Ведущий африканский банкир защищает китайских инвесторов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ведущий африканский банкир защищает китайских инвесторов

На Западе любят говорить о том, что китайские инвесторы заинтересованы только в эксплуатации природных ресурсов Африки. Однако в интервью с изданием Spiegel Online глава Африканского банка развития (African Bank of Development) Дональд Каберука (Donald Kaberuka) заявляет о том, что китайские деньги послужили стимулом для экономического развития Африки
4 февраля 2010
На Западе любят говорить о том, что китайские инвесторы заинтересованы только в эксплуатации природных ресурсов Африки. Однако в интервью с изданием Spiegel Online глава Африканского банка развития (African Bank of Development) Дональд Каберука (Donald Kaberuka) заявляет о том, что китайские деньги послужили стимулом для экономического развития Африки.


Spiegel Online: Господин Каберука, летом этого года в Южно-Африканской Республике будет проведен чемпионат мира по футболу, и в Германии стали говорить о том, что эта страна, возможно, слишком опасна. Готова ли Южно-Африканская Республика к проведению подобного мероприятия?


Дональд Каберука: Здесь опять мы имеем дело с типичным взглядом мира на Африку. Южно-Африканская Республика уже провела много мероприятий международного уровня. Я надеюсь, что Чемпионат мира по футболу даст толчок экономическому развитию региона. Кроме того, мир должен получить новое представление об этом континенте.


- Чтобы бы вы хотели, чтобы люди там увидели?


- На Африку продолжают смотреть как на объект для благотворительности. Она представляется в виде места, куда вы направляете помощь, или как место, откуда вы можете получить полезные ископаемые и нефть. Что касается экономики, то многие считают, что Африка – это место, связанное с рисками, более рискованное, чем Исландия. Во время нынешнего кризиса значительно больше денег было потеряно на Уолл-стрит, чем во всей Африке. И напротив – наша банковская система оказалась весьма прочной. А до финансового кризиса Африка была самым быстроразвивающимся регионом после Азии, и темпы экономического роста составляли пять или шесть процентов.


- Насколько сильно мировая рецессия ударила по африканскому континенту? В начале 2009 года Всемирный банк (World Bank) предупреждал о том, что 30 миллионов африканцев окажутся за чертой бедности, а 700 000 детей могут умереть. Этот кошмар уже стал реальностью?


- Когда начался кризис, сократился спрос на наши товары – от нефти до полезных ископаемых, от древесины до алмазов. В определенной мере это сказалось и на темпах роста. Поток инвестиций сократился, и сократились также денежные переводы от мигрантов, что для некоторых стран является очень важным. Темпы роста упали до 3 процентов. Однако последствия оказались не такими тяжелыми, как мы себе это предполагали. По моему мнению, в этом году мы вновь выйдем на уровень роста в 5 процентов. В следующем году я ожидаю даже роста в 6,5 процента.


- Недавно Китай открыл для себя Африку. По мнению экспертов, эта страна принесла на континент инвестиций и кредитов на сумму 50 миллиардов долларов США , и основное внимание было при этом уделено сырьевым ресурсам. Многие западные страны обеспокоены этой активностью со стороны Китая.


- Представьте себе медный рудник, закрытый 20 лет назад. И вдруг приходит новость о том, что он вновь будет работать, и люди в этом регионе счастливы. Вы не можете им сказать, что инвестиции из Китая – это плохо. И если китайцы приходят и начинают строить железную дорогу, потому что они хотят заниматься бизнесом в этом регионе, то вы также не можете сказать, что это плохо.


- Даже некоторые трудовые организации озабочены тем, что Китай заинтересован только в установлении контроля над природными ресурсами континента. Они считают, что в долгосрочной перспективе Африку будут безжалостно эксплуатировать.


- Но до того момента, как появились китайцы, эти ресурсы просто лежали в земле, и никто с ними ничего не делал. Большое количество медных рудников в Конго, например, были закрыты. А когда приходит инвестор и говорит: "Я хочу здесь заниматься бизнесом, и я также хочу создать здесь инфраструктуру", - то что в этом плохого? Ничего плохого, если вы способны заключить хорошую сделку, получить хороший контракт. Поэтому мы создали африканский отдел по оказанию юридической поддержки внутри Африканского банка развития, задача которого состоит в том, чтобы помогать странам вести переговоры о заключении подобного рода контрактов.


- Тем не менее, Китай ведет дела с такими странами как Судан или Гвинея, которые совершенно не уважают права человека, а также принципы надлежащего управления государством. Осенью прошлого года в Гвинее был подписан контракт на 7 миллиардов долларов, и это произошло всего лишь неделю спустя после того, как армия подавила антиправительственные демонстрации, в результате чего было убито 150 человек.


- Мы должны пытаться включить таких новичков как Китай или Индия в рамки тех представлений, которые существуют в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако просто указывать пальцем – это не самый хороший вариант для того, чтобы добиться желаемого результата. Мы должны найти стимулы, которые бы смогли их убедить. Но если мы будет только проповедовать с кафедры, то они легко могут указать на те государства, которые выступают в качестве традиционных доноров. В течение долгого времени территории с ненадлежащим государственным управлением – такие, например, как режим Мобуту (примечание редакции Spiegel: имеется в виду Мобуту Сесе Секо (Mobutu Sese Seco) – жестокий диктатор Заира, в настоящий момент это Демократическая Республика Конго) получали помощь, исходя из стратегических соображений. Кроме того, я считаю, что надлежащее управление может быть осуществлено в таком государстве, которое в определенной степени является собственностью самих граждан.


- Другими словами, если помощь предоставляется на определенных условиях, то толку от этого мало?


- Помощь действительно предоставлялась в течение длительного периода времени на определенных условиях. Но вопросы на местном уровне не решались, так что надлежащее управление существовало только в течение ограниченного отрезка времени. Однако мы можем предоставлять средства, исходя из эффективности. Экономической эффективности, продуктивной работы правительства, а также соответствующего положения дел в государственных органах. Хорошие результаты обеспечивают большее количества ресурсов, плохие результаты - меньшее количество ресурсов. И это работает.


- Во время кризиса западное полушарие больше занимается своими собственными проблемами. Вы уже зафиксировали сокращение объемов помощи?


- Когда тысячи людей теряют работу и лишаются своих домов, то, конечно, вы должны заботиться о своих гражданах. Победа на выборах достигается всегда только внутри страны. Пока никаких неожиданных сокращений не произошло. Традиционные доноры действительно постарались сдержать свои обещания. Однако есть много стран, в которых сумма предоставляемой помощи исчисляется как процент от ВВП. В таком случае даже если они и выполняют свои обязательства, то ее реальные объемы сокращаются.


- Считаете ли вы, что так называемые Цели тысячелетия (Millennium Goals) будут достигнуты?


- Нет, я так не думаю. Обещания, сформулированные на совещании в верхах G8 в отеле Gleneagles в Шотландии, предусматривали увеличение помощи для Африки в два раза к 2010 году. Этого не произошло. Также должны были быть разрушены торговые барьеры. Этого также не произошло. Более того, во многих странах были введены протекционистские меры для борьбы с нынешним кризисом.


- Однако глава Всемирной торговой организации Паскаль Лами (Pascal Lamy) пообещал добиться прорыва на очередном раунде переговоров (о либерализации торговли) 2010 году. Как вы считаете, есть ли у этих переговоров шансы на успех?


- На мой взгляд, подходящий момент для заключения соглашения еще на наступил.


Дональд Каберука родился 5 октября 1951 года в Руанде. Он учился в университете в Танзании, а также в Великобритании. Он получил ученую степень доктора экономики в университете в Глазго, Шотландия. В 2005 году он стал президентом Африканского банка развития, а до этого работал в банковской сфере, а также в области международной торговли. С 1997 по 2005 год он занимал пост министра финансов Руанды.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter