Real Heroes of Gloom & Doom » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Real Heroes of Gloom & Doom

C мая прочитал три важные книги, о которых необходимо отчитаться
7 июля 2010 Архив Тимофеев Дмитрий

C мая прочитал три важные книги, о которых необходимо отчитаться.


Первая – мемуары экс-министра финансов США Джона («Хэнка») Полсона «On the Brink: Inside the Race to Stop the Collapse of the Global Financial System».
Все наверняка помнят «план Полсона», так долго принимавшийся законодателями США памятной осенью 2008-го года. Полсон прожил кризис в самом эпицентре, пытаясь его разрулить и его свидетельства, безусловно, очень ценные.

До книги у меня мучал вопрос, почему был спасен Bear Strens и почему дали обрушиться Lehman Brothers? Ответ оказался прост. В США работает система сдержек и противовесов. Разные ветви власти имеют свою силу – ФРС, Конгресс, Сенат и президент. Свобода действий у всех ограничена друг другом. Летом 2008-го года выборный сезон был в полном разгаре. Республиканцы и демократы кричали лозунги, которые должны были понравиться народу. Спасение Bear Sterns за счет денег ФРС (взявшего «на грудь» некоторые проблемные активы) воспринималось как нечестное – трата денег налогоплательщиков на заигравшихся банкиров. Я помню, что в это время целый ряд российских наблюдателей кричали о проблеме «морального риска» и что нужно дать всем обанкротиться. Так вышло, что летом обе партии США заявили Полсону «no more bailouts», что Обама, что Мак Кейн. В итоге, в сентябре у Полсона руки были связаны, несмотря на его желание и несмотря на поддержку от Буша. ФРС отказалась вмешиваться в спасение Lehman Brothers, частный капитал не смог повторить опыт спасения LTCM.

Правда, осенью правительству США все-таки пришлось спасать Fannie Mae и Freddie Mac и страховщика AIG, которые были слишком большими, слишком связанными, критически и политически важными. Удалось спасти также Merrill Lynch за счет BOA. Кризис, конечно, случился не из-за бакроства Lehman Brothers, вся финансовая система "заигралась" и некоторые не выжили.

Среди прочего Полсон сообщает, что русские предлагали китайцам начать сбрасываь обязательства GSE Fannie/Freddie , то ли чтобы вынудить правительство США спасти их, то ли чтобы напакостить. Оставим без комментариев.
 
От мемуаров остались впечатления честного рассказа. Знаю, что некоторые обвинят Полсона в подыгрывании Goldman Sachs, поскольку ранее он был директором этого банка. Знаю, что его будут обвинить в неосведомленности, глупости, того что он не предвидел кризис и не смог его предотвратить. Проблема ипотечных долгов осознавалась и Полсоном и Бернанке, но сильно  недооценивалась, о чем честно рассказано. Поэтому перейдем к тем, кто действительно предвидел кризис.


Вторая книга Майкла Льюиса «The Big Short: Inside the Doomsday Machine» посвящена как раз таким людям. Как бы не хвалили Н.Рубини и прочих «буревестников», заявлять пессимистические вещи, это не то же самое, что предвидеть и заработать на кризисе. А заработало на нем, по мнению Льюиса, в пределах одного – двух десятков инвесторов из части хедж-фондов.
[Предупреждаю! Если кто-то собирается читать эту книгу, то я собираюсь сейчас собираюсь ее вкратце пересказать сюжет. Книга больше походит на художественную и я могу испортить впечатление.]

Главный герой книги Льюиса – доктор Майкл Бэрри (Dr. Michael Burry). Это действительно доктор, молодой парень, который после выпуска в 90е годы занимался неврологией. С больничного компьютера он выходил в интернет, где вел то, что сейчас назвали бы блог. В нем писал о том, какие технологические акции надо покупать. В те времена подобных ресурсов было мало и он привлекал внимание. Тем более, что неплохо выбирал бумаги, руководствуясь «стоимостью» или фундаментальным анализом. В конце 90-х он решил оставить медицину и приехал в Нью-Йорк с намерением открыть хедж-фонд (!). В кармане у него совсем немного денег – что-то порядка сотни тысяч долларов.


Real Heroes of Gloom & Doom


К его удивлению, Майкла Бэрри на Wall Street знали и помнили. C ходу Gotham capital выкупила у него 25% в еще не открытом бизнесе по управлению активами за $1 млн. «после налогов». Бэрри удалось набрать инвесторов, он создал хедж-фонд и продолжил специализироваться на поиске недооцененных технологических акций. Это было трудное время, NASDAQ сдувался, но Майклу удавалось находить растущие бумаги.

Где-то к 2004-му году у него стали возникать подозрения, что на Wall Street что-то идет не так. Он начал изучать ипотечные бумаги, читать проспекты и понял, что стандарты кредитования стали слишком легкими.

Бэрри решил заработать, но это было непросто – облигации не шортят. Обеспеченные активами облигации ABS / CDO неликвидны, разрознены. Для его хедж-фонда впервые на Wall Street были разработаны отдельно торгуемые кредит-дефолт свопы (CDS) на RMBS CDO. Поскольку в пулах закладных нет дефолта как такового, а есть набор дефолтов отдельных заемщиков, выплаты по нему производятся в формате pay-as-you-go.

Бэрри, отбирал subrime - пулы закладных ARM. Такая ипотека предусматривает низкие проценты в первое время «teaser rate», (например, 2%) действующие льготный период, типично два года. Затем ставки возрастают до реальных (12%), плюс, нужно начинать гасить тело долга. Ежемесячный платеж, казавшийся небольшим, возрастает многократно.

В числе покупателей домов в США описывается садовник, не говорящий по английский, который приобрел себе жилище за $750 тыс. Была бейби-ситтер, купившая себе 5 (?) домов. Доктор Бэрри покупал CDS на пулы, выданные в 2005-м году и они должны были «созреть» к 2007-му, когда он ожидал массовых банкротств. [Осознаю, что для некоторых многие аббревиатуры прозвучали, прозвучит как бред, но это не так :-) Готов разъяснить, что непонятно в комментариях.] Важно, что он ожидал выигрыша в 2007-м и важно, что он делал эту ставку в 2005-м и в начале 2006-го.

И тут у него начались проблемы. Кредит-дефолт свопы требуют от покупателя регулярных платежей, которые начали давить на доходность фонда, стоимость которого начала снижаться. Акционеры хедж-фонда нанимали его как «пикера» акций (stock picker), а он вязался в экзотические инструменты на экзотическом рынке. Инвесторы начали давить на него, на апогее отвернулись от него. Правда, многие из них были заблокированы на два года (lock-up period) и не могли требовать погашения своей доли.

Можно почитать какие письма он писал в это время своим акционерам. Записка конца 2006-года поражает своей ясностью (полезно прочитать тем, кто хотят разобраться в устойстве ипотеки в США). Майкл Бэрри пишет, что надвигается финансовый Армагеддон, объясняет суть инструментов и указывает на надвигающиеся потери. Более того – он уже давно полностью «забил» портфель инструментами, чтобы сделать на этом деньги. Около 1.5 лет, в 2005-м и 2006-м , он прожил под жутким давлением от своих акционеров, от него отвернулись практически все, включая Gotham capital, выделившая деньги в самом начале. Он знал, что он прав, но не мог ничего объяснить, он был в одиночестве. Ему пришлось уволить немногочисленный персонал, чтобы снизить издержки в то время пока CDS требовали платежей и не приносили прибыли. Об этом он сухо сообщает на первой странице своей компании Scion capital

В начале 2007- года лед тронулся, к лету стало ясно, что Майул прав. В 2008-м он заработал кучу денег для своих акционеров, но никто не пришел и не извинился. В итоге, он закрыл фонд и занимается сейчас частными инвестициями (очевидно, своими, поскольку очень разбогател на кризисе).

Доктор Бэрри очень странный – в детстве у него был рак, и он лишился одного глаза и пользуется стеклянным. Он испытывает трудности с общением и не слишком нравится людям. В книжке указывается, что у него форма аутизма - синдром Аспергера (есть предположение, что такая болезнь была у Эйнштейна и Ньютона).

Остальные инвесторы, которые сделали деньги на кризисе, похоже, просто скопировали опыт Майкла. Главную роль в этом сыграл трейдер Дойче-банка Грэг Липман, который популяризовал эту идею среди разных инвесторов. Одним из последних счастливчиков, покупавших RMBS CDS был Goldman Sachs. Как образно описывается, банк первым рванулся из зрительного зала, с криком «пожар». Остальные просто «сгорели на стульях». Банк Goldman Sachs пытаясь спастись (захеджироваться), разделял CDO на части, забирая себе страховку и продавая остатки инвесторам.
Одним из главных продавцов страховок в период надувания пузыря была AIG, точнее ее подразделение AIG FP (financial products). Это один из главных лузеров кризиса (потери Citi group больше – $130 млрд.) Сейчас в терминале Bloomberg указывается, что потери страховой компании достигли $97 млрд. (общие потери по всему миру близки к $1.8 трлн.). Капитал AIG за это время пополнен на $100 млрд., преимущественно на деньги налогоплательщиков. Когда Goldman Sachs заявлял, что не нуждается в помощи правительства, это была неправда – потери банка компенсированы страховкой, которую выплачивают налогоплательщики через AIG.

Поскольку Майкл Бэрри ожидал финансового Армагеддона и не полагался на то, что Wall Street выплатит ему приз полностью. Его фонд был квалифицированным инвестором и по правилам ISDA банки Wall Street должны были выставлять ему обеспечение по CDS, когда он начал выигрывать. Майкл ликвидировал почти все свои позиции (перепродал) до апреля 2008 года, так что его нельзя обвинить в том, что он заработал за счет дяди Сэма. Он все сделал, чтобы заработать на этом и чтобы его не смыла волна.

Майкл Бэрри непубличен, в СМИ и интернет о нем немного информации. Небольшое видео с ним было в программе «60 минут» на CBS, есть выдержки из книги Льюиса на VF.com. Похоже, мы больше его не увидим, он чурается публичности. Но это определенно главный герой кризиса.

Автор книги The Big Short Майкл Льюис известен отечественным читателям по переведенной на русский книге «Покер Лжецов». Под впечатлением я перечитал ее заново и получил удовольствие. Но это не третья книга, о которой хотел рассказать.


Третья книга - Лоренса Мэйера «A Term at the Fed: An Insider's View», она совсем не о кризисе. А о том, что творится внутри ФРС. Мэйер - это профессор, занимающийся монетарной теорией, которого в 1997-м году демократ-Клинтон назначил в совет директоров ФРС. Там Мейер он проработал 5.5 лет до начала 2002 года, и ушел, поскольку вряд ли бы республиканец-Буш его переназначил. На срок Мэйера выпала «Новая экономика» (бурный рост производительности США на компьютерной и интернет-технологии), надувание пузыря Насдак, сдувание, теракты 9/11, проблема Y2K, Азиатский кризис и крах LTCM.

Роль Гринспена в принятии решений велика. Управляющие ФРС стараются прийти к консенсусу, обширно дискутируют и сверяют мнения. При этом Мэйер пишет, что не уверен, удалось ли ему хотя бы раз повлиять на решение по ставке в заседаниях FOMC.
Рассказывается, как в ФРС принимались решения и чем руководствовались, какие показатели в экономике отслеживаются (занятость и core cpi). ФРС выглядит очень независимым органом, влияние политики не зашкаливает. Сообщается, что Буш не вмешивался в решения, некоторые конгрессмены пишут письма и что-то требуют, но не более.

Некоторые общие выводы:




  • Не могу не пнуть теоретиков заговора. После кризиса активно гуляли теории a-la «ФРС-частная лавочка», «Америкой (и миром) правит куча банкиров-евреев», «кризис вызван специально, чтобы перераспределить собственность/ повредить России / опустить Китай». Пусть конспирологи почитают эти книжки и попробуют их состыковать со своими доктринами. Пусть попробуют поймать на лжи. В мемуарах описывается масса людей, которые учувствовали в принятии решений. Они легко могут опровергнуть факты из книг, но опровержений нет. Ну и главный вопрос, если есть заговор, почему никто его не замечает на вершинах американской власти?

  • Меня все терзает мысль, почему я не угадал кризис. Ответ неутешительный. Мысленно помещаю себя в 2006-й год, с моими текущими знаниями об устройстве рынков ипотеки, кредит-дефолт свопах и прочих вещах. Даже после этого мне не удалось бы понять, что кризис подкатывает. Не хватит данных о том, сколько «токсичных» бумаг на счетах банков, не будет известно, что AIG «собирает копейки перед асфальтовым катком» (Полсон с Бернанке поняли что они "спасли", только через несколько месяцев). Мне не хватило бы толку понять хитросплетения электорального периода в США и того, что Полсону свяжут руки Обама с Мак Кейном. Все что я бы мог заявить тогда и сейчас – кризисы случаются, и что вряд ли “This time is different”. Но это не тоже самое, что принять верное решение и сделать все идеально, как сделал Майкл Бэрри.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter