«Из кризиса не вышли, рецессия закончилась»* » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Из кризиса не вышли, рецессия закончилась»*

Замминистра экономического развития Андрей Клепач, первым из правительства признавший кризис в конце 2008 года, теперь говорит о необходимости подготовки к следующей мировой рецессии. Она, по его прогнозу, скажется на России примерно в 2018 году
20 апреля 2010
Замминистра экономического развития Андрей Клепач, первым из правительства признавший кризис в конце 2008 года, теперь говорит о необходимости подготовки к следующей мировой рецессии. Она, по его прогнозу, скажется на России примерно в 2018 году.
«Пока министерство в свои долгосрочные расчеты закладывает именно такую волну. Мы вынесли из кризиса 2008-2009 гг. урок: развитие российской экономики есть и в обозримой перспективе останется колебанием мирового экономического цикла. Основной фактор, определяющий спад и последующее оживление - это изменение внешнеэкономической конъюнктуры. Но кризисы не похожи друг на друга. Предстоящий будет связан как с падением доходов от экспорта, так и с целой системой внутренних рисков.

Всеобщее сжатие. Если смотреть на структуру роста ВВП, то видно: кризис привел к увеличению чистого экспорта, тогда как предкризисный рост был связан с его отрицательной динамикой. Иными словами, экономика оказалась крайне чувствительной к ситуации с экспортом и тем распределением экспортных доходов, которые происходят внутри страны. Конечно, связь не настолько простая. Огромную роль играли отток капитала, сжимание банковского кредита. Мы получили мощное сжатие инвестиционного спроса, запасов, которые предопределили глубину спада и также уменьшение конечного потребления. Однако к концу 2009 года ситуация стала выправляться - к тому оживлению, которое было связано с наращиванием экспорта, добавились некоторые внутренние реперы. В IV квартале с учетом сезонного и календарного факторов мы получили небольшой рост розничной торговли: вслед за ростом реальных доходов населения. С инвестиционным спросом ситуация хуже, хотя можно заявлять, что в конце 2009 года и строительство, и инвестиционный комплекс скорее продемонстрировали положительную динамику.

Против роста. Важный вопрос: насколько оживление может перерасти в устойчивый подъем и когда это произойдет? Министерство исходит из представлений об умеренно-благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, когда цены на нефть марки Urals будут находиться в диапазоне $65-70 за баррель (нижняя граница большинства прогнозов на 2010-2011 годы указывает на ценовую планку как минимум в $75 за баррель). В таком случае условия для перехода к росту, особенно во второй половине 2010 года и в 2011 году, окажутся для экономики страны достаточно благоприятными.

Одним из ключевых сдерживающих факторов, наряду со сжатием государственных расходов, является сохранение стагнации банковского кредитования. Условия по ставкам, залогам, как известно, остаются неблагоприятными. За прошедший год почти не вырос размер кредитов, тогда как в реальном выражении он сжался почти на 9%. Если мы уберем переоценку валют, то сжатие окажется еще выше. Тенденция к падению номинальных объемов кредитного портфеля сохранилась и в январе 2010 года. Думаю, как минимум в I полугодии это будет существенным моментом, сдерживающим оживление в промышленности. Возможно, значимый рост кредитования начнется во II полугодии. В целом мы ожидаем, что рост кредитов составит в лучшем случае 15-18%, и скорее ближе к нижней границе.

Конец рецессии. Каковы перспективы развития экономики на ближайшие три года? На 2010 год наш основной прогноз умеренно консервативный и умеренно оптимистичный: рост ВВП в 3-3,5%. Наблюдая тенденцию оживления во второй половине прошлого года, мы могли бы надеяться на рост ВВП около 6%. Но жизнь сложнее простых экстраполяций. Существует немало рисков, которые будут сдерживать оживление потребительского и, особенно, инвестиционного спроса. На некоторые я уже указал: стагнация банковского кредита, неплатежеспособность значительной части промпредприятий, не связанных с экспортом, высокий уровень безработицы – в данный момент примерно 9,1% от экономически активного населения. Поскольку государственный спрос в условиях достаточно жесткой бюджетной политики будет стагнировать, то выйти на высокие темпы роста в 2010-2011 годах вряд ли удастся. Скорее стоит рассчитывать, что в 2012-2013 годах можно перейти к темпам 5% и более в год.

Из кризиса мы еще не вышли, но рецессия закончилась. ВВП растет второй квартал подряд. Конечно, переход к устойчивому экономическому росту будет непростым, несмотря на то, что потенциал для ускорения, особенно в 2012-2014 годах, достаточно большой. За счет роста инвестициционного спроса более чем на 10%, оживления потребительского спроса в этот период экономика имеет все возможности выйти на уровень ВВП в 5,5-6% в год.

Коррекция курса рубля неизбежна? Кризис привел к тому, что за счет сжатия импорта мы уже в 2009 году вышли в положительное сальдо по текущим операциям. Хотя, если бы не девальвация, то был риск прийти к отрицательному сальдо. Но практика показывает, что нет такого сальдо, которое мы не могли бы «проесть». Запас, полученный от девальвации, мы уже полностью «проели». Курс превысил предкризисный уровень в реальном выражении, и в ближайшие 3 года диапазон его укрепления – от 18 до 20%. При такой динамике очевидно, что это очень серьезный вызов для конкурентоспособности всех отраслей. Мы видим оживление потребительского импорта, а с восстановлением промышленности оживится и инвестиционный. Поэтому на рубеже 2013-2014 годов положительное сальдо вполне может снова превратиться в ноль. В связи с этим в течение 5-6 лет, я думаю, неизбежна новая коррекция курса рубля, если не произойдет кардинальных изменений в эффективности экономики и притоке прямых иностранных инвестиций.

Хотя российская экономика оказалась среди наиболее пострадавших от мирового кризиса, есть все предпосылки, чтобы Россия опять стала одним из самых динамичных мировых рынков. Ключевой вызов здесь связан не с ростом ВВП или другими показателями, а с необходимостью менять качество этого роста, качество нашей конкурентоспособности. Кризис в очередной раз показал, что значительная часть нашей промышленности неконкурентоспособна. Поэтому у нас есть максимум 3-4 года, чтобы провести серьезную модернизацию ключевых предприятий, нарастить производительность труда в 1,5-2 раза. Тогда мы сможем говорить об устойчивом экономическом развитии и новом облике российской экономики».

* Подготовила ОЛЬГА ШЕВЕЛЬ по итогам выступления на XIII Международном российском автомобильном форуме, организованном Adam Smith Conferences

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter