Стаг против Фляции » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Стаг против Фляции

Что страшнее: растущая инфляция или слабеющий рост?




Узкие брюки и платья в стиле Мэри Квант. Этой весной американские модницы черпают вдохновение в модных тенденциях 1960-х. Однако ретро-тема для финансовых рынков и управляющих Центробанками отражает другую, куда менее приятную эпоху. Ослабленный рост на фоне упрямо высокой инфляции говорит о том, что Америка вновь испытать на себе тяжкое бремя 1970-х, обозначившееся таким малоприятным явлением, как стагфляция.



Экономика выросла в первом квартале этого года всего на 1,3%, тогда как дефлятор ВВП, наиболее общий критерий ценового давления, вырос в годовом соотношении на 4%. Темпы роста дефлятора "чистых" личных потребительских расходов (РСЕ), который не учитывает цены на энергоносители и продукты питания, оказались менее значительными. Но, тем не менее, это мерило инфляции, традиционно используемое ФРС, по-прежнему выходит за пределы зоны комфорта.



По стандартам 1970-х годов, когда инфляция измерялась двузначными числами, не далеко от нее отставала и безработица, сегодняшние проблемы кажутся просто детским лепетом. Работы много, а инфляция по историческим меркам относительно низкая. Но современных банкиров, стремящихся, во что бы то ни стало закрепить за собой репутацию борцов с инфляцией, это очень огорчает. Несмотря на год ослабленного экономического роста, базовые цены все равно растут слишком быстро.



Однако пока руководство Центробанка только много говорит и мало делает. С июня краткосрочная процентная ставка держится на уровне 5,25%, но при этом Банк изо всех сил пытается донести до массового сознания, что инфляция остается их главным врагом. В сопроводительном заявлении, опубликованном после объявления решения по ставке 9 мая, просматривается та же тенденция. Однако дальнейшие действия Центробанка по-прежнему остаются тайной, покрытой мраком. Финансовые рынки полагают, что, в конце концов, рецессия покажется ФРС страшнее инфляции. Цены на фьючерсы по ставке по федеральным фондам и на евродоллары говорят о том, что во второй половине года Банк снизит ставку как минимум на 0,25%, при этом в 2008 году ослабление, скорее всего, продолжится.



Однако не стоит уделять этому слишком большое значение. В последнее время финансовые рынки постоянно переоценивают желание Центробанков снизить ставку. Если внимательнее присмотреться к причинам инфляционного давления, то становится понятным, что ФРС не может себе позволить потерять бдительность. Цены на энергоносители за последнее время существенно выросли (цены на бензин поднялись на 80 центов за галлон, то есть на 30% за три прошлых месяца). Курс доллара снижается (в апреле был установлен новый исторический минимум). Практически каждый показатель темпов роста уровня зарплаты набирает обороты, несмотря на то, что производительность оставляет желать лучшего.



Короче говоря, все традиционные сигналы опасности указывают в одном направлении. Однако может статься, что они не настолько уж и значимы. Согласно статистическим данным, благодаря прочной репутации Центробанка как борца с инфляцией, базовые темпы роста цен в США нынче меньше подвержены влиянию переходных факторов, таких как цены на энергоносители и продукты питания. Взаимосвязи между безработицей и инфляцией ослабли. А солидная рентабельность позволяет американским фирмам справляться с растущими затратами на содержание персонала.



Да прибудет с нами ФРС



Как справедливо подметили некоторые управляющие региональными отделениями ФРС, куда важнее инфляционные ожидания, которые, в свою очередь, зависят от степени доверия людей к политике Центробанка. Если принять во внимание, что люди верят в способность и желание ФРС сдержать инфляцию, то ожидания будут оставаться низкими. Похоже, что так и происходит на самом деле. Большинство критериев долгосрочных инфляционных ожиданий, такие как оценки профессиональных экономистов, стабильно держатся на уровне 2% или чуть выше. Однако в апреле один из них, индекс потребительского настроения Университета Мичигана, довольно резко вырос из-за удорожания топлива.



Несмотря на существующие инфляционные риски, капризы статистики могут показать снижение чистой инфляции в ближайшие месяцы Жилищные затраты - значительная часть инфляционной корзины США (почти 40% от чистого индекса потребительских цен и 20% от чистого дефлятора РСЕ). Из-за отсутствия прямого способа оценки жилищных затрат для владельцев домов, их приходится вычислять на основе существующих арендных платежей. А в 2006 году пузырь на рынке жилья лопнул, поэтому многие теперь предпочитают снимать жилье, а не покупать его. Это ведет к росту подразумеваемых затрат на жилье. Предложение на рынке сдаваемой в аренду недвижимости растет, поскольку многие домовладельцы пытаются заработать на простаивающей без дела площади. Это может замедлить темпы роста цен на аренду. Мартовский чистый индекс РСЕ не изменился с февраля, что привело к снижению его значения в годовом исчислении до 2.1%, что всего лишь на чуть выше неофициального предела ФРС. При этом не исключено, что в ближайшие месяцы снижение продолжится.



Пока не ясно, однако, успокоит ли банкиров чистая инфляция в размере 2% на столько, что они решатся на понижение ставки. Проблема в том, что руководство Банка не может договориться относительно того, что считать оптимальными темпами роста инфляции, а также относительно того, как быстро к ним надо прийти. Некоторые наиболее агрессивно настроенные члены управляющего совета предпочли бы, чтобы показатель находился в пределах зоны комфорта 1-2%. Другие же считают, что инфляция должна быть ближе к 2%. Например, Фредерик Мишкин недавно заявил, что инфляция ниже 2% потребует снижения инфляционных ожиданий, что может быть "весьма сложной, трудоемкой задачей".



Многое будет зависеть от того, насколько сильным окажется экономический спад. Пока рост ниже среднего не вылился в рост безработицы, который предсказывал Центробанк. По официальным прогнозам, темпы роста ВВП увеличатся во втором полугодии. Однако пока экономические данные рисуют весьма неоднозначную картину. Заказы на товары длительного пользования указывают на возобновления роста инвестиций после недавнего спада. А индекс менеджеров по закупкам института ISM свидетельствует о том, что сектор обрабатывающей промышленности прочно стоит на ногах. Экспорт, скорее всего, будет расти, подстегиваемый активным ростом мировой экономики и ослаблением доллара.



Но рынок жилья по-прежнему не радует нас своими показателями. Индекс незавершенных сделок купли/продажи на вторичном рынке жилья неожиданно упал, достигнув минимального уровня за последние четыре года. А потребители, измученные дорожающим топливом и снижающимися ценами на жилье, тоже могут упасть духом. В марте американцы сократили свои расходы на 0,2% в реальных терминах. Добавьте эти неоднозначные сигналы к неизвестности в отношении инфляции, и станет очевидно, что в течение ближайшего времени не стоит ждать от ФРС каких-либо действий. В отличие от модных тенденций, которые всегда на лицо, тенденциям монетарной политики Центробанков, чтобы сформироваться и проявиться, требуется время.

По материалам печатного издания The Economist