Развитые страны боятся конъюнктурных денег » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Развитые страны боятся конъюнктурных денег

Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ), состоявшийся 21 марта, подтвердил свое намерение создать "кодекс поведения" для национальных фондов. Пока основная работа будет сосредоточена на анализе роли фондов национального благосостояния в мировой экономике. В дальнейшем в "кодексе поведения", проект которого может быть обсужден уже в октябре, найдут отражение вопросы общественного контроля, прозрачности, подотчетности фондов.
24 марта 2008 ИХ "Финам" | Архив
Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ), состоявшийся 21 марта, подтвердил свое намерение создать "кодекс поведения" для национальных фондов. Пока основная работа будет сосредоточена на анализе роли фондов национального благосостояния в мировой экономике. В дальнейшем в "кодексе поведения", проект которого может быть обсужден уже в октябре, найдут отражение вопросы общественного контроля, прозрачности, подотчетности фондов.

Вопрос этот стал актуальным совсем недавно. По сути, как говорит аналитик ФК "УРАЛСИБ" Владимир Тихомиров, речь идет о новом финансовом явлении. "В последнее время национальные фонды приобретают все большее значение. Раньше не было создано таких больших резервов. Был норвежский фонд, но существенно меньше, и никакой угрозы он не представлял. А тут речь идет о более значительных суммах", - отмечает эксперт.

Объем нацфондов, по оценкам МВФ, вырастет в течение 5 лет с нынешних $2-3 трлн до $6-10 трлн. Сейчас самыми крупными фондами национального благосостояния владеют Китай, Кувейт, Норвегия, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты.

Однако появление нового финансового явления – это далеко не единственная причина для его анализа и пристального изучения. "В данный момент в развивающихся странах накопились большое количество национальных фондов, средства которых вкладываются нетрадиционно, - комментирует ситуацию профессор Российской экономической школы Олег Замулин. - Потому что раньше такого не было, чтобы крупные банки частично покупались национальными фондами. Это вызывает настороженность со стороны тех стран, в чью экономику вкладываются средства национальных фондов. Все-таки, когда иностранные правительства владеют значительной частью частной экономики – это ситуация нестандартная, она противоречит традициям. Поэтому, наверное, имеет смысл сесть за стол переговоров и поговорить о том, как такие вложения делать, стоит ли их делать вообще или надо договориться об ограничении такой деятельности. Мне кажется, что вопрос совершенно справедливо поставлен".

Так вот, "кодекс поведения", по мнению главы Департамента МВФ по денежными кредитным рынкам Жаиме Каруана, - это наилучшая практика, принципы, сведенные воедино, которые позволят снять опасения по поводу деятельности фондов в странах, куда они вкладывают деньги, будут способствовать открытости мировой монетарной и финансовой системы.

"Конечно, - подчеркивает Владимир Тихомиров, - свод единых правил не может быть обязательным для всех. Правила инвестирования разрабатываются каждой страной. То, что хочет сделать МВФ – это необязательная хартия, которая может быть взята за основу для разработки национальных правил".

Тем временем на прошлой неделе министерство финансов США подписало соглашение с инвестиционными фондами Объединенных Арабских Эмиратов и Сингапура. Оно предусматривает более широкое раскрытие информации фондами, а также гарантии того, что их инвестиции преследуют экономические, а не геополитические цели, и что целью всех инвестиций фондов должна быть исключительно коммерческая выгода. В прошлом году фонды инвестировали, по крайней мере, $59 млрд, в том числе в американские банки, включая Citigroup Inc. и Merrill Lynch & Co., что привело к призывам из Конгресса повысить прозрачность деятельности фондов.

Однако пока все эти идеи создания "кодекса поведения" для нацфондов России не касаются. Накопленные при помощи благоприятной конъюнктуры деньги наши финансовые власти вкладывают в низкорискованные государственные бумаги, а не в частные активы за рубежом. "Но кто его знает, какой у нас будет министр финансов через два месяца и что он захочет сделать со стабилизационным фондом", - отмечает Олег Замулин.

Пока же внутри страны идут активные дискуссии по поводу того, как распорядиться резервными деньгами. В последнее время банковское сообщество заговорило о том, что доходы от нефти надо вкладывать в реальную экономику через кредитный механизм.

"Сейчас у нас накоплено около 600 млрд долларов, - говорит руководитель Центра инвестиционного мониторинга и прогнозирования Института народного хозяйства и прогнозирования РАН Яков Дубеницкий. - И многие сегодня говорят, что резервов мы накопили чересчур много. Поэтому пятую часть, или десятую (это будет 50 млрд долларов), накопленных денег можно использовать для долгосрочного кредитования. Изношенность основных фондов в среднем по всем отраслям составляет 70%. На мировом рынке высокотехнологической продукции мы занимаем 0,2%. Технологический кризис в разгаре. На модернизацию российской экономики требуется как минимум 600 – 700 млрд долларов на десять лет, то есть в год по 50 – 60 млрд долларов. То есть нам должно хватить и на резервы, и на модернизацию".

Но российские власти продолжают стоять на своем: Стабилизационный фонд – это не инструмент инвестирования, а это подушка безопасности. А "длинные" деньги, по словам Олега Замулина, можно брать внутри собственной страны. У нас есть большое количество граждан, которые делают сбережения. Надо создать такую финансовую систему, чтобы наши граждане не боялись давать длинные деньги нашей собственной экономике. Это и пенсионные деньги, это и просто сбережения. Тем более за рубежом длинные деньги существуют. Хотя в данный момент с этим проблемы из-за финансового кризиса. Но кризис – это вопрос одного – двух лет.

Елена Калиновская

http://www.finam.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter