Насколько заразна "простуда" Штатов? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Насколько заразна "простуда" Штатов?

Было время, когда все основные законы экономики можно было представить в виде нескольких афоризмов. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. За что заплатил, то и получи, не больше, не меньше. Но, похоже, эта заповедь экономической мудрости больше не работает. Вспомним известное выражение: "Что хорошо для "Дженерал Моторс", то хорошо для Америки". Возможно, это и было правдой, когда в GM работало полмиллиона рабочих, и каждый хотел иметь Кадиллак, а Боб Дилан мог сочинять любовные песни и называть их "From a Buick 6". Однако сейчас, когда трудовые ресурсы компании сократились почти вполовину, она вряд ли выдержит такую проверку на прочность, так как на пятки ей наступает Toyota, а ее вклад в популярную автомобильную культуру представлен лишь одиноким Chevy Malibu. GM вот уже пять лет с переменным успехом борется с непрекращающейся рецессией, а экономика Америки идет своим ходом.

Также своей истинности, похоже, лишилось еще одно устоявшееся выражение, которому учили нас преподаватели экономики. "Когда США чихают, все остальные страны мира подхватывают простуду", говорили мы раньше. Эта поговорка очень точно отражает ситуацию, когда экономические события, особенно негативные, происходящие в крупнейшей мировой экономике порождают цепь аналогичных событий по всему миру. После периода Великой депрессии компании и работники во всем мире не переставали бояться замедления темпов развития экономики США, так как это напрямую отразилось бы на них самих. Но, к счастью для мировой экономики, эта поговорка тоже уже не актуальна. В то время как спрос со стороны США последний год явно переживал не лучшие времена, остальные мировые экономики накачивались, как бейсболист на стероидах.

Во второй половине 2006 года рост ВВП Соединенных Штатов сократился с 3.5% до чуть выше 2%. За тот же самый период рост в Еврозоне увеличился с 2% до чуть выше 2.5%, в Великобритании экономика начала набирать скорость, а в Японии темпы роста увеличились почти вдвое. Означает ли это, что мир наконец-то отделился от Америки, и может смотреть за происходящим по ту сторону Атлантики (и Тихого океана) с участливым сочувствием, а не с беспокойством за свои собственные интересы? Этот вопрос особенно актуален этой осенью на фоне нарастающих страхов, что США может войти в стадию глубокой рецессии в следующем году. Ответ, скорее всего, будет "не обязательно". По крайней мере, к такому выводу приходят аналитики Международного валютного фонда в своем исследовании, публикуемом в конце этого месяца.

В своей работе экономисты МВФ исследуют историческую связь между циклической активностью США и остальных стран. Для начала стоит отметить, что, вероятно, мы переоценили степень заразности симптомов рецессии США для стран на противоположном полушарии. В то время как Канада и Латинская Америка были особенно подвержены экономическим спадам в США, в остальных частях мира ситуация не была такой однозначной.

Для примера, сравним рецессии в Америке в 1991 и 2001 годах. В последнем случае экономический кризис в США сопровождался резким замедлением темпов экономического развития в остальных странах мира. Однако ослабление экономического развития 1991 года не нашло такого масштабного отражения. То же самое можно сказать и о рецессиях периода 1974-75 и 1982 года. Первый кризис стал частью мирового экономического спада, второй был ограничен территорией США и соседями в Латинской Америке. Причина рецессии 1991 года в США была исключительно внутренней: кризис ссудо-сберегательного сектора повлек за собой практически полный обвал финансовой системы США. Рецессия 2001 года стала уникальным глобальным феноменом, в большей степени обусловленным всемирным ростом рынков ценных бумаг в конце 1990-х. Во время предыдущих двух рецессий разные факторы привели к различным результатам. В период 1974-75 мировой шок цен на нефть спровоцировал рецессии повсеместно. В 1982 году мир в некоторой степени смог защитить себя от спада в Америки за счет колебаний обменных курсов. В этот период доллар взлетел против остальных валют, что помогло европейским и японским экспортерам удержать продажи (даже в США), благодаря обесценению их национальных валют против доллара.

Каналы экспорта американской рецессии в остальные части мира могут быть двойные: влияние падения внутреннего потребления США на импорт или инвестиционные расходы; и влияние на международный финансовый рынок резких скачков на рынках ценных бумаг США и других рынков активов, особенно, через валютные рынки. Прогноз по США на следующий год остается слабым. Что это означает для остального мира? Интересно отметить, что авторы исследования считают, что США не утратили своего экономического влияния в мире. Сейчас на долю США приходится приблизительно столько же мировой экономической активности, что и 30 лет назад. Несмотря на то, что доля в мировом экспорте сократилась в последнее время, процент в мировом импорте, напротив, увеличился, что гораздо важнее в условиях влияния рецессии внутреннего спроса США на другие страны. Что касается финансовых рынков, то, несмотря на передовицы европейских газет прошлой недели, которые кричали о том, что теперь европейские рынки ценных бумаг обладают большей рыночной капитализацией, чем рынки США, исследование МВФ гласит, что в среднем за последние несколько лет доля рынков США на мировом рынке ценных бумаг расширилась и действительно увеличилась по сравнению с тем, что было десять лет назад.

Итак, подхватят ли простуду остальные страны мира? МВФ так не считает. Исследователи отмечают, что текущее замедление экономического развития США в большей степени обуславливается жилищным сектором. Эта часть экономики наименее подвержена влиянию импорта. Пока США находится во власти жилищного спазма, экономика страны, возможно, и пострадает, однако, остальному миру ничего серьезного не угрожает. Если бы падение потребительского спроса было более сильным, а сокращение капитальных инвестиций ускорило темпы, то тогда мир был бы более подвержен перепадам шаткого экономического здоровья Америки. Как это было всегда.

Джерард Бейкер
По материалам The Times