Сбой в системе » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сбой в системе

Технологии. Клиенты фондовых брокеров регулярно жалуются на проблемы с электронным доступом к биржевым торгам. «Ф.» постарался разобраться, в чем причины и как следует действовать инвесторам
25 мая 2010
Технологии. Клиенты фондовых брокеров регулярно жалуются на проблемы с электронным доступом к биржевым торгам. «Ф.» постарался разобраться, в чем причины и как следует действовать инвесторам.
«Почему опять тормоза в системе? Где хваленое качество современных технологий?», «Все! Брокеры достали! Хочу напрямую в шлюз!», «Тормозища нереальные, просто ад!!!» Эмоции переполняют участников форума по срочному рынку, жалующихся на затрудненный доступ к торгам. В трейдерской среде эта тема обсуждается постоянно, но открыто брокеры сообщают о сбоях лишь в исключительных случаях. Так, в начале апреля у Сбербанка плохо работал аппаратно-программный комплекс брокерского обслуживания, и котировки с ММВБ поступали с задержками. А в ноябре сбой признавали в «Уралсиб Кэпитале». Но тот случай вообще был вопиющим: вместо сравнительно безобидного «подвисания» системы произошло несанкционированное выставление заявок на ММВБ от имени клиентов, прошли сделки. Компании пришлось компенсировать потери по убыточным операциям, дабы избежать большого скандала.

Клиент не всегда прав. Обычно фондовые посредники стремятся снять с себя ответственность за работу систем электронной торговли, отдельно оговаривая это в документах по брокерскому обслуживанию клиентов. Руководителю ФСФР Владимиру Миловидову такая практика не нравится, и прошлой осенью он обещал подготовить поправки в законодательство, заставляющие брокеров ответственнее относиться к исполнению электронных заявок и трансляции биржевой информации. Для нарушителей могут быть предусмотрены весьма жесткие санкции, вплоть до отзыва лицензии. Если так, то чиновникам придется тщательно разбираться во всех технических деталях каждого инцидента.
Как проходит передача торгового поручения на биржу и на каких этапах возникают задержки и сбои? По просьбе «Ф.» этот процесс расписал Андрей Магуров, директор по развитию «Скрин маркет системз», разработчика системы брокерского обслуживания Transaq (см. «Потерянные миллисекунды»). На схеме видно, что первым подозреваемым является канал связи между компьютером клиента и сервером брокера. По мнению руководителя управления ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергея Давыдкина, именно на этом этапе чаще всего кроется причина тех задержек в работе электронных систем, на которые жалуются инвесторы. Также у клиента может стоять недостаточно производительный компьютер, допускает Сергей Давыдкин.
Вместе с биржевой информацией о котировках финансовых инструментов клиенту может передаваться большой объем других данных, рассказывает начальник отдела продаж инвестиционных продуктов ВТБ24 Алина Белаш. Например, объем спроса и предложения, торговый оборот по инструменту, сведения о сделках и заявках самого инвестора. Также обновляются новостные ленты, зачастую от нескольких информагентств. В общей сложности может использоваться порядка тридцати параметров. Столь существенный объем данных, «съедаемых» ежесекундно, требует стабильного и достаточно широкого интернет-канала. Даже в мегаполисах не все провайдеры способны обеспечить необходимые условия. Ухудшение качества связи всего на 10–20% незаметно при обычном просмотре информации в интернете, однако серьезно отражается на скорости системы интернет-трейдинга, объясняет Алина Белаш.

Балансирующий брокер. Второе потенциально слабое звено в цепочке – технические ресурсы самой инвесткомпании или банка. Здесь, как правило, много хлопот доставляют очереди, в которые выстраиваются торговые заявки, поступающие от множества клиентов. Очередей этих бывает две – на прием заявок и на отправку через биржевой шлюз. И их появление всегда лежит на совести брокера, сэкономившего либо на производительности оборудования, либо на абонентской плате за подключение к бирже. Если торги идут вяло, нагрузка более-менее равномерная, то задержек не возникает. Иное дело – периоды быстрых движений на рынке, когда резко повышается активность игроков. Начинаются «подвисания». А ведь как раз в эти моменты быстрота заключения сделок важнее всего.
«Очевидно, что львиная доля вины за задержки выставления заявок лежит на брокерах, не обеспечивающих соответствие своих мощностей возможным пиковым нагрузкам, которые способны создавать все их клиенты в совокупности», – комментирует Андрей Магуров. Законодательство не устанавливает технических норм для брокеров. И они идут на компромисс между своими затратами и мощностью инфраструктуры.
Например, используют каналы доступа в интернет недостаточной пропускной способности, закупают более дешевое серверное оборудование, применяют для большого количества клиентов трейдинговую систему, не предназначенную для массового обслуживания, пользуются устаревшими технологиями подключения к биржам, перечисляет Андрей Магуров. Ведь щедрые вложения во все вышеперечисленное способны существенно снизить рентабельность брокерского бизнеса.
Также клиенты невольно страдают, если «падает» интернет у того провайдера, которым пользуется сам брокер. «Крупные компании создают так называемые точки доступа – разбросанные по стране сервера для минимизации рисков интернет-канала. Когда один провайдер испытывает технические сложности, можно работать через другого», – описывает Алина Белаш. Координаты этих точек обычно забиты в торговую систему, и от пользователя требуется лишь выбрать нужную строчку. Переключение на резервный канал вряд ли решит проблемы со скоростью, но доступ к торгам все-таки сохранится.

Последняя инстанция. Считается, что биржи почти никогда не являются виновниками технических накладок. И что технологии, на которых «держится» весь рынок, отточены до совершенст­ва. К сожалению, это не так. Если масштабные биржевые сбои действительно происходят нечасто и вызывают широкий резонанс, то мелкие проблемы могут долго оставаться за кадром. В качестве примера приведем переписку между гендиректором ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Александ­ром Щегловым и гендиректором ФБ ММВБ Константином Корищенко (имеется в распоряжении «Ф.»).
Один из клиентов «Цериха» выставил ряд заявок на покупку акций Сбербанка и «Норильского никеля» в период с 18.50 до 19.00. Согласно информации, полученной от шлюза торговой системы ММВБ, все они привели к успешному заключению сделок. И клиент был уверен, что завершил день с ценными бумагами в портфеле. Однако в отчете по итогам торгов, впоследствии поступившем от биржи, об этих сделках ничего не говорилось. Александр Щеглов попросил разъяснить, является ли нормой удовлетворение заявок, выставленных через торговый шлюз ММВБ после 18.50, и существует ли механизм автоматического выявления таких торговых поручений.
Константин Корищенко в ответе, присланном спустя три месяца, лишь подтвердил, что заявки клиента «Цериха» в итоге не зарегистрированы, а за дальнейшими консультациями послал к разработчику программного обеспечения биржи. Александр Щеглов написал, что с этим разработчиком взаимодействует лишь сама ММВБ, и повторил ранее заданный вопрос. Однако на бирже, видимо, не сочли нужным продолжать переписку. Иначе пришлось бы признать недоработку.

Компенсация маловероятна. Всегда можно точно установить причину технического сбоя, считает заместитель гендиректора «Атона» по розничному бизнесу Виктория Денисова. Ведь сохраняется история действий клиента и движений по торговому счету, сигналов, полученных брокером, данных, отправленных на биржу. Эта информация доступна фондовому посреднику. Очевидно, в дальнейшем она могла бы пригодиться ФСФР при проведении расследований.
Клиенту отстаивать правоту намного сложнее. А вопрос компенсации убытков, возникших из-за сбоя, как правило, решается в индивидуальном порядке, отмечает Сергей Давыдкин. «Взаимоотношения брокера и клиента при возникновении подобных проблем прописываются в договорах. На них и нужно ориентироваться», – добавляет Алина Белаш.
Что можно посоветовать инвестору, который хочет быть уверенным, что сможет вывести торговую заявку на рынок в любой момент? «Стать профучастником и работать на бирже напрямую», – смеется Виктория Денисова. «А если серьезно, то, к сожалению, нельзя полностью убрать влияние человеческого фактора и вероятность сбоев в работе техники», – считает она. Клиенту, озабоченному «скорострельностью» операций, лучше обслуживаться у продвинутого брокера, имеющего специальный сервер для таких «шустрых» пользователей, рекомендует Андрей Магуров. Либо попытаться найти компанию, располагающую современной технической инфраструктурой и одновременно умеренным количеством клиентов, с которыми не придется конкурировать за ресурсы

Сбой в системе


Рекомендации

В крайнем случае звоните

Полностью застраховаться от технических проблем нельзя. Но можно попытаться свести их вероятность к минимуму. Вот рецепт Сергея Давыдкина.

1. Позаботьтесь о запасном канале доступа в интернет. Он пригодится, если подведет ваш основной провайдер.
2. Не сразу удаляйте на компьютере предыдущую версию торгового терминала. Иногда технические проблемы возникают после обновления системы и приходится делать откат.
3. При использовании механических торговых систем, когда на счету бывает каждая миллисекунда, лучше подключаться к интернету через того же провайдера, через которого работает ваш брокер. Так достигается большая синхронность.
4. Следите за сообщениями службы технической поддержки о введении дополнительных резервных серверов и точек доступа. Они публикуются на сайте брокера.
5. Желательно, чтобы у вашего брокера резервный сервер был территориально удален от основного технического центра и, соответственно, имел независимый доступ к сетям.
6. На всякий случай имейте под рукой телефонный номер отдела, который отвечает за выставление торговых заявок «с голоса».

Олег Мальцев

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter