевозчиков, так как в них выше доля самолетов иностранного производства.

Где россияне проведут новогодние каникулы?

Эксперты АТОР опубликовали таблицу с прямыми зарубежными рейсами из России. Этой зимой россияне могут без пересадок улететь в Турцию, Таиланд, Египет, Израиль, Индию, ОАЭ, Иран, Китай, на Кубу, Мальдивы и Сейшелы. Все в списке насчитывается 32 страны.

По данным Пограничной службы ФСБ России, за три квартала 2022 года россияне летали чаще всего в Абхазию, Турцию, Казахстан, ОАЭ, Финляндию, Грузию, Египет, Армению, Эстонию и Киргизию.

Россияне активно бронируют новогодние туры с начала декабря. Согласно статистике сервиса Слетать.ру, самыми популярными направлениями с 25 декабря 2022 по 8 января 2023 года стали: Россия - 35%, ОАЭ - 20%, Таиланд - 13%, свыше 10% - Турция и Египет.

По статистике Страхового Дома ВСК, самым востребованным зарубежным направлением на новогодние праздники стала Турция – на нее пришлось 56% полисов страхования путешествующих, оформленных на зимние каникулы. На втором месте - Грузия (11%), третье место разделили Египет и ОАЭ (по 9%).

Авиаперелеты в Европу стали роскошью для большинства туристов. Так, по данным туроператоров, которые приводит АТОР, спрос на новогодние поездки в Европу упали в 2-3 раза по сравнению с прошлым годом - на них приходится только 10% от общих бронирований. По данным агрегаторов, билеты из Москвы в Париж на новогодние праздники с одной пересадкой будут стоить от 160 тыс. рублей в обе стороны на одного пассажира, в Рим - от 93 тыс. рублей, в Барселону - от 209 тыс. рублей.

В то же время новогодние путешествия по России набирают популярность. Как сообщил ТАСС вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, туристический поток по стране в зимний период может составить до 18 млн человек, что на 8% в прошлом году. Самыми популярными городами для внутреннего туризма традиционно остаются Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
http://www.finam.ru/ (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter