Спасение «Евротитаника» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Спасение «Евротитаника»

Долги. Осознав всю тяжесть проблем периферийных стран еврозоны, политики поспешили заткнуть долговую дыру экстренным пакетом помощи объемом в $1 трлн. Хватит ли этого для спасения еврозоны?
25 мая 2010
Долги. Осознав всю тяжесть проблем периферийных стран еврозоны, политики поспешили заткнуть долговую дыру экстренным пакетом помощи объемом в $1 трлн. Хватит ли этого для спасения еврозоны?
Как известно, пока столкнувшийся с айсбергом «Титаник» медленно, но неумолимо тонул, на верхней палубе играла музыка, а ничего не подозревавшие пассажиры танцевали и веселились. То же самое произошло и с «Евротитаником»: осознание надвигающейся катастрофы пришло довольно поздно. Сначала бюджетную дыру Греции попытались было заткнуть 45 млрд евро – не помогло. Потом испуг заставил повысить сумму до 110 млрд евро – паника лишь увеличилась. Последний, озвученный 10 мая и уже общеевропейский пакет мер объемом в 750 млрд евро – это уже жест отчаяния, наконец-то наступившее понимание того, что игнорировать бюджетную дыру больше нельзя – танцы и музыку на верхней палубе пора прекращать.

Пакетом по проблемам. Триллионный в долларовом исчислении пакет помощи состоит из нескольких частей. Во-первых, в него входят средст­ва Европейского стабилизационного механизма (European stabilisation mechanism) объемом до 60 млрд евро. Юридическим фундаментом ESM служит пункт 2 статьи 122 Лиссабонского соглашения, в котором предусматривается возможность финансовой помощи стран ЕС друг другу в случае возникновения сложностей, вызванных «чрезвычайными обстоятельствами вне контроля стран-членов». На фоне кренящейся палубы в ЕС предпочли не вспоминать, что под эту статью попадают природные бедствия. Вулканы, наводнения, землетрясения, ураганы – именно они вне контроля страны-члена ЕС, но никак не безответственная фискальная политика или долговой айсберг. Кстати, статья 125 того же договора прямо запрещает одним странам–членам брать на себя долги других. Тоже забудем, статья написана мелким шрифтом, и читать ее сейчас явно не время. Сохраняя лицо, еврочиновники все же оговорились, что активация ESM возможна лишь при условии проведения экономических реформ, то есть по образцу давно опробованной МВФ схемы: кредиты небольшими траншами в обмен на фис­кальные и налоговые реформы. Но стоит ли говорить, что деньги Греции дадут в любом случае.
Вторым, самым весомым элементом пакета помощи является создание Специального механизма (Special Purpose Vehicle), в рамках которого страны–члены еврозоны обязуются предоставить на пропорциональной основе кредиты или гарантии на сумму до 440 млрд евро на срок до трех лет.
Третью часть помощи предоставит МВФ: он готов поучаствовать суммой, равной половине европейской помощи, – отсюда еще 220 или же 250 млрд евро (в заявлении Совета Европы не совсем ясно, имеется ли в виду половина от 440 млрд или от 500 млрд евро – отсюда разночтения в итоговом объеме пакета – 720 или 750 млрд евро). Так что Греции и другим странам PIGS теперь будут помогать не только европейские сестры, но и все страны, имеющие квоту в МВФ (либо же покупающие облигации фонда), включая Камерун и Берег Слоновой Кости, не говоря уже о России (которая только 18 мая объявила о выкупе облигаций МВФ на $10 млрд).

Качеством, а не количеством. Кроме целого мира спасателей проснулся и Европейский ЦБ. Он наконец заявил о том, что будет осуществлять покупки государственных и корпоративных облигаций. Это серьезнейший шаг, на него ЕЦБ не пошел даже в разгар рецессии 2008–2009 годов, когда аналогичные шаги в рамках политики «количественного ослабления» осуществили центробанки США и Великобритании. Рынок почувствовал «руку» ЕЦБ уже на следующий день – в понедельник 11 мая, когда его прямые покупки драматически снизили доходность по облигациям Греции, Ирландии, Португалии и Испании. Мертвый и неликвидный рынок государственного долга Греции чудесным образом ожил: например, доходность по двухлетним гособлигациям снизилась на целых 12 процентных пунктов, достигнув относительно пристойных 7% годовых (уровень начала марта). Все эти «чудеса» рынок уже видел годом ранее в США, когда ФРС принялся скупать неликвидные ипотечные облигации. 17 мая ЕЦБ объявил, что на скупку долгов стран PIGS он уже потратил 16,5 млрд евро – неплохое начало!
Впрочем, ЕЦБ настаивает на том, что прямая скупка государственных и корпоративных облигаций в «дисфункциональных секторах рынка» не является количественным ослаблением и все операции будут стерилизованы. Иными словами, это не эмиссия, как в случае с США и Великобританией, денежное предложение в еврозоне от «мусоросборки» не должно увеличиться. Однако от неэмиссионного «качественного ослабления» ЕЦБ до эмиссионного количественного – один шаг, тем более что инфляционные риски в зоне евро сейчас минимальны.
Как видим, арсенал мер внушителен. Но будет ли озвученной суммы помощи и вмешательства ЕЦБ достаточно для затыкания бюджетных дыр и решения долговых проблем? Триллион долларов – много это или мало? С одной стороны, это сумма, полностью перекрывающая совокупную потребность во внешнем финансировании всех четырех «европоросят» на целых три года. По оценкам Barclays, в 2010–2013 годах Греции понадобится 158 млрд евро, Ирландии – 69 млрд, Португалии – 70 млрд, а Испании – целых 448 млрд. Итого 745 млрд евро. Выходит, что с имеющимся пакетом помощи PIGS могут вообще не выходить на внешние рынки три года – если что, деньги дадут спасатели. Но, конечно же, это крайний вариант – рынок госдолга в последние недели фактически закрылся лишь для Греции. Облигации Португалии, Ирландии и тем более Испании пользовались относительно неплохим спросом, конъюнктура существенно ухудшилась лишь в первую неделю мая.

Плывем или тонем? Выходит, что триллион долларов – это даже больше, чем нужно? Смотря для чего. Если говорить о спасении «Евротитаника», то, возможно, это так. Если Ирландия, Португалия и Испания срочно займутся наведением порядка в госфинансах, то реализация всего пакета помощи может и не понадобиться. Крупнейшая из проблемных экономик PIGS – Испания, несмотря на все свои сложности (высокая безработица, упавший рынок недвижимости), смотрится все-таки не безнадежно – текущий уровень ее госдолга лишь немного превысит Мааст­рихтскую планку по итогам 2010 года, достигнув всего 66% ВВП. В Ирландии и Португалии дела хоть и похуже, но и денег им потребуется в случае чего значительно меньше – ведь это небольшие экономики. Кроме того, та же Ирландия образцово выполнила в прошлом году программу фискальной консолидации и, если понадобится, затянет пояса еще туже без демонстраций и протестов. Если команда «Евротитаника» будет действовать слаженно и эффективно, есть шанс, что долговая пробоина будет заделана и корабль поплывет дальше.
Разумеется, для этого придется потрудиться. Затягиванием поясов в странах PIGS дело, безусловно, не ограничится. Во-первых, Европе нужен общий механизм бюджетной и фискальной дисциплины. Первый шаг уже сделан: отныне правительства должны будут заранее предоставлять на утверждение Еврокомиссии свои бюджетные планы. Да, это ограничение суверенитета, но это лучше, чем развал еврозоны и ЕС. Во-вторых, Европа нуждается в более гибких рынках труда. Из-за культурных и языковых барьеров ей придется возлагать надежды на гибкость заработных плат для повышения конкурентоспособности своих депрессивных регионов. В-третьих, еврозоне и ЕС требуются система страхования рисков в финансовом секторе и общее банковское регулирование. Ведь одна из причин тяжести греческого кризиса как раз в том, что европейские банки недостаточно капитализированы, имеют высокий уровень левериджа и, как оказалось, битком набиты гречес­кими облигациями, а в связи с этим лишены возможности реструктурировать – и, таким образом, облегчить – долговую нагрузку Греции.

Затопленный отсек. А с последней все-таки придется разбираться. Этот отсек «Евротитаника», скорее всего, останется затопленным. Греция – это не временная проблема ликвидности, как в случае с другими странами PIGS, это проблема платежеспособности, которую не решить уже никакими дополнительными кредитами. Достигнув высоких уровней, динамика госдолга становится угрожающей. Чтобы проиллюстрировать это, возьмем, например, некую гипотетическую страну с госдолгом в 100% ВВП и стоимостью заимствований в 3% годовых. Если эта страна покажет экономический рост 3% в год, весь он уйдет лишь на проценты по госдолгу. У Греции же дела обстоят значительно хуже. По оценке МВФ, экономика Греции в ближайшие годы расти не будет, она будет падать. Уже к концу 2011 года госдолг достигнет 145% ВВП. И это по оптимистичному прогнозу. Более же реалистичный прог­ноз Barclays учитывает 12% снижения ВВП в совокупности за текущий и следующий год и достижение госдолгом 155% ВВП к концу 2011-го.
Реструктуризации греческого госдолга, скорее всего, не миновать. «Вся программа помощи – это лишь покупка времени для стран, попавших под давление рынка, – Португалии, Испании и Ирландии, для того чтобы политики успели воплотить тяжелые, но нужные меры фискальной консолидации, – отметила в интервью New York Times Кармен Рейнхарт, профессор экономики университета Мэриленд и соавтор работы This Time Is Different: Eight Centuries of Financial Folly. – Но ситуацию с Грецией, ее долгами и перспективами они изменить не смогут». Действительно, многие страны сумели снизить дефициты бюджета и задолженность без дефолтов (Мексика – в 1995 году, Южная Корея – в 1998-м, Турция – в 2001-м, Бразилия – в 2002-м), но у них всех изначальная ситуация была гораздо более благоприятной, чем у Греции сегодня. Внешний долг был куда ниже, но даже этого было недостаточно – для получения конкурентного преимущества на внешних рынках все они прибегали к девальвации национальных валют, а этот вариант для входящей в еврозону Греции опять же неприемлем. Однако «время куплено», и, скорее всего, даже если Греции придется пойти на реструктуризацию госдолга, все можно будет сделать с минимальными последствиями для остальных членов еврозоны и ЕС

Александр Зотин

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter